Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка в средней школе

Разделы: Иностранные языки


В своей педагогической деятельности я исхожу из того, что в XXI веке меняется роль школы в жизни общества и меняются подходы к обучению. Фигура учителя уже не является центральной в учебном процессе, новое время выдвигает личность обучающегося, его интересы и потребности, на первое место. В соответствии с этим необходимо обновлять содержание и методику преподавания, технологии, используемые в обучении, методы оценки деятельности учеников.

Основными принципами, которыми я руководствуюсь в своей работе как учитель-предметник, могу назвать следующие:

  • личностно-ориентированное обучение;
  • деятельностное обучение, ориентированное на продукт;
  • использование межпредметных связей и формирование универсальных учебных действий;
  • учет потребностей учащегося и местного сообщества;
  • мультимедийная грамотность и умение оценивать достоверность информации;
  • формирование умений самостоятельно добывать знания и решать проблемы (автономия обучающегося).

В полной мере реализовать эти принципы и достичь высоких предметных и метапредметных результатов позволяет применение технологии интерактивного обучения "Модерация" и активные методы обучения.

"Модерация" - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Применение данной технологии обеспечивает эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока и потенциала обучающихся и учителя. (Электронный курс "Технология интерактивного обучения" / режим доступа http://edu-reforma.ru/index/0-49)

Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

  • эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
  • упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
  • обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
  • мотивация всех участников образовательного процесса;
  • мониторинг образовательного процесса;
  • рефлексия педагога и обучающихся;
  • анализ деятельности участников и оценка результатов.

Принцип "воспитание через предмет" в технологии модерации находит свое прямое воплощение. Независимо от того, какой предмет преподает учитель, в процессе урока обучающиеся имеют возможность достигать и цели изучения предмета, и цели воспитания, развития и социализации. И все эти цели, а также пути их достижения планируются и через соответствующую организацию образовательного процесса реализовываются на каждом уроке.

Урок с применением данной технологии строится следующим образом:

- инициация (начало урока, знакомство);

- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

- эмоциональная разрядка (разминки - на любом этапе урока по усмотрению учителя).

Эффективность зависит не только от структуры урока, но и от методов обучения. Данная технология предполагает использование активных методов обучения на всех этапах урока.

Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Они строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. (Электронный курс "Активные методы обучения" / режим доступа: http://edu-reforma.ru/index/0-44 )

Данные методы помогают формировать жизненно важные сегодня и завтра умения, навыки и качества, в том числе универсальные учебные действия - надпредметные умения, обеспечивающие учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.

С целью выяснить зависимость прочности усвоения языкового материала от методов обучения и режимов взаимодействия учащихся мною был проведен эксперимент в 3-х группах 6-х классов (см. Приложение 1). Всем группам были даны одинаковые задания, но методы обучения и режимы взаимодействия были различны, затем проводились контрольные срезы, причем дети о проведении контрольных срезов не предупреждались, установки на механическое запоминание языкового материала не было.

Результаты не только подтвердили, что применение активных методов способствует лучшему усвоению материала, но и показали, что традиционные способы и приемы работы не способствуют приросту новых знаний.

Технология интерактивного обучения "Модерация" позволяет органично применять целый комплекс современных образовательных технологий: проектное обучение, развитие критического мышления, приемы игровой деятельности, обучение в сотрудничестве. Она нацелена на формирование у учащегося умения учиться самостоятельно и быть ответственным за результаты обучения.

Применение активных методов обучения и технологий интерактивного обучения позволяет в полной мере реализовать здоровьесберегающий потенциал урока английского языка. Эффективная организация урока, учитывающая психо-физиологические особенности обучающихся и дающая возможность самореализации каждому ребенку, обеспечивает высокое качество обучения и сохранение здоровья учащихся. Это обеспечивается тем, что учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки строятся таким образом, что не требуют от организма ребенка высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления.

Элементами здоровьесбережения на уроке английского языка выступают и сама структура урока, приемы подачи нового материала и техники его отработки, современные обучающие технологии, в том числе интегративное обучение, использование физкультминуток и минуток-релаксаций, дыхательная гимнастика, создание ситуации успеха на уроке.

Я стараюсь, чтобы каждый урок, развивая и обучая школьника, повышая его учебную мотивацию, придавал ему уверенности в своих силах и укреплял его здоровье.

Следующий важный аспект, которому я уделяю постоянное внимание на уроках и во внеурочное время - использование информационно-коммуникационных технологий. Их применение на уроках английского языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, т. е. обучение во взаимодействии.

ИКТ являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Новые технологии позволяют индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

В своей практике я использую различные обучающие программы на CD-ROM (медиаприложения к УМК "Enjoy English", интерактивный курс английского "24/7 Teen Talk English", "Discovering the World" and "Living English"), мультимедиа-презентации и учебные Интернет-ресурсы. Эти цифровые образовательные ресурсы обладают большим обучающим потенциалом и обеспечивают развитие не только академических умений, но и повышение коммуникативной культуры учащихся в целом, обеспечивая тем самым новый уровень качества образования.

Особенно широко я пользуюсь мультимедиа-презентациями, созданными в программе PowerPoint. Они просты в изготовлении и позволяют создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Кроме того, созданные самими учащимися презентации являются отличной наглядной опорой для формирования и развития навыков устной речи. Например, были созданы презентации "English-speaking countries" в 7-х классах, "British and American Universities" в 10 классах, "Holidays and Traditions" в 8-х классах, "Risky Sports" в 10 классах.

Огромным образовательным потенциалом обладают ресурсы сети Интернет. Они позволяют организовать комплексное развитие иноязычной речевой компетенции через различные виды деятельности, в том числе проектную и исследовательскую, способствуют формированию умений самостоятельно добывать знания и решать проблемы.

Однако само по себе наличие доступа к Интернет-ресурсам не означает быстрого и качественного образования, в том числе и языкового. Поэтому я создаю собственные образовательные Интернет-ресурсы, использую их в своей педагогической практике и обучаю своих учеников умению критически оценивать достоверность информации, полученной в сети.

Собственные образовательные интернет-ресурсы (Hot-lists, Subject samplers, Scrap-books) я использую и на уроках, и для организации проектной работы учащихся, и в качестве домашнего задания, и для проведения мастер-классов для коллег по их созданию.

Интересные возможности предоставляют интернет-ресурсы для организации профильного и профориентационного обучения. Мною был разработан элективный курс "Эффективный курс письма для бизнеса и в личных целях" для учащихся 10-11 классов, который был опробован в 2007-2008 учебном году.

Я усилила профориентационный компонент данного элективного курса, использовав потенциал американских Career Planning Websites http://cacareerzone.org/index.html и http://nycareerzone.org. ,что дало возможность учащимся выяснить собственные профессиональные предпочтения, провести диагностику своих личностных качеств и особенностей (см. Приложение 2).

Кроме того, работа с этими сайтами позволяет использовать активные формы организации занятий, деловую игру и проектные работы, способствует совершенствованию речевых и коммуникативных навыков.

Организация учебно-воспитательного процесса на основе новейших образовательных технологий и с учетом психо-физиологических особенностей и личных интересов обучающихся позволяет добиваться высоких результатов учебной деятельности.

Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе - это на сегодняшний день требование времени. Я считаю, что именно от учителя в первую очередь зависит то, каким будет школьное образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее.