Цели урока.
Образовательная: в интересной, игровой форме повторить материал по темам за курс 9 класса.
Воспитательная: приучать учащихся к общению, взаимопомощи, к самоконтролю. Формировать и развивать познавательный интерес к физике.
Развивающая: развивать умение применять знания, анализировать условия заданий, развивать речь, используя физические термины.
Девиз урока:
“Мало знать – надо уметь применять”. Р. Декарт
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Здравствуйте уважаемые коллеги, ребята.
Давайте создадим хорошее настроение, улыбнемся друг другу. Улыбаясь, мы снимаем с себя напряжение и создаем вокруг себя атмосферу доброжелательности. Начнем урок. Сегодняшний урок мы проведем в форме игры “Что? Где? Когда?”.
Сейчас на доске будет записано слово. Из букв, входящих в него, вы должны составить новые слова (имена существительные в единственном числе и связанные с физикой). Время на работу - 3 мин. Новые слова записываем на листе и не забудьте проставить свою фамилию и имя.
Шесть участников, написавших больше всех слов, будут победителями этого конкурса и они сегодня будут командой знатоков. Удачи всем!
Внимание! Это слово "астрономия". Время пошло.
По истечении отведенного срока листы с ответами собирают и обрабатывают. Затем учитель называет фамилии команды знатоков.
II. Проведение викторины. Целевая ориентация.
А теперь команда должна выбрать себе капитана. Капитаном должен быть самый эрудированный из Вас, так как именно капитан будет определять отвечающего на каждый вопрос. Во время обсуждения у Вас может прозвучать несколько версий ответа, а капитан должен выбрать правильный ответ (по его мнению). Как видите, на капитана возложена большая ответственность в игре.
Игра идет до 8 очков. Команда набравшая 8 очков, получает пятерки, а если проиграет …. За каждый правильный ответ команда получает одно очко. На обдумывание ответа 1 минута. Можно пользоваться калькулятором. Если команда дает неверный ответ, она проигрывает одно очко.
Вопросы в конвертах пронумерованы от 1 до 15
1. Башня высотой 58 метров начала строится в 1173 году и должна была увековечить славу города. Это сооружение, уже слегка наклоненное и поэтому прозванное “падающей” башней, было достроено в 1360 году. Законы, открытые ученым, и знаменитая башня прославили город на весь мир. Назовите город, фамилию и имя ученого.
Ответ: город Пиза в Италии, Галилео Галилей.
2. Представьте себя на необитаемом острове. Перед вами огромная гранитная скала высотой 20 метров, шириной 20 метров и весом 20 т. Как вам сдвинуть её с места, если учесть, что на острове нет ничего, что могло бы помочь?
Ответ: Учитывая плотность гранита 2600 кг/м3, толщина едва ли составит и двух сантиметров. Устойчивость мала, подходи и толкай.
3. Автор первого русского учебника физики.
Ответ: Ломоносов Михаил Васильевич (8 (19) ноября 1711, деревня Мишанинская Куростровской волости Архангелогородской губ. — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург.
4. Российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. Труды в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля. В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 экстерном сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику (с 1892 в Калуге). Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя.
Ответ: Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935).
5. Английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, член (1672) и президент (с 1703) Лондонского королевского общества. Фундаментальные труды “Математические начала натуральной философии” (1687) и “Оптика” (1704). Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Пространство и время считал абсолютными. Работы Ньютона намного опередили общий научный уровень его времени, были малопонятны современникам. Был директором Монетного двора, наладил монетное дело в Англии.
Ответ: Ньютон (Newton) Исаак (4 января 1643, Вулсторп, близ Грантема, графство Линкольншир, Англия — 31 марта 1727, Лондон; похоронен в Вестминстерском аббатстве)
6. За сутки бамбук вырастает на 86,4 см. На сколько он вырастает за минуту?
Ответ: 0,6 мм.
7. Известно, что ближайшим родственником домашней лошади является зебра. Кроме зебр к этому роду относится кулан. Имея массу до 250 кг, спасаясь от хищника, он может развить скорость 70 км/ч. Какую работу совершит кулан, массой 250 кг, запрыгивая на высоту 1,5 м без разбега?
Ответ: 3 675 Дж.
8. Собаке привязали к хвосту консервную банку, которая грохочет во время бега. С какой реальной скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать шума?
Ответ: Сидеть на месте и не махать хвостом.
9. Одна из самых больших змей – питон. Он обитает в тропических лесах. Длина достигает 10 м, а масса – до 140 кг. Нападает иногда на очень крупных животных.
Какая сила трения действует на питона, если его масса 140 кг, а коэффициент трения его тела о песок 0,65 ?
Ответ: 892 Н.
10. Обозначает старинную русскую меру длины, которая есть и в имени маленькой невесты Крота из сказки Г.Х. Андерсена.
Ответ: Дюйм.
11. Российский физик и электротехник, один из пионеров применения электромагнитных волн в практических целях, в том числе для радиосвязи.
Ответ: Попов Александр Степанович.
12. Беркут – могучая хищная птица семейства ястребиных. Обитает в Евразии. Имеет удивительную способность менять плавный полёт (почти скольжение по воздуху) на молниеносное наклонное или отвесное свободное падение (пикирование) на добычу, находящуюся на земле. За сколько секунд беркут достигнет земли при пикировании с высоты 300 метров?
Ответ: 7,8 секунды.
13. Российский физик, организатор и руководитель работ по атомной науке и технике в СССР, академик АН СССР (1943), трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1951, 1954). Исследовал сегнетоэлектрики. Совместно с сотрудниками обнаружил ядерную изомерию.
Ответ: Курчатов Игорь Васильевич (1902/03-1960).
14. Российский ученый и конструктор, академик АН СССР (1958), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Под руководством ученого созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, спутники различного назначения (“Электрон”, “Молния-1”, “Космос”, “Зонд” и др.), космические корабли “Восток ”, “Восход ”, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.
Ответ: Королёв Сергей Павлович (1906/07-1966).
15. Один из самых известных хищников в России – волк. Имея длину тела до 1,5 метров, высоту – до 1 метра, волк развивает на коротких дистанциях скорость до 85 км/ч . А со скоростью до 35 км/ч может бежать несколько часов. Найдите площадь одной лапы волка, если при массе 38 кг давление, оказываемое им на землю, 16 кПа.
Ответ: 0.0058 м2
III. Подведение итогов игры. Выставление оценок .Если время позволяет оставшиеся вопросы разобрать с учениками.
Примечание: если команда знатоков сильная, можно заменить легкие вопросы на дополнительные.
1. Останкинская телебашня в Москве высотой 540 метров, с нее уронили шарик без начальной скорости. Определите скорость в момент падения и время падения.
Ответ: Время падения 10,5 секунд, скорость при падении 102,8 м/с = 370 км/ч.
2. Вам дана формула Эйнштейна для фотоэффекта
Через одну минуту вы должны получить формулу из данной для нахождению .
Ответ:
3. Назовите диапазон частот для звуковых или акустических, инфразвуковых и ультразвуковых волн.
Ответ: звуковые или акустические – от 16 до 20 000 Гц, инфразвуковые – меньше 16 Гц и ультразвуковые более 20 000 Гц.
4. Останкинская телебашня в Москве высотой 540 метров имеет массу 55000 тонн. Какую массу имела бы точная модель этой башни высотой 54 см?
Ответ: 55 грамм. Высота, длина и ширина каждой детали модели будут уменьшены в 540 м/ 0,54 м = 1000 раз. Поэтому объем каждой детали будет уменьшенным в 1 000 000 000 раз.
5. Этот химический элемент был искусственно получен в 1940 году. Он носит имя одного из древнеримских богов, в чье царство он отправил множество душ загубленных им людей. Так каково же имя этого химического элемента?
Ответ: Плутоний (Плутон, бомба).