Урок-игра по русскому языку для 5–7-х классов. Тема: "Красна речь пословицей"

Разделы: Русский язык


Цели.

  • Обобщить знания учащихся о народных пословицах.
  • Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,
  • Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией,
  • Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Оборудование.

Плакат с пословицами, карточки с пословицами у каждой группы, книги с пословицами.

На доске:

Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживешь.
Старая пословица век не сломится.
Пословица - всем делам помощница.

Ход урока

Ребята, сегодня мы проводим необычный урок, урок-игру. Тема нашего урока-пословицы. Все вы знаете, как красив и образен наш родной язык, и пословицы, мудрые и красивые, обогащают его.

Пословица - это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл.

В пословице народный ум, народная правда мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

Класс делим на две команды. (Уч-ся придумывают названия команд)

1 конкурс “Знатоки”.

Теоретики и историки .Представители разных команд рассказывают об истории пословиц и дают теоретическую справку о пословице как о жанре фолклора.

2 конкурс “Разминка”.

Конверты с разрезанными на слова пословицами. Собрать как можно больше за 5 минут.

3 конкурс “Добавь словечко”. Блиц-турнир капитанов. (До первой остановки)

4 конкурс “ Магические цифры”.

Каждая команда получает задание назвать пословицы с определёнными цифрами.

Кто больше?

5 конкурс Опять конверт! Распределить пословицы из конверта по темам и добавить свои.

6 конкурс “Литературный” Пословицы в литературе. (Эпиграфы, названия произведений, крылатые выражения из произведений в пословицы).

7 конкурс “Синонимы”. (Подбор синонимичных пословиц к данным каждой команде).

(Можно пользоваться книгами)

8 конкурс “Отгадай картинку”.

(Реализация домашнего задания – обмен заранее заготовленными картинками, угадать пословицу)

9 конкурс “ Вставь рисунок в пословицу”

• Дареному ... в зубы не смотрят. (Коню)

• Когда ... на горе свистнет. (Рак)

• ... рубят – щепки летят. (Лес)

• Не ..., так и не мычи. (Корова)

• Не плюй в ... – пригодится воды напиться. (Колодец)

• Большому ... – большое плавание. (Кораблю)

Подведение итогов, награждение.

Домашнее задание: написать сочинение-сказку с использованием пословиц.

Материал к уроку.

Закончите пословицу:

- Что с воза упало, то ... (пропало).

- Век живи, ... (век учись).

- Один в поле ... (не воин).

- Не зная броду, ... (не лезь в воду).

- Дело мастера ... (боится).

- Когда я ем, ... (я глух и нем).

- Утро вечера ... (мудренее).

- Чем дальше в лес, ... (тем больше дров).

Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Семеро по лавкам.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Язык до Киева доведет.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Слезами горю не поможешь.

Утро вечера мудренее. Тот не заблудится, кто не спрашивает.

Восток ли, Запад ли, а дома лучше.

Один утренний час лучше двух вечерних.

Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Собери части пословицы:

– сколько волка ни корми

– век живи

– любишь кататься

– лучше поздно

– семь бед

– за спрос

– он все в лес смотрит

– век учись

– люби и саночки возить

– чем никогда

– один ответ

– денег не берут

Коса – камень. Д. Нашла коса на камень.
Лес – дрова. Д. Чем дальше в лес, тем больше дров.
Шило – мешок. Д. Шила в мешке не утаишь.
Язык – дело. Д. Не спеши языком, торопись делом.
Дело – мастер. Д. Дело мастера боится.
Труд – лень. Д. Труд человека кормит, а лень – портит.