Управление процессом развития творческих способностей одаренных детей

Разделы: Математика


Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью.
(Л.Н.Толстой)

Для того чтобы усовершенствовать ум, надо
больше рассуждать, чем заучивать.
(Р.Декарт)

Ни для кого из нас не секрет, что за редким (но очень приятным) исключением многие учителя, готовясь к уроку, не всегда формулируют триединую дидактическую цель предстоящего урока, включающую в себя обучающий, развивающий и воспитывающий аспекты. Как правило, все цели формулируются для открытых уроков. И вот тут-то практика показывает, что если худо-бедно обучающие цели формулируются исходя из требований, предъявляемых программами, а воспитательные - зачастую из обыденного опыта, то вот с развивающими задачами возникают проблемы. Учителя не всегда понимают, что кроется за термином "развитие", что, как и зачем надо развивать и вообще надо ли это делать, если, по их словам, на уроке не хватает времени на отработку знаний, умений и навыков. Заниматься развитием одаренных детей просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно. [2]

Для того чтобы активизировать вашу познавательную деятельность, предлагаю вам для начала решить 4 нестандартные, творческие задачи:

1. Изобразите на бумаге ситуацию, когда 12, деленное пополам, будет равно семи.

2. Как можно отнять пять от восьми, чтобы ничего не осталось?

3. Продолжите, пожалуйста, следующее выражение так, чтобы с точки зрения русского языка оно было грамматически верно: "Я идет :"

4. Когда это будет верно: 9 + 8 = 5?

Ответы будут, но попозже.

Все дети талантливы. Надо верить в это. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили, недоразвили. [3]

Можно выделить два уровня способностей:

  • Репродуктивный.
  • Творческий.

Одаренный ученик, находящийся на первом уровне, проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. [4].

На втором уровне ученик способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное.

Творческие способности проявляются в способности продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед одаренным ребенком. Например:

Задание. Назвать лишнее слово из следующего ряда: Лондон, Женева, Париж, Москва.

- Женева - город, а остальные города - столицы.

- Лондон находится на острове, а остальные города - на материке.

- Москва - российский город, а остальные - нет.

- В Женеве - 3 слога, а в остальных - только два.

- В Лондоне - ударение на первом слоге, а в остальных словах - на втором.

- В слове "Париж" 5 букв, а в остальных - 6 букв.

Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса. Именно в ней выражается пробуждение мысли. Но практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимися знаний в готовом виде, на развитие воспроизводящей памяти ученика, хотя само обучение является, в сущности, диалоговым процессом. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего воспроизведением изученного материала. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, не активизирующие мыслительную деятельность ученика.

А теперь подробнее о различных видах познавательных задач.

В начале урока можно проводить разминку. Она может проходить в различной форме на усмотрение учителя. Ученики могут отвечать и хором и, не поднимая рук. Во всех случаях каждый вариант решения оценивается учителем, обращается внимание на ошибки, неточности, вскрываются причины их возникновения. [1]

Примерный вариант разминки.

- Какое сегодня число?

- Какой день недели был вчера?

- У стола 4 угла, один отпилили. Сколько осталось? (5)

- Как правильно сказать: 5 + 7 равно одиннадцать или адиннадцать? (Двенадцать.)

- Какая третья буква в слове "вокзал"?

- Сколько дней в ноябре? (30)

- Сколько будет 6 + 6, деленное на 6? 6 + 6 / 6? (7, потому что первое действие - деление, хотя часто отвечают - 2.)

- Что мы слышим в начале урока? (Букву У.)

- Что принадлежит только нам, а употребляется чаще другими? (Наше имя.)

Все эти задания подбираются, естественно, в соответствии с уровнем знаний и умений учащихся.

К еще одной разновидности разминки можно отнести цифровой диктант. Этот вид работы является более простым, так как от учащихся требуется не формулировка ответа на вопрос, а умение правильно отреагировать на утверждение учителя. Если ребенок считает высказывание педагога правильным, он должен молча поставить в тетради "1", если нет - "0".

Я утверждаю, что:

- Существительное "математика" - женского рода. (Да.)

- В учебнике "Математика 6" приведены решения всех задач (Нет)

- Кораллы - это растения. (Нет.)

- 888 можно разделить пополам так, чтобы ничего не осталось. (Да, проведя горизонтальную линию.)

- Вторая мировая война началась 22 июня 1941 года. (Нет, 1 сентября 1939 года.)

- Мы - жители третьей планеты. (Да, это третья планета от Солнца.)

Общий ответ: 100 101 (написать на доске).

Задание. Прочитайте цифры, обращая внимание на знаки препинания:

1, 2, 3: 4? 5! 6?! 7, 8, 9 (написать на доске).

- А теперь устно сосчитайте их сумму. (45)

- Как это можно сделать быстро и рационально?

- Умножьте полученное число на 2 и прибавьте 10. Сколько у вас получилось? (100)

- Какой частью речи является это слово? Просклоняйте его по падежам.

- А как это звучит по-английски?

- С какими постоянными величинами в физике и математике оно у вас ассоциируется?

- В названия каких литературных произведений входит это число?

Режим такого диалога между учителем и учениками должен быть щадящим: ни в коем случае не дается негативной оценки. Обучение должно быть победным.

Задания на развитие зрительной памяти.

Вам предлагается очень внимательно прочитать 8 слов, попытаться их запомнить, а затем закрыть написанное листом бумаги и письменно ответить на мои вопросы в конце задания.

математика дети учебники квадрат
тетрадь число луч ребенок

Вопросы:

- Сколько букв в предпоследнем слове?

- Сколько слов состояло лишь из одного слога?

- Какое слово было употреблено и в единственном, и во множественном числе?

- Назовите третье с начала слово.

- Сколько слов заканчивалось на согласную?

- Сколько слов заканчивалось на А?

- Какие слова, обозначающие существительные женского рода, вы запомнили?

Задания на развитие слуховой памяти.

Прослушайте внимательно 2 раза следующий текст, а затем ответьте на вопросы.

Вам дали указание: Откройте журнал на 8 странице и найдите 2 абзац снизу. В этом абзаце на 3 строчке сверху вы увидите прилагательное, записанное 5 буквами, в котором пропущена удвоенная буква "Н". Исправьте запись.

А теперь поставьте + или - напротив следующих утверждений:

- Вам надо было открыть газету на 8 странице.

- Вам предложили найти второй абзац снизу.

- Нужный вам абзац состоял как минимум из трех строчек.

- В найденном вами слове было 6 букв.

- Если бы слово было написано правильно, оно состояло бы из 7 букв.

- Приведите пример слова, которое вам следовало бы найти.

Задание на развитие внимания.

Учащимся предлагаются две таблицы, в каждой из которых вразнобой должны быть записаны числа от 1 до 20.

1 16 8 13 2 11 3 8
12 9 19 2 20 6 14 16
20 4 14 18 18 17 7 5
7 15 10 5 10 4 15 13

Учитель отмечает, что если чисел 20, то клеточек в таблицах всего 16. Это означает, что какие-то 4 числа в каждой таблице пропущены. От школьников требуется, не водя руками по рисунку, а только глазами, отследить все числа и выписать недостающие. В нашем случае в первой таблице отсутствуют числа 3, 6, 11, 17; во второй таблице не хватает 1, 9, 12, 19.

На уроке можно предложить детям выписать отсутствующие числительные и вспомнить названия литературных произведений, в которые они входят ("3 толстяка", "12 стульев", "12 месяцев", "15-летний капитан").

Задачи частично-поискового характера.

По какому признаку можно объединить следующие числа:

  • 121, 40, 31, 22? (По сумме цифр, из которых они состоят: она в каждом случае равна 4.)
  • 2, 9, 20? (Все числа начинаются с буквы Д.)
  • 1, 5, 7? (По количеству букв в слове.)

Задание на тренировку логического мышления.

Надо понять, какие существуют отношения между членами пропорции, найти недостающий член и заполнить пропуск.

  • Черное - белое = огонь - ... (вода).
  • Лампа - ... = радио - звук (свет).
  • Больница - больные = парк - ... (отдыхающие).
  • Дети - игра = взрослые - ... (работа).
  • Змея - нора = ... - конура (собака).
  • Доска - аксод = парта - ... (атрап).
  • Музыка - ноты = речь - ... (звук).

А теперь ответы на задачи, предложенные в начале статьи:

1. X| | (провести горизонтальную линию).

2. Если от римской цифры | | отнять пять составляющих ее палочек, то ничего не останется.

3. "Я идет : после Ю".

4. 9 + 8 = 5. С точки зрения математики это полный абсурд. Но это возможно на "языке часов". Если к 9 часам утра прибавить 8, то получится 17 часов, а в разговорной речи пять часов.

Подобные задачи можно использовать при любой технологии ведения урока и преподавания материала. Они всегда будут полезными.

И помните, что "немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления". (К.Н.Боуви)

Литература.

1. Айзенк Г. Универсальные тесты профессора Айзенка. - СПб.:Стела, 1999. - 144с.

2. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 252 с.

3. Гайштут А.Г. Приемы интенсификации обучения математике в 4-5 классах./ под ред. И.Ф.Тисленко. - Киев: Радянська школа, 2003. - 126с.

4. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.:Просвещение, 2009. - 239с.