Введение.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Даже простой гражданин должен читать историю.
"Она мирит его с несовершенством существующего порядка вещей, как с обыкновенным явление во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества".
Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история - это история людей.
Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.
Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание - эти люди причастны к исторически событиям. Возникает желание помочь, понять, защитить.
Очень важно объяснить детям - вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать - от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я - достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.
Для проведения данной игры необходимы следующее оборудование и материалы:
- ноутбук, проектор и экран для наглядной демонстрации задач и наилучшего эмоционального их восприятия;
- подборка задач с решениями и ответами;
- презентация с текстами задач и ответов;
- учебный кабинет с подготовленными для работы команд местами;
- листочки для записи ответов каждой команды;
- жетоны для фиксации правильных ответов;
- таблица для отражения результатов каждой команды на протяжении всей игры;
- грамоты для награждения победителей.
Правила игры:
- Соревнуются сборные команды учащихся 5 -6 классов.
- В каждой команде выбираются заранее капитан, писарь, гонец.
- Время на выполнение задания объявляется ведущим перед каждым заданием(1 - 3минуты, в зависимости от сложности вопроса).
- Задания, проецируемые на экран, решаются всей командой. Писарь пишет ответ на листочке, гонец относит его в жюри.
- За правильный ответ жюри помещает жетон в специальную таблицу на доске.
- Последним проводится конкурс капитанов.
- Выявляются победители. 1-3 места присуждаются командам, набравшим наибольшее количество жетонов. Дополнительно, по решению жюри, победителями могут быть объявлены команды, показавшие себя лучшими в определённых номинациях.
- Перед игрой детям было предложено домашнее задание по теме игры: составить свои задачи по материалу, оформить их презентацией и дать для решения соперникам. За это командам присуждались дополнительные баллы.
Сценарий.
Часть 1. 19 век
- Композиторы:
- Аренский А.С.
- Рахманинов С.В.
Поэты:
- Таяновский И.А.
Аренский Антон Степанович, русский композитор. Родился 30 июня 1861 года, в Новгороде. Умер 12 февраля 1906 года.
Задание №1
Решите задачу и вы узнаете, в каком возрасте родители стали обучать музыке Антона Аренского.
Задача: 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всей книги в см, если в ней 840 страниц?
Ответ: 7
Родители Антона - отец, врач, любитель-виолончелист, и мать, хорошая пианистка - позаботились о музыкальном развитии сына, начав обучение его на фортепиано с семилетнего возраста. Он пробовал сочинять уже с 9 лет.
Затем учился в Петербурге в частной музыкальной школе Руссо. В 1882 окончил Петербургскую консерваторию Н. А. Римского-Корсакова. С этого же года преподавал в Московской консерватории.
Задание №2
Какой известный композитор, уроженец Новгородской губернии, был учеником Антона Аренского?
Решите задачу и узнайте ответ по коду.
В концертном зале 26 рядов по 24 места в каждом. Все места пронумерованы, начиная с первого. В каком ряду находится место с номером 375?
- 13 ряд: Чайковский
- 14 ряд: Глинка
- 15 ряд: Скрябин
- 16 ряд: Рахманинов
Ответ: 375 место в 16 ряду Рахманинов.
Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода. Исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.
Задание №3
Прослушайте хорошо известное музыкальное произведение С.В. Рахманинова.
Разгадайте его название пока звучит музыка.
Название состоит из двух слов.
Ответ: итальянская полька.
В возрасте --?--лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года - дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.
Ответ: На рисунке 20 треугольников. Именно в возрасте 20 лет Рахманинов начал преподавать. Обычно трудовая жизнь образованного человека начинается в 25 лет.
В годы Великой отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной Армии.
Денежный сбор от одного из своих концертов Сергей Васильевич передал в Фонд обороны СССР со словами: "От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу".
Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.
Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния.
Решив следующую задачу и прибавив к ответу 1979, вы получите год открытия памятника Рахманинову в Великом Новгороде.
Задание №5
В корзине меньше ста яблок. Их можно разделить поровну между двумя, тремя или пятью детьми, но нельзя разделить между четырьмя и девятью. Сколько яблок в корзине?
Ответ:30 яблок.
(Информация: Памятник был открыт 14 июня 2009 года).
Это интересно.
Мелодия популярной песни "All by Myself", появившейся в 1975 году и наиболее известной в исполнении Селин Дион, была полностью заимствована её автором американским музыкантом Эриком Карменом из Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова.
Игорь Таяновский
Стихотворения Таяновского магически воздействуют на читателя.
Поражает красота его слова и слога.
Читаешь стихотворения Таяновского, и тебя будто прокалывает сотнями иголочками.
Воспевал новгородские памятники древнего зодчества.
Задание №6
Какое средство художественной выразительности лежит в основе этих строк:
Спят колокола на пьедесталах.
Эти городские ветераны:
Волхов дышит шумно и устало,
Будто он германского металла
Всё ещё зализывает раны.
1.эпитет
2.инверсия
3.олицетворение
4.антитеза
Ответ:
1.эпитет
2.инверсия
3.олицетворение
4.антитеза
Задание №7
Восстановите название храма, упоминаемого И.А.Таяновским в поэме.
Когда в душе сплошные неурядицы,
А во поле души - ни огонька,
Я вспоминаю старую ----------?---------,
И облака над нею, облакаю.
Ответ:
Когда в душе сплошные неурядицы,
А во поле души - ни огонька,
Я вспоминаю старую ------------------- (Нередицу),
И облака над нею, облака.
Задание №8
О каком известном новгородском сувенире рассказывает поэт?
Телега на Валдае развалилась,
И колокол разбился на куски.
Из тех кусков валдайские умельцы
Отлили-----------------?-----------------
Ответ:
Телега на Валдае развалилась,
И колокол разбился на куски.
Из тех кусков валдайские умельцы
Отлили -------------------(колокольцы) .
Задание №9
Восстановите имя и фамилию великого русского композитора, который родился на новгородской земле:
Коростель на лугу затуманенном
Так хрипит, будто горло сломал.
Здесь когда-то -------------?-------------
Коростелей тоску понимал.
Ответ:
Коростель на лугу затуманенном
Так хрипит, будто горло сломал.
Здесь когда-то Сережа Рахманинов
Коростелей тоску понимал.
Задание №10
О каком поэте, погребённом в одном из новгородских монастырей, говорит Таяновский И.А.?
А здесь вот вечно спит поэт ------------
Сон стариковский чуток:
В каком монастыре похоронен этот поэт?
Ответ:
А здесь вот вечно спит поэт Державин.
Сон стариковский чуток:
В каком монастыре похоронен этот поэт? (Хутынский)
Игорь Александрович Таяновский
"Песнь о Великом Новгороде".
Гимн Новгородской Руси.
Невеликий Новгород Великий
Нам ковры асфальтовые стелет.
Плещутся неоновые блики...
Но ещё кремлёвских башен пики
В северное небо грозно целят.
Новгород там, где святая София
Крест свой несёт в небеси.
Помнит о том, что Россия -
Дочь Новгородской Руси.
Задание №11
Запишите пословицу. Для этого найдите ту букву, начиная с которой пословица прочитается целиком.
Фраза: "Умный не все говорит, что знает, а глупый не все знает, что говорит".