Цели урока:
- Приобщать к культуре русского народа.
- Изучать истоки народной песни и ее дальнейшее развитие в композиторской музыке. (Приложение 1, слайд №2)
Задачи:
Образовательная:
- Закрепление знаний о народной музыке, песнях, музыкальных народных инструментах.
Развивающая:
- Развитие псих. процессов, культуры слушания, вокальных навыков.
Воспитательная:
- Воспитание чувства патриотизма и уважения к истории России. (слайд №3)
Материалы к уроку:
- Слуховая наглядность фонохрестоматия 2 кл., диск колокольный звон Петропавловской крепости, презентация, учебник, репродукции картин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Со звонком на урок звучит песня " С чего начинается Родина?"
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
"Ничего нет на свете чудесней
И прекраснее нет ничего,
Чем простая народная песня,
Что в душе разливалась его."
(С. Широбоков) (слайд №4)
2. Сообщение темы урока.
- Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной музыки - значит сказать всё и ничего.
Песня - душа народа. Песня - это верный и вечный, живой и чуткий спутник человека. (слайд №5, 6)
В каких бы условиях ни находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный статус, время и место их пребывания на земле. Особое место в искусстве занимает русская песня. Сегодня мы будем говорить о русской песне.
3. Проверка домашнего задания.
Запись вопросов на доске. (слайд №7)
4. Работа по теме урока.
1. Народные праздники и обряды
- Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для большей художественной достоверности вводились в литературные и музыкальные произведения - часто с элементами обряда. К примеру, свадебная песня "Сватушка" звучит в поэме Александра Сергеевича Пушкина "Русалка" и в опере Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Знаете ли вы, как в далёком прошлом праздновали на Руси свадьбы? Свадебная игра, как её принято называть (во многих сказках вы, вероятно, слышали: "сыграли свадьбу"), продолжалась несколько дней, а иногда и несколько недель. Она складывалась из разнохарактерных сцен, то лирических, то комических, а то и трагедийных, из различных игр и обрядов. Очень большое место в ней занимали песни.
Звучали песни торжественные, величальные, славящие невесту и жениха, шуточные, комические, иногда пародийные, чаще всего высмеивающие сватов; гостевые, застольные, плясовые. Всё в этом своеобразнейшем действе - песни, хороводы, диалоги, прибаутки - проникнуто мудростью и красотой сердца русского народа.
Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями. Существуют песни бытовые: колыбельные, шуточные, лирические; песни причитания, оплакивающие умерших; песни - сказы, былины, повествующие о далёком прошлом.
2. Слушание музыки
- Сегодня мы с вами прослушаем замечательную лирическую русскую народную песню "Ах ты, степь широкая". (слайд № 8)
Слушание песни.
- Как звучала эта песня? Кто её исполнял? Что в ней необычного в нении с совремеяными песнями? (Прозвучала русская народная песня "Ах ты, степь широкая" в исполнении смешанного хора, без сопровождения. Музыка звучала широко, раздольно, плавно, протяжно. Она рассказывала о бескрайней степи, о Волге-матушке.)
А как вы думаете, почему Волгу народ называет матушкой? (Потому что Волга - кормилица и поилица народа. Она полноводна, в ней много рыбы, по ней бурлаки тащат баржи, зарабатывая себе копейку на пропитание.)
Совершенно верно. А что же всё-таки отличает лирическую народную песню от современных песен с музыкальной точки зрения. (То, что в протяжных лирических песнях много распевов, то есть на один слог пропевается достаточно много нот.)
Верно, например:
Ах ты степь широ-о-о-о-ка-я.
Степь раздо-о-о-льна-а-я.
Ах ты, Волга-ма-а-а-а-ту-ушка,
Волга во-о-о-о-льна-я.
Учитель показывает нотную запись данной строфы.
- Множество песен связано с годовым земледельческим кругом: сельские работы, все календарные праздники нашли в них своё отражение.
Использование русской народной песни придаёт музыкальным "ведениям особый колорит, так как в них запечатлены образ времени и глубокое своеобразие народной культуры. К примеру, Ильич Чайковский использует детскую песню-игру "Гори, гори ясно" в первом действии оперы "Пиковая дама", Николай Андреевич Римский-Корсаков - народный обряд масленицы в прологе оперы "Снегурочка".
3. Работа с учебником
- Откройте учебники на стр. 60 и прочитайте два последних абзаца. (слайд №9)
Ученики читают вслух по желанию, остальные следят за текстом по учебникам.
- Какой вывод можно сделать? (Мы можем сказать, что русская поэзия также является важным источником для создания песен.)
Прочитайте стихотворение И. Козлова "Вечерний звон", которое легло в основу известной песни. А теперь послушайте это поистине знаменательное для России произведение. (слайд №10)
Слушание.(слайд №11)
- Что вы можете сказать об этом произведении? (Прозвучала песня "Вечерний звон" в исполнении солиста и детского хора, который как бы аккомпанировал певцу. Музыка звучала плавно, протяжно, задумчиво, а детский хор изображал колокольный звон.)
Это не единственный вариант песни "Вечерний звон". Существует несколько музыкальных интерпретаций к этому стихотворению, среди которых известен и "Вечерний звон" Александр Алексеевич Алябьева, автора знаменитого "Соловья". Как вы думаете, в чём секрет привлекательности этого стихотворения? (Наверное, это стихотворение привлекает композиторов потому, что оно легко ложится на музыку. Кроме того, образ деревянной России с её церквями, храмами, колокольным звоном близок каждой русской душе. Это часть родного края, детства, юности, мечтах, надеждах, то есть всего того, что составляет духовную сторону человеческой жизни.)
4. Рассматривание картины (слайд №11)
- Всмотритесь, вслушайтесь в репродукцию картины замечательного художника, которая так и называется - "Вечерний звон". Перекликается ли это произведение искусства с тем, что мы с вами только что прослушали? (Да, на картине изображены храмы, церковь на берегу небольшой речушки ,в водах которой они отражаются. Сумерки, лодка на противоположном берегу и осенний лес. Все это - облик Родины.)
- А сейчас мы с вами послушаем "Во степи Русской" в исполнении музыкального ударного инструмента карильона.
Карильон (от французского ли латинского, буквально означает "четверка",) предшественники карильона состояли, как правило, из 4 колоколов, соединенных с башенными или стенными часами. - ударный музыкальный инструмент, представляющий собой набор колоколов, настроенных по диатоническому или хроматическому звукоряду и соединенных с помощью системы рычагов и тяг со специальной клавиатурой. Карильоны, получившие распространение в странах Западной Европы с конца 15 в., обычно устанавливались на городских ратушах и церковных колокольнях, которые поэтому часто называли " поющими башнями". Искусство игры на карильоне получило вторую жизнь в 20 столетии в Бельгии.
Устройство карильона. Через коленчатые рычаги языки колоколов связаны с горизонтальными прямыми рычагами. Рычаги укреплены в стольной раме на двух уровнях. Один находится вблизи пола, а другой на высоте пояса. Оба ряда образуют две клавиатуры. Одна из них ножная ( педали как в органе), а вторая ручная. Сами клавиши делаются из дерева, как правило, из дуба. И на мануале, и на педали они образуют два ряда - нижний ряд соответствует белым клавишам фортепианной клавиатуре, а верхний ряд - черным. Современные карильоны в основном имеют диапазон около 4 октав, от "с" до "с4" включительно. Состоит современный карильон обычно из 48-49 колоколов, образующих хроматический звукоряд, но встречаются и инструменты меньших размеров. Самый большой карильон в мире установлен на башне Риверсайдской церкви в Нью-Йорке, он состоит из 76 колоколов, самый большой колокол весит 20 тонн. (слайд № 12,13)
В Россию карильон привез Петр I, в Петербург, в Собор Петропавловской Крепости, количество колоколов в первого карильона Петербурга было - 35 (собор был деревянным и не раз горел, то от удара молнии от пожара) До Октябрьской революции 1917 г. исполнялась мелодия "Боже, царя храни", с октября 1917г. по ноябрь 1937г. колокола молчали, во время ВОВ пришел в полное запустение, один из колоколов попадает в Московский Малый театр, в 1954 г. Карильон был реставрирован, к механизму курантов подключен электродвигатель, до 1991 г. 4 раза в сутки карильон Петропавловского собора с отлитыми в России колоколами играл гимн СССР. Старые голландские колокола не использовались. (слайд № 14,15,16)
С осени 2001 карильон вновь звучит во всей своей красе с башен Петропавловского собора, который является одним из символов Санкт-Петербурга, по приказу Петра великого собор был самым высоким зданием города. (Если не считать телевизионную башню, то собор и сегодня остается самым высоким сооружением в городе). Высота колокольни собора 122 м. наверху расположен флюгер в форме ангела с крестом в руках. Сегодняшний карильон Петропавловского собора состоит из 51 колокола.
- Послушайте и сравните эти две народные песни.
Слушание. (слайд № 18)
5. Вокально-хоровая работа.
- Русская песня отражала окружающую жизнь, природу России, ее пейзажи.
Сегодня мы вспомним русскую народную песню "Солдатушки бравы ребятушки", к какому жанру русских народных песен ее можно отнести?
Исполнение. (попевка, песня)
Исполнение песни "Колокола" Е. Крылатова.
5. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке? (Песни пришли к нам сквозь "дым столетий". Их создавал весь народ. М рождались они для определённых "житейских" целей. Были песни трудовые, помогающие в работе - бурлацкие, покосные, жатвенные; существовали песни обрядовые, звучавшие на праздниках, - свадебные, масленичные, колядки; есть песни игровые; исторические, лирические и т.д. Веками, переходя из поколения в поколение, оттачивались напевы, шлифовался текст. И лучшие из народных песен радуют нас величайшей художественной ценностью, нерасторжимым сплавом текста и мелодии. В них живут вечная мудрость и красота.)
6. Домашнее задание
Выучить записи в тетради (что такое Карильон, песня)
Двум учащимся дать материал для подготовки к следующему уроку.
(Сообщение о И.М. Глинке)