Урок по теме "Однородные уравнения"

Разделы: Математика


В настоящее время по базовому уровню изучения математики на изучение математики в старших классах предусмотрено всего 4 часа (2 часа алгебры, 2 часа геометрии). В сельских малокомплектных школах стараются увеличить количество часов за счет школьного компонента. Но если класс гуманитарный, то школьный компонент добавляется на изучение предметов гуманитарного направления. В маленьком селе зачастую школьнику выбирать не приходится, он учится в том классе; какой имеется в школе. Становиться же юристом, историком или журналистом (бывают такие случаи) не собирается, а хочет стать инженером или экономистом, поэтому ЕГЭ по математике должен сдать на высокие балы. При таких обстоятельствах, учителю математики приходится находить свой выход из создавшейся ситуации, к тому же по учебнику Колмогорова изучение темы «однородные уравнения» не предусмотрено. В прошлые годы для введения данной темы и закрепления мне требовалось два сдвоенных урока. К сожалению, проверка образовательного надзора у нас запретила сдвоенные уроки в школе, поэтому количество упражнений пришлось сократить до 45 минут, и соответственно уровень сложности упражнений понизить до среднего. Предлагаю вашему вниманию план-конспект урока по данной теме в 10 классе с базовым уровнем изучения математики в сельской мало комплектной школе.

Тип урока: традиционный.

Цель: научиться решать типичные однородные уравнения.

Задачи:

Познавательные:

  • познакомиться с однородными уравнениями, научиться решать наиболее часто встречаемые виды таких уравнений.

Развивающие:

  • Развитие аналитического мышления.
  • Развитие математических навыков: научиться выделять основные признаки, по которым однородные уравнения отличаются от других уравнений, уметь устанавливать сходство однородных уравнений в их различных проявлениях.

Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия через терпеливое выполнение заданий, чувства товарищества через работу в парах и группах.

Ход урока

I. Организационный этап (3 мин.)

  • Приветствие: Проверка готовности к уроку учащихся и классной комнаты к уроку.
  • Активизация внимания: Устно: Найти х, если
    a) sin x=0,5;
    b) cos x= -;
      c) tg x= -1;
    d) ctg x= -  (в сильных классах устные упражнения более сложные)

II. Проверка знаний, необходимых для усвоения нового материала (10 мин.)

Выявить основные затруднения с дальнейшим разбором выполненных заданий. Ребята выполняют по выбору 3 варианта. Задания, дифференцированные по степени сложности и по уровню подготовленности ребят, с последующим объяснением у доски.

1 уровень. Решите уравнения:

  1. 3(х+4)=12,
  2. 2(х-15)=2х-30
  3. 5(2-х)=-3х-2(х+5)
  4. x2-10х+21=0 Ответы: 7;3

2 уровень. Решите простейшие тригонометрические уравнения и биквадратное уравнение:  

ответы:

б) x4-13x3+36=0 Ответы: -2; 2; -3; 3

3 уровень. Решение уравнений методом замены переменных:

ответы:

б) x6-9x3+8=0 Ответы:

III. Сообщение темы, установка целей и задач.

Тема: Однородные уравнения

Цель: научиться решать типичные однородные уравнения

Задачи:

Познавательные:

  • познакомиться с однородными уравнениями, научиться решать наиболее часто встречаемые виды таких уравнений.

Развивающие:

  • Развитие аналитического мышления.
  • Развитие математических навыков: научиться выделять основные признаки, по которым однородные уравнения отличаются от других уравнений, уметь устанавливать сходство однородных уравнений в их различных проявлениях.

IV. Усвоение новых знаний (15 мин.)

1. Лекционный момент.

Определение 1 (Записываем в тетрадь). Уравнение вида P(x;y)=0 называется однородным, если P(x;y) однородный многочлен.

Многочлен от двух переменных х и у называют однородным, если степень каждого его члена равна одному и тому же числу к.

Определение 2 (Просто ознакомление). Уравнения вида

называют однородным уравнением степени n относительно u(x) и v(x). Поделив обе части уравнения на (v(x))n, можно с помощью замены  получить уравнение

 , что позволяет упростить исходное уравнение. Случай v(x)=0 необходимо рассмотреть отдельно, так как на 0 делить нельзя.

2. Примеры однородных уравнений:

  • x2+2ху+у2=0
  • (х-1)3-(х-1)2у +(х-1)у2+у3=0

Поясните: почему они однородные, приведите свои примеры таких уравнений.

3. Задание на определение однородных уравнений:

Среди заданных уравнений определить однородные уравнения и объяснить свой выбор:

После того как объяснили свой выбор на одном из примеров показать способ решения однородного уравнения:

4. Решить самостоятельно:

Ответ:

б) 2sin x – 3 cos x =0

Разделим обе части уравнения на cos x, получим 2 tg x -3=0, tg x=⅔ , x=arctg⅔ +

5. Показать решение примера из брошюры «П.В. Чулков. Уравнения и неравенства в школьном курсе математики. Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2006 стр.22». Как один из возможных примеров ЕГЭ уровня С.

V. Решить для закрепления по учебнику Башмакова

стр 183 № 59 (1,5) или по учебнику под редакцией Колмогорова: стр81 №169 (а, в)

№ 59

ответы:

№169

Ответы:

VI. Проверочная, самостоятельная работа (7 мин.)

1 вариант 2 вариант
Решить уравнения:
а) sin2x-5sinxcosx+6cos2x=0 а) 3sin2x+2sin x cos x-2cos2x=0

б) cos2  -3sin2 =0

б)

Ответы к заданиям:

1 вариант а) Ответ: arctg2+πn,n € Z; б) Ответ: ±π/2+ 3πn,n € Z; в)

2 вариант а) Ответ: arctg(-1±31/2)+πn,n € Z; б) Ответ: -arctg3+πn, 0,25π+πk, ; в) (-5;-2); (5;2)

VII. Домашнее задание

№169 по Колмогорову, №59 по Башмакову.

Кроме этого, решить систему уравнений:

Указание: умножить первое уравнение на 2. второе на –3 и сложить.

На оставшееся время от урока:

а) Решите систему уравнений

б) Решите систему уравнений

Дополнительные примеры для желающих:

6.1. Примеры для закрепления

Ι группа

Решить уравнение:

  1. 3sinx=2cosx
    Ответ: arctg ⅔+πn, ,
  2. 2sin2x –5 sin x cos x+3cos2x=0
    Ответ: arctg1,5+πn, 0,25π+πk,

ΙΙ группа

1) Решить систему уравнений

Ответ:

2) Решите уравнение: 2sin2x+3sin x cos x +cos2x=0

Ответ: - arctg0,5+πn, - 0,25π+πk,

ΙΙΙ группа

1) Решите уравнение:

Sin42x+sin32x cos 2x-8sin 2xcos32x-8cos42x=0

Указание разделите на cos42x и замените tg2x=t,

в получившемся уравнении 4 степени сделайте нужную группировку.

Ответ: x =(1/2)arctg2+

2) 3sin2x+2sin x cos x =2 Указание: в правой части использовать основное тригонометрическое тождество 2(sin2x + cos2x)

Ответ: arctg(-1±√3) +πn ,

Использованная литература:

  1. П.В. Чулков. Уравнения и неравенства в школьном курсе математики. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. стр. 22
  2. А. Мерзляк, В. Полонский, Е. Рабинович, М. Якир. Тригонометрия. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1998, стр. 389
  3. Алгебра для 8 класса под редакцией Н.Я. Виленкина. – М.: «Просвещение», 1997.
  4. Алгебра для 9 класса под редакцией Н.Я. Виленкина. Москва «Просвещение», 2001.
  5. М.И. Башмаков. Алгебра и начала анализа. Для 10-11 классов – М.: «Просвещение» 1993
  6. Колмогоров, Абрамов, Дудницын. Алгебра и начала анализа. Для 10-11 классов. – М.: «Просвещение», 1990.
  7. А.Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа. Часть 1 Учебник 10-11 классы. – М.: «Мнемозина», 2004.

Презентация.