Температура - одно из ключевых понятий физики, пронизывает весь школьный курс, наряду с такими понятиями как энергия, пространство, время.
Раскрытие содержания и смысла этого понятия на уроках физики начинается в 8-ом классе. Согласно планированию (по учебнику Перышкина А. В.), введение температуры как физической величины ложиться на самый первый урок в году и требует соответствующей подготовки учителя.
Чтобы введение понятия организовать оптимальным способом, мы используем заранее заготовленные планы описания для величины.
План описания величины:
- Название величины.
- Явление или свойство тел, характеризуемое данной величиной.
- Обозначение величины.
- Единицы измерения величины.
- Приборы для измерения величины.
Использование подобных планов позволяет структурировать материал, относительно запрашиваемой величины, организовывает логику изложения.
В соответствии с планом описания величины и составлена презентация к уроку (слайды №№ 1- 2)
В процессе фронтальной беседы мы выводим учащихся на три параметра, которые характеризует температура (слайд №3):
- степень нагретости тела;
- состояние теплового равновесия;
- направление теплообмена.
Разговор об обозначении температуры (слайд №5) приводит к разговору о единицах измерения (слайд №5) и соответственно различных температурных шкалах (слайд №6).
Раскрыть суть реперных точек, каждой температурной шкалы и взаимосвязь между температурными шкалами, позволят соответствующие слайды (слайды № 7 - 10).
Школьный курс физики основан на формировании умения производить измерения некоторых физических величин. И несмотря на то, что мы формируем умения измерять температуру только контактным способом, в классификационной схеме (слайд №11) мы даем и второй способ - бесконтактный. В 8 классе этот материал, как дополнительный, может быть использован с целью формирования интереса к предмету, если учитель охарактеризует область применения пирометров (приборов, измеряющих температуру бесконтактным способом).
Измерения температуры контактным способом осуществляется термометром (слайд №12). При нажатии на заголовок "Контактный способ" мы наблюдаем анимацию, отражающую привычную для учащихся ситуацию измерения температуры (слайд №13).
Однако, измерения могут осуществляться термометрами, в основе работы которых лежат разные принципы работы. Классификация видов термометров дана на слайде №12.
Переходя по соответствующим гиперссылкам, мы знакомим учащихся с разными видами термодинамических жидкостей в жидкостном термометре, и принципом работы термометров сопротивления, манометрического, жидкостного, биметаллического и термопары (слайды № 14 - 19). При этом, мы акцентируем, что в основе работы термометра лежит зависимость той или иной величины от температуры.
Повторно, в содержание образования понятие температуры включено в урок 10-го класса "Измерение температуры. Температура - мера средней кинетической энергии" в разделе "Молекулярная физика". Для эффективного повторения понятия температуры мы рекомендуем опять обратиться к данной презентации.
Предлагаемая презентация может быть использована не только на уроках введения нового материала, на уроках повторения, но и при контроле знаний. Ее можно использовать как опорный конспект для устного опроса. Особенно это целесообразно на уроках в 8 классе, когда еще идет формирование понятия. В старшей школе применение данной презентации для опроса может быть рекомендовано для учащихся со слабо сформированным теоретическим мышлением и коммуникативными навыками.
Сама форма подачи материала в виде презентации задает первоначальный образ, который лежит в основе лучшего запоминания темы. Использование классификационных схем способствует такому качеству знаний как системность.