Задачи урока:
- Выяснить, какие характерные черты позволяют объединить представителей млекопитающих в один класс.
- Определить особенности организации млекопитающих, позволивших им занять все основные среды обитания на планете.
- Продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха, способствовать воспитанию культуры общения.
- Сопоставить имеющиеся знания с новой информацией, осмыслить и обобщить изученный материал.
- Развивать навыки работы с текстом.
- Прививать чувство любви к родному краю через использование краеведческого материала.
Оборудование:
слайд-презентация,Технологии
РКМ (развития критического мышления).Приёмы:
- стратегия "ЗХУ",
- прием "Инсерт",
- прием " Тонкие и толстые вопросы",
- синквейн.
Тип урока:
изучение нового материала.Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Тему нашего урока мы сейчас определим вместе с вами.
- Рассмотрите рисунки с изображёнными животными. Назовите их. К каким изученными нами классам относятся указанные животные? (Слайд 2).
- К какому классу вы бы отнесли оставшееся животное?
(учащиеся записывают тему).
3. Задачи урока.
Сегодня на уроке мы должны выяснить какие характерные черты позволяют объединить представителей млекопитающих в один класс, определить особенности организации млекопитающих, позволивших им занять все основные среды обитания на планете.
4. Стадия вызова.
Млекопитающие в настоящее время освоили все среды обитания; наземную, водную, воздушную, почвенную и наземно-водную. Млекопитающие завоевали все области земли от Северного полюса до берегов до Антарктиды. Они обитают во всех средах: на суше, в почве, в воде, в воздухе, на деревьях; во всех природных зонах. (Слайды 3-7)
Проблемный вопрос: Что позволяет млекопитающим занимать господствующее положение на Земле? (Слайд 8).
Стратегия "ЗХУ".
Вычерчиваем таблицу.
Что знаю? | Что хотел узнать? | Что узнал? |
Организации самостоятельной работы учащихся с 1 столбиком таблицы.
Проверка самостоятельной работы учащихся, коррекция.
Совместное заполнение 2 столбика таблицы.
5. Стадия осмысления.
Работа с текстом "Особенности строения млекопитающих" с использованием приема "Инсерт" (Приложение 1)
Прием "Инсерт".
Читаем текст, делая следующие пометки:
- "+" - уже знал;
- "v" - узнал новое;
- "?" - есть вопрос.
Обсуждение:
Ребята, что из того, что вы прочитали, вам было знакомо?
Что было новым?
Есть ли у кого-нибудь вопросы?
Строение и организация жизнедеятельности животных класса Млекопитающих. (Слайды 9-28).
Млекопитающие животные Иркутской области (Слайды 29)
Красная книга Иркутской области (Слайды 30-36)
Берегите эту Землю, эти воды!
Даже малую былиночку храня!
Берегите всех зверей внутри природы!
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Заполнение 3 столбика таблицы "ЗХУ" (работа в парах).
Прием " Тонкие и толстые вопросы" (работа в парах)
Составить по изученному материалу 2 толстых и 3 тонких вопроса.
Проверка работа в парах.
Что знаю? | Что хотел узнать? | Что узнал? |
Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери | Структурно-логическая схема: Внешнее строение. Внутреннее строение: Скелет. Мышцы. Пищеварительная система. Дыхательная система. Кровеносная система. Выделительная система. Обмен веществ. Нервная система и органы чувств. Система размножения. Забота о потомстве. |
Тело покрыто шерстью (волосяной покров). Шея подвижная, из 7 позвонков. Ноги под туловищем. Дифференцированные зубы. Высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга. Хорошо развиты органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Кровеносная система замкнутая. Четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения. Лёгкие ячеистые. Живорождение. Вскармливание молоком. Забота о потомстве. |
Составленные вопросы задают учащимся других пар.
6. Рефлексия.
Синквейн " Млекопитающие".
Пример (составлен учащимися на уроке):
Млекопитающие.
разнообразные, приспособленные.
Живут, заботятся, развиваются.
Млекопитающие - самый высокоорганизованный класс.
Звери.
Мы сегодня познакомились с вами с одним из удивительных классов классом Млекопитающих. И вы мне помогли в этом.
Что сегодня на уроке вам понравилось?
Что было трудным для вас?
7. Подведение итогов.
Выставление оценок.8. Домашнее задание: п.31, таблица "ЗХУ".