Цель:
Повторение знаний об опасных и чрезвычайных
ситуациях на дорогах и основ безопасного
поведения
Оборудование:
- тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации с индикацией правильности выполнения действий
- видеодвойка, фрагмент видеофильма “Улица полна неожиданностей”
- оборудование кабинета ЮИД
- баскетбольные мячи № 5 у каждого ученика
Ход урока
I. Организационный момент
II. Основная часть
1. Кабинет ОБЖ – 20 мин.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, который мы проводим в нескольких кабинетах.
В начале мы повторим правила безопасного поведения на улице, безопасного перехода дороги, узнаем способы оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, поупражняемся в кабинете ЮИД в способах перехода дороги, будем заниматься физической подготовкой.
Вопрос классу:
Какие вы знаете способы перехода дороги?
- 1 способ заключается в том, что вы, посмотрев налево и направо, убеждаетесь в отсутствии машины, затем вы переходите улицу под прямым углом, чтобы затратить меньшее количество времени: ведь чем дольше мы находимся на дороге, тем больше мы подвергаем свою жизнь опасности.
- 2 способ – переход по “зебре”, при этом водитель по правилам дорожного движения обязан пропустить пешехода, но, несмотря на это, переходя по “зебре”, все-таки нужно убедиться в том, что машина останавливается – водители бывают разные.
Вопрос классу:
- На каких дорогах в Давыдово есть “зебра”?
- Это основные способы перехода дороги. Но есть и другие.
- 3 способ – надземный переход. В нашем районе они отсутствуют, но в крупных городах, например, в Москве, где движение более интенсивное, существуют надземные переходы. Люди по ступенькам поднимаются вверх, переходя над дорогой как по мосту.
Вопрос классу:
- Кто из вас пользовался надземным переходом?
- 4 способ перехода через дорогу осуществляется с помощью подземного перехода.
Вопрос классу:
- Кто объяснит, как будем переходить улицу по подземному переходу?
Люди спускаются по ступенькам вниз и переходят улицу под дорогой.
- 5 способ перехода осуществляется с помощью светофора.
Вопрос классу:
- Кто видел пешеходный светофор?
- В каких городах вы видели светофор?
- Что вы о нем можете рассказать?
Учитель:
Бывают случаи, когда светофор для пешеходов отсутствует, в этом случае им может помочь светофор для автомобилей (зеленый свет для машины означает, что пешеходы стоят и наоборот).
Есть еще один способ перехода – по жестам регулировщика, но о нем мы вспомним, посмотрев кадры фильма “Улица полна неожиданностей”.
- Зачем нужны правила перехода дороги?
Учитель:
А вот что бывает c теми, кто правила не соблюдает.
(Юные инспекторы дорожного движения вносят в класс на носилках тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации “Максим”, а ученики второго класса располагаются вокруг тренажера)
Юные инспекторы дорожного движения при режиме реанимации двумя спасателями демонстрируют действия по реанимации пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии, у которого отсутствует дыхание и остановилось сердце. Учащиеся сопровождают свои действия рассказом:
- В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь. После прекращения работы сердца и легких клетки тела живут от 3 до 5 минут, поэтому необходимы немедленный массаж сердца и искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание). Для этого:
- Обеспечиваем правильное запрокидывание головы (15-20 градусов).
- Расстегиваем одежду.
- Находим конец мечевидного отростка грудины и располагаем руки выше него на расстоянии диаметра двух пальцев руки.
- Проводим непрямой массаж сердца, продавливая грудину на глубину 3-5 см.
- Проводим искусственную вентиляцию легких изо рта в рот путем поступления не менее 400-500 кубических сантиметров воздуха.
Реанимация пострадавшего проводится в режиме двух спасателей: 1 ИВЛ + 5 нажатий на грудную клетку. 10-12 циклов в течение минуты.
Учитель:
Такие действия проводятся с тяжело пострадавшими в дорожно-транспортных происшествиях. А как помочь человеку с более легкими травмами, например, с травмой ноги? Давайте разобьемся на “тройки” для переноса пострадавшего с такой травмой (переход в кабинет ЮИД).
Кабинет ЮИД – 10 мин.
Юные инспекторы дорожного движения:
Ребята! Вы не раз уже бывали в этом кабинете, но хотим напомнить вам о том, какой он не простой: это перекресток, на котором вы должны вести себя так же, как на улицах города.
Вопрос классу:
Какие способы перехода улицы вы знаете?
Практическая часть
- ученики 2 класса тренируются под руководством юных инспекторов движения в способах перехода улицы:
- по “зебре”
- с помощью светофора
Вопрос классу:
Зачем нужно уметь правильно переходить дорогу?
(чтобы с нами не случилось, чтобы мы не попали в ДТП, чтобы мы были здоровы)
Спортивный зал – 15 мин.
- Разминка: комплекс упражнений с мячом;
- Повторение броска в кольцо;
- Ведение мяча;
- Упражнение на восстановление внимания.
III. Подведение итогов
Учитель:
Чем мы занимались на уроке?
- повторили правила перехода через дорогу, применив их в кабинете ЮИД;
- узнали , какую медицинскую помощь можно оказать пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
- провели транспортировку пострадавших;
- выполнили зарядку;
- повторили способы ведения мяча.
Список литературы
- Богоявленский И.Ф. Справочник “Оказание первой реанимационной помощи на месте происшествия” серия “Спаси и сохрани жизнь”. Издательство ОАО Медиус Санкт-Петербург, 2005 г.
- Жилов Ю.Д., Назарова В.А., “Основы медицинских знаний”. Издательство МГОУ, Москва, 2005 г.
- “Основы безопасности жизнедеятельности”. 2 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство “Астрель АСТ”, Москва, 2005 г.
- “Правила дорожного движения Российской Федерации”. Издательский Дом “Третий Рим”, Москва, 2006 г.