Использование логопедической ритмики в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


В последние несколько десятилетий наблюдается значительное увеличение числа детей с нарушениями речи.

Среди разнообразных речевых нарушений у дошкольников, одним из наиболее трудных для коррекции, является общее недоразвитие речи.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой патологии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Многолетний опыт работы позволяет убеждаться в том, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает определенный отпечаток на формирование всех психических функций. Большая часть дошкольников отличается недостаточной устойчивостью внимания, ограниченными возможностями его распределения, трудностями в запоминании и воспроизведении материала, выполнении сложных инструкций. Исследования зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса позволяют сделать вывод о том, что у детей с ОНР они сформированы недостаточно. У дошкольников отмечается низкий уровень развития самоконтроля, навыка произвольной деятельности.

Для одних детей характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, излишней двигательной активности. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью.

Большей части детей присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: нарушение координации, общего ритма движений; неуверенность в воспроизведении, снижение скорости выполнения, затруднения при переключении от одного движения к другому. Перечисленные особенности характеризуют состояние как общей, мелкой, так и артикуляционной моторики. Наибольшие трудности выявляются при выполнении заданий по словесной инструкции, пространственно-временным параметрам.

Таким образом, вышеперечисленные особенности позволяют говорить о том, что нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Созданию единого подхода в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, способствует взаимосвязь, преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя.

Условиями оптимизации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, на наш взгляд, являются:

- совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении;

- обсуждение результатов исследования неречевых процессов, состояния речи детей группы;

- составление перспективного плана коррекционной работы по музыкальному воспитанию, логоритмике с учетом ведущего дефекта.

- взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы.

- разработка общих рекомендаций для родителей.

Общеизвестно, что эффективной формой взаимодействия логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является разработка и проведение логоритмических занятий. Поэтому в совместной работе мы делаем акцент на логопедическую ритмику.

Логоритмика - одна из форм своеобразной активной терапии, основанная на связи движения, музыки и слова. (Г.А.Волкова). Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в речевой группе.

На логоритмических занятиях мы решаем следующие задачи:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • увеличение объема памяти;
  • развитие двигательного, артикуляционного праксиса; двигательных навыков;
  • развитие оптико-пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
  • развитие ритмических способностей;
  • развитие речевой функциональной системы.

В результате практической работы у нас сложилась определенная структура логоритмического занятия:

В зависимости от этапа работы, уровня развития детей конкретной группы, мы варьируем их содержание.

Логопедическая ритмика представляет комплекс ритмизированных упражнений для детей с нарушениями речи. Развитие ритмических способностей является основой для овладения слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность. Сочетание речи и движения под музыку являются очень важным компонентом на пути коррекции нарушений слоговой структуры слова, исправления речевых и двигательных недостатков речи.

Речедвигательные упражнения проводим как в сопровождении музыки, так и без нее. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Используем различные ритмические рисунки на два, три, четыре счета и музыкального размера 2/4, 4/4 такими длительностями, как восьмые и четверти, половинки. Для пальчиковых, подвижных и коммуникативных игр, стихотворений, сопровождаемых движениями, используем народный детский фольклор разных стран, стихи современных детских поэтов. Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, делим детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.

Во время логоритмического занятия обращаем внимание на то, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу, сидели полукругом. Такое расположение дает возможность дошкольникам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Упражнения логопедической гимнастики выполняем, сидя на ковре. Нередко сочетаем их с выполнением движений пальцев рук (выполняем под счет, с музыкальным сопровождением).

Речедвигательные игры и упражнения включаем не только в содержание логоритмических, но и музыкальных, логопедических, физкультурных занятий. Для удобства применения, речевой материал, а также игры и игровые упражнения, используемые нами, систематизированы. Некоторые из них приведены ниже (Приложение).

Дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения метроритма, что проявляется в неритмичной ходьбе, в нарушении координации движений. В связи с этим используем различные виды ходьбы с музыкальным или речевым сопровождением.

На начальных этапах коррекционной работы по логоритмике мы стараемся организовывать все "звучащие" формы обучения.

Фронтальные или подгрупповые занятия с детьми, обычно начинаем с отхлопывания, оттопывания сначала простых, а затем все более сложных ритмов, постепенно исключая опору на зрительное восприятие. Включаем в занятия упражнения направленные восприятие и различение ритмов, их воспроизведение хлопками, голосом, игрой на музыкальных инструментах.

Подобные упражнения способствуют не только развитию чувства ритма и координации движений, но и развивают внимание, речеслуховую память, помогают выработать правильный ритм дыхания. Такие виды коррекционной работы направлены на создание устойчивого рефлекса четкой метрической пульсации точного ритмического рисунка, возникающего в мышцах пальцев рук, голосовых связок, которые возникают на основе словесного и музыкального материалов.

Включаем в занятия упражнения на пропевание звуков, слогов, используемых в фонетической ритмике на знакомые мелодии; складовых цепочек ("Музыкальный мяч"). Кроме того, пропеваем слоги с повышением или понижением тона голоса, изменяя ритм, интонацию, выделяя какой-либо слог, например: "Ста-сто-сту-сты.", т.д. Обязательным условием такого вида коррекционной работы является то, что необходимо петь в темпе речи, ритмично, выделяя ударные слоги.

Пение складовых попевок, чистоговорок, прибауток, детских песенок служит замечательным материалом для развития мышц артикуляционного аппарата, формирования устойчивых артикуляционных кинестезий, быстрой переключаемости с одной артикулемы на другую, закрепления навыков правильного произношения звуков и слоговых структур. Благодаря рифмованным текстам и простым мелодиям дети легко схватывают музыкально-ритмический "образ" слова, речевой фразы. Большинство чистоговорок и попевок прорабатываем с "пропеванием" каждого слога пальчиками отдельно правой, левой, обеих рук одновременно. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук. Песни подбираем с учетом темпа, диапазона звучания, длительности музыкальных фаз. При пении обязательно акцентируем внимание на развитие у детей внутреннего ощущения стабильности метра, темпа.

Некоторые песни исполняются в сопровождении музыкальных инструментов. Особенностью такого вида работы является поэтапное разучивание текста песни, отдельно разучивается музыкальный аккомпанемент, и только после этого пение и аккомпанемент сливаются воедино. Пение позволяет укрепить голосовые связки, способствует развитию певческого голоса, увеличению диапазона голоса (от одного звука до полутора октав), обогащению эмоциональной и тембровой окраски голоса, улучшению дикции, дыхания. Благодаря пению, нам предоставляется возможность закрепления различных слоговых конструкций, линейной структуры фразы.

Проведение логоритмических занятий позволило заметно улучшить у детей показатели чувства темпа и ритма, ориентации в пространстве, общую и мелкую моторику, артикуляционные движения, слуховое внимание и фонематический слух, умения произносить слова различного слогового состава.

На основе опыта работы выделим основные моменты:

1. На логоритмических занятиях особое внимание необходимо уделить играм, направленным на совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий.

2. Обязательной основой для логоритмических занятий должны быть упражнения, построенные не на музыкальном ритме, а на стихотворном, где проговаривание стихотворных строк необходимо совмещать с движением.

3. В логоритмические занятия необходимо включать упражнения, направленные на развитие интонации, ритмических способностей, тактильных ощущений, поскольку, избегая их, невозможно сформировать слоговую структуру слова, правильную речь дошкольников.

4. При пении необходимо акцентировать внимание на развитие у детей внутреннего ощущения стабильности метра, темпа.

5. Для достижения положительных результатов в работе по устранению общего недоразвития речи у детей, посредством логоритмики, необходимо взаимодействие педагогов ДОУ.

В совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя "помощником" являются тетради взаимодействия специалистов Д/У. Ведение тетрадей помогает закрепить умения и навыки, полученные на логопедических, музыкальных, логоритмических занятиях, способствует углублению индивидуального подхода к детям.

Таким образом, тесная взаимосвязь и четкое разграничение функций учителя-логопеда и музыкального руководителя, использование вышеперечисленных видов работ, способствует эффективной коррекции ОНР у дошкольников.

Приложение.

Список литературы.

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение, 1985.
  2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике- М.: Айрис-пресс, 2006.
  4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Лопухина И.С. Логопедия. Ритм, речь, движение 3 изд. - СПб.: КОРОНА-ВЕК, 2008.
  6. Титова Т.А. К проблеме нарушений слоговой структуры слов у детей с алалией и дизартрией. /Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. - Л., 1985
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.- М., 1991.