Цель:
- Образовательная: формирование первичных ценностных представлений о семье (ее составе, родственных отношений и взаимосвязях, традициях), а также первичных гендерных представлений с использованием средств продуктивного вида деятельности для обогащения и закрепления понятия у детей "дружная, счастливая семья".
- Развивающая: развитие свободного общения взрослого и ребенка, устной речи детей, творческого воображения, фантазии, мышления.
- Воспитательная: воспитание потребности в крепкой семье, в милосердии и сострадании на конкретном примере доброго дела и поступка.
Средства создания образовательной среды: игрушка-зайка, коробка-домик, морковь, закладка "Моя семья - веселая ладошка", картон белый и цветной, простые и цветные карандаши, акварельные краски, ножницы, клей, цветные картинки семьи, слонов
Ход занятия
I.Организационный момент. По условному сигналу воспитателя дети собираются и рассаживаются на занятие.
II. "Вхождение" в тему.
-Плохо человеку, если он один. У одинокого человека нет семьи. Это значит, что некому о нем позаботиться. Но если взрослому плохо быть одному, то особенно ужасно это для человека маленького. К счастью, это случается нечасто. Обычно ребенок растет в семье, где окружен любовью и теплом родителей. Если мама и папа любят своих детей, то они обязательно вырастают хорошими людьми.
"Фантастическая добавка".
Ребята, вы слышите кто-то плачет? (воспитатель заглядывает под стол и достает от туда маленького зайчика-игрушку).
- Зайка, ты откуда?
-Я оказался на вашей детской площадке. Я очень замерз. Мне захотелось погреться. Увидев свет в окошке вашей группы, я незаметно пробрался к вам.
Воспитатель берет зайку на руки, и дети хором повторяют за ним слова:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит:
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
(дети поднимают руки над головой "показывают" ушки зайки).
- А почему ты плачешь, зайка?
- Как же мне не плакать, если я потерял свою семью: своих маму и папу! (всхлипывает).
- Ребята, как же нам помочь зайке?
- Зайка, когда днем папа и мама заняты на работе, то они отдают детей в детский сад, который на время (вечером родители забирают детей домой) становится для них семьей. Поэтому мы с детьми готовы стать тебе, зайка, твоей семьей. Мы будем заботиться о тебе! У нас здесь весело! Мы играем в увлекательные игры, готовимся к школе, гуляем с друзьями, учимся общаться друг с другом и с окружающими людьми.
(Зайка согласен, он очень доволен. Дети укладывают его в приготовленную коробку-домик и дают морковку.)
Формирование и применение новых ключевых компетенций.
Это интересно! А вы знаете, ребята, что семьи есть не только у людей, но и у животных. Например, у слонов очень прочные семьи. Матери заботятся о своих детях на протяжении 10-15 лет. Старшие дочери нежно опекают младших сестренок и братишек. Позже, когда у них появятся собственные дети, молодые слонихи не покидают семью, продолжая слушаться своих мам, и трогательно заботятся не только о своих детях, но и о племянниках. Многие слонихи становятся бабушками, а если повезет, то и прабабушками. Они продолжают управлять всей большой семьей.
Пальчиковая гимнастика.
Дружно в группе мы живем. (улыбаются и кружатся)
Все заботятся кругом: (улыбаются и кружатся
Повар варит вкусный суп, (движения помешивания в кастрюле)
Лечит медсестра нас тут. (вытягивают язычок "показывают" горлышко)
Чистоговорка. Ся-ся-ся собралась вся семья. Дети повторят ее несколько раз. Садятся по местам.
- Каждому ребенку необходима семья. Так что же такое семья? Прежде всего, это мама и папа - родители. Но кроме них членами одной семьи бывают бабушки и дедушки, тети и дяди, племянники и племянницы. Раньше люди жили большими семьями. Теперь больших семей почти нет. Но тем важнее стала семейная память и традиции.
Дети рассказывают по-очереди с кем они живут в своей семье и о традициях в своей семье (семейные праздники, что обычно происходит ежедневно в семье традиционно и незыблемо, например мамин и папин поцелуй на ночь с какими-то словами и т.д.).
Чтобы запечатлеть ваши счастливые семьи не только в ваших рассказах, но и на бумаге, мы научимся сегодня делать закладку "Моя семья - веселая ладошка". И вы сможете ее подарить своей семье.
Алгоритм изготовления закладки:
- На чистом белом листе плотной бумаги дети обводят свою правую или левую руку.
- На каждом пальце создают (красками или карандашами) образ членов своей семьи.
- Вырезают по контуру.
- Наклеивают ее на полоску плотной бумаги.
По завершению продуктивной деятельности проходит презентация каждой закладки с комментарием ребенка(кто из членов семьи нарисован на ней).
- Ребята, какие вы все молодцы! Какие красивые закладки у вас получились. Ваши родители очень обрадуются такому подарку.
Словесная зарисовка.
- Вы все когда-то вырастите и заведете свою семью. Подумайте и скажите мне, какая же будет семья вашей мечты? Кто будет с вами жить тогда? Сколько будет у вас детей? и др.
Итог занятия.
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Что нового узнали?
- Каким творческим делом занимались?