Цели.
Коррекционные:
- закрепление знаний учащихся о буквах и звуках [Д-Т], [Дь-Ть];
- умения дифференцировать звуки и буквы Д-Т устно и на письме в словах, словосочетаниях, предложениях;
- закреплять умение соотносить звуки с символами;
- совершенствовать фонематический слух и восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов;
- активизировать и расширять словарь учащихся по теме: Зима, Птицы;
- развивать грамматические формы речи;
- способствовать снятию напряжения, улучшению настроения.
Развивающие:
- развитие умение формулировать ответы на вопросы;
- развитие слуховой и зрительной памяти, внимания;
- развитие познавательного интереса.
Воспитательные:
- воспитание желания активно работать на занятии;
- воспитание самоконтроля;
- воспитание заботливого отношения к зимующим птицам.
Оборудование: мультимедийная презентация, снежки из ваты, корзинка, тетради, карточки - буквы Д и Т, профиль артикуляции звуков, сигнальные карточки (на каждого учащегося), макеты деревьев и птиц на магнитах, индивидуальные карточки с текстом (на каждого), картинка солнышка, оранжевые полоски - лучики (на каждого).
Таблица (в редакции автора)
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент. | Добрый день, ребята! Я рада
встрече с вами. - Отгадайте загадку: (слайд № 2) Снег на полях, - Наступил первый зимний месяц-декабрь, который подарил нам мороз, снег, веселую зимнюю забаву - игру в снежки. - Давайте поиграем в снежки, возьмите снежки и бросайте их в корзину, называя зимние слова, отвечая на вопрос - зима какая? - Молодцы! - Садитесь на свои места, откройте тетради и запишите число, месяц. |
Дети, стоя в кругу, приветствуют учителя, припоминают время года, месяц.
Учащиеся берут по снежку, бросают в корзинку и называют слова, отвечая на вопрос логопеда (холодная, снежная, суровая, радостная, лютая, морозная, вьюжная, долгая и т.д.) |
2. Актуализация знаний. | - Вспомните, о ком мы говорили на
прошлом занятии? - У каждого человека есть родственники и у слова птица тоже есть слова-родственники, назовите их. - Каких птиц называют зимующими? - Почему они не улетают?
- И все же суровая зима ни кого не щадит, птицам приходится холодно и голодно. Как мы можем помочь им в это время года? - Холодная зима не балует своим теплом и солнечными лучами пернатых, предлагаю вам собрать солнечные лучики для них. За старание на занятии, за правильно выполненное задание вы будете получать лучик солнышка. - Подкрепиться и согреться к нам прилетели разные птицы (слайд № 3, логопед читает стихотворение) Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли, В гости в первый день недели К нам в кормушку прилетели… - На доске слова - анаграммы с названиями различных птиц, соберите слова и назовите птиц. - Прочитайте, какие птицы прилетели к нам? - Можно ли всех этих птиц назвать зимующими? - Запишите эти слова в тетрадь и разделите их на слоги. - В каких словах два слога? Почему? - В каких словах три слога? Почему? - В каком слове букв больше, чем звуков? |
Мы говорили о птицах.
Птичка, птицелов, птицефабрика, птичье (гнездо), птичий (хвост), птичница.
Птиц, которые остаются зимовать называют зимующими. Птицы остаются потому, что они не мерзнут, находят себе пищу, могут пережить суровую зиму.
Нужно делать кормушки для птиц, подкармливать их зернами, хлебом, семечками.
Ученики выходят к доске составляют слова, переставляя буквы.
(Сорока, воробей, дятел, голубь)
Да, это зимующие птицы. Дя-тел, го-лубь. Со-ро-ка, во-ро-бей.
В слове голубь-буква ь звука не обозначает. |
3. Объявление темы занятия. | - В названии какой птицы два
мягких согласных звука? - Назовите согласные. - Какие пары по твердости есть у этих звуков? - Как называются эти согласные? - Сформулируйте тему нашего занятия. - Сегодня мы будем продолжать различать парные согласные звуки и буквы Д-Т и продолжим разговор о птицах (слайд № 4 ) |
Дятел. Дь и Ть. Д и Т.
Парные согласные звуки. Различение звуков и букв Д-Т. |
4. Повторение.
|
- Чем схожи звуки [Д-Дь] и [Т-Ть]? (На
доске профиль артикуляции звуков)
- Чем звуки [Д-ДЬ] и [Т-Ть] различаются?
- Звуки [Д-Дь] и [Т-Ть] различаются звонкостью и глухостью. (Слайд № 5) - Какими буквами обозначаются на письме эти звуки? - На что похожа буква Д? Буква Д как будто дом, Но всего с одним окном. (Слайд № 6) - Что вам напоминает буква Т? Т напоминает грабли, Но без зубчиков, не так ли? (Cлайд № 7)
- Зачем нужно учиться различать эти звуки и буквы? Чтобы не делать ошибок мы будем тренироваться в написании слов с этими буквами. |
При произношении звуков [Д-Дь] и
[Т-Ть] положение органов артикуляции одинаковое
– губы в улыбке, язычок за верхними зубами, под
напором воздуха язык отрывается от зубов. Звуки [Д -Дь] – согласные, могут быть твердыми и мягкими. Звуки [Т -Ть] – тоже согласные, твердые, мягкие.
При произношении звуков [Д-Дь] голосовые связки работают, горло дрожит, звук произносится с голосом, поэтому он звонкий. При произношении звуков [Т-Ть] голосовые связки отдыхают, горло не дрожит, звук произносится без голоса, поэтому он глухой. Буквами Д и Т. Буква Д похожа на дом. Буква Т напоминает трубу, антенну.
Чтобы не путать звуки и буквы и правильно писать в словах. |
5. Дифференциация (Д-Дь), (Т-Ть) в
словах.
|
- Ребята, как вы думаете, птицам
нужно хорошее зрение и хороший слух? - Органы слуха и зрения помогают не только в охоте, но и оберегают птиц от различных опасностей.
1. Игра “Покажи букву” - Проверим, какие внимательные вы. Послушайте слова и поднимите карточку-букву Д или Т, соответствующую звукам в словах: добыча, хвост, дерево, полёт, когти, дупло, птенцы, гнездо, стая. - В каких словах услышали мягкие согласные ? - Как вы понимаете слово стая? Стая - это скопление птиц, можно сказать стая журавлей, стая грачей (слайд № 8) - Много может быть кого? Каких птиц? - Молодцы! Все были внимательны и правильно различали звуки и буквы Д-Т в словах. Каждый получает лучик солнышка. - Прилетело много птиц, одни разместились на кормушке, а другие ждут своё место на деревьях (на доске макеты деревьев и птиц на магнитах). - Прочитай Настя, кто ещё к нам прилетел? - Какая птица вам ещё не известна? - Прочитаем про этих птиц, следите за моим чтением. (Cлайд № 9) - Клёст-это зимующая птица. У клеста острый загнутый клюв, который нужен ему для добывания семян из шишек. (Cлайд № 10) - Кедровка - одна из птиц, которая заготавливает себе на зиму запасы, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала. - Каких птиц можно встретить в нашей местности? - Какая птица залетела по ошибке? Почему? 2. Игра “Рассели птиц” - Давайте поможем каждой птице найти своё дерево (на доске два макета деревьев с буквами Д и Т). - Молодцы, ребята, вы правильно распределили слова с буквами Д и Т. - Илья, какой птице ты помог найти дерево? Почему она приземлилась на это дерево? - А ты, Вероника, кому помогла? - Помогая птицам найти своё место на дереве, мы учились различать буквы Д и Т в словах (логопед вручает лучики учащимся). |
Хорошее зрение птицам помогает
охотиться ночью, например, сове. Находясь на далеком расстоянии, друг от друга, птицы могут услышать звуки, слышат даже как шуршит мышь в норке.
Учащиеся слушают слово и поднимают карточку-букву Д или Т.
Дерево, когти, птенцы.
- Стая это множество птиц.
Много воробьёв, много синиц, много снегирей, сорок, голубей, ворон, дятлов.
Учащиеся читают на доске карточки с названия птиц (клест, тетерев, кедровка, свиристель, дрозд, куропатка) Клёст, кедровка.
В нашей местности можно встретить тетерева, куропатку, клеста, свиристеля. Дрозд – это перелетная птица, она не остается зимовать. Два ученика выходят к доске, выбирают макет с названием птички, читают и определяют есть ли в названии буква Д или Т и на какое дерево сядет его птица. Я помог клесту, свиристелю, кедровке. Помогла куропатке, тетереву,дрозду. |
6. Физминутка. | - Мы хорошо потрудились, а теперь
пришло время для отдыха. Мы сегодня не ребята, Мы сегодня воронята, Воронята вдруг проснулись (встали, потянулись), Вправо, влево повернулись - раз-два, раз-два (повороты вправо, влево) Крылышками помашали, (машут руками) Сели крошки поклевали, (садятся на корточки и имитируют, как клюют крошки), Головою повертели-раз-два, раз-два (повороты головы вправо, влево) И на место тихо сели. |
Учащиеся встают возле парты и выполняют движения, повторяя вместе с учителем слова физминутки. |
7. Закрепление. Дифференция (Д-Дь), (Т-Ть) в словосочетаниях. |
Упражнение “Закончи
предложение” - Поиграем со сложными словами. -
Попробуем законсчить предложения про птиц. (Cлайд № 11) - У сороки длинный хвост, поэтому её называют…. длиннохвостая сорока. (Cлайд № 12) - У синицы грудка желтая, её называют… жёлтогрудая синица. (слайд № 13) - У дятла длинный клюв, поэтому его называют… длинноклювый дятел. (Cлайд № 14) - У воробья пестрая голова, поэтому его называют…пёстроголовый воробей. - В каких словах вы услышали звуки [Д] –[Т]? Оба звука? (Учитель обращает внимание учащихся на правописание этих слов) - Прочитайте хором эти длинные слова. (Слайд № 15) Работа в тетради. - Запишите эти словосочетания в тетрадь в следующем порядке - сначала с буквой Д, затем с буквой Т, затем - с буквами Д и Т (логопед проводит индивидуальную проверку выполненной самостоятельной работы и раздает лучики тем, кто справился с заданием) |
Ученики договаривают словосочетания. Длиннохвостая сорока. Жёлтогрудая синица. Длинноклювый дятел. Пёстроголовый воробей.
(Ученики ещё раз читают по слогам слова - длиннохвостая, желтогрудая, пёстроголовый, длинноклювый)
|
8. Гимнастика для глаз. | Игра “Найди птицу” -
Проведем гимнастику для глаз. - Не поворачивая головы, попробуйте найти картинку с изображением птицы, которую я буду называть. - Посмотрите на птицу, которая находится в правом верхнем углу доски (глухарь). - Переведите взгляд на птицу в левом верхнем углу доски (снегирь). - Посмотрите на птицу в правом нижнем углу (свиристель). - Переведите взгляд на птицу в левом нижнем углу (голубь). - Закройте глаза и вспомните, каких пернатых вы увидели. - Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению следующего задания. |
По заданию логопеда ученики
находят глазами на доске названных птиц.
Дети закрывают глаза и называют птиц по памяти. |
9. Дифференция (Д-Дь), (Т-Ть)
в тексте.
10. Проверка. |
- Сильный зимний ветер
раздул буквы Д-Т в предложениях. Поможем нашим
пернатым друзьям найти буквы, соответствующие
символам.. - Если вместо пропущенной буквы символ
- колокольчик, какую букву будете писать? - Если
колокольчик перечеркнутый, то какую букву
запишите? Пришла зима. Нас..упили холо..а. Де..и с..елали кормушку. Насыпали ребя..а зерна, семечки. На сле..ующий ..ень приле..ели разные п..ицы. Там и снегири, и воробьи, и свирис..ели. Проверим, как вы справились с заданием. (Слайд № 16) - Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга. - Кто справился с заданием без ошибок? (Ребята получают по лучику солнышка) - Кто нашел ошибку у своего товарища? - Молодцы! Мы сегодня научились различать звуки [Д-Дь], [Т-Ть] и буквы их обозначающие, а также вспомнили про птиц. |
Дети самостоятельно
работают по карточкам, вставляя буквы Д и Т.
Дети работают в парах. |
11. Итог занятия. | - Чем различаются звуки [Д-Дь] и
[Т-Ть]? - Какие новые слова вы узнали на занятии? - Как вы будете помогать зимующим пернатым? - Какие задания были для вас трудными? - Что понравилось на занятии? - Поднимите руку, у кого один лучик, два лучика, три лучика. - Молодцы, ребята! Все вы постарались и собрали лучики для пернатых друзей. Пришла пора подарить лучики солнышку и согреть птичек. (Слайд № 17) |
Дети выходят к доске и прикрепляют лучики к солнышку |