Положение урока в теме: 1 урок
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: изучить правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
Задачи:
- Формировать умение сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
- Развивать умение анализировать, делать выводы, выделяя общие признаки.
- Повышать мотивацию к изучению темы.
- Продолжать воспитывать аккуратность.
ХОД УРОКА
I. Разгадайте ребус. СЛАЙД 1 <Приложение 1>
Верно. Мы продолжаем изучать дроби. А зачем их
изучать? Может, они не нужны? Где в жизни мы
встречаемся с дробями?
Наш урок начался в треть двенадцатого, это во
сколько? В конце урока вас ждет сюрприз с
дробями.
II. Оставьте одну строчку в тетради для
записи темы. Чуть позже вы сами определите нашу
сегодняшнюю тему.
Распределите записанные на слайде числа в две
группы по какому-либо признаку и выпишите их в
две строчки: СЛАЙД 2
Дети выписывают в одну строчку натуральные числа, в другую – дробные.
– По какому признаку разделили?
– Какие действия мы умеем выполнять с
натуральными числами? (Записывать, читать,
сравнивать, складывать, …)
– Что умеем делать с дробными числами? (Записывать,
читать, отмечать на координатном луче, находить
часть от числа, находить число по его части)
– Давайте проверим, действительно ли умеем
читать и записывать.
Прочитайте дроби, которые только что выписали.
– Запишите под диктовку: половина, треть, четверть.
Один ученик записывает на доске так, чтобы остальным не было видно.
– Назовите числитель и знаменатель каждой
дроби.
– Как вы думаете, можно ли с дробями выполнять те
же действия, что и с натуральными числами? Почему
вы так думаете? Хотите научиться?
– Выступим сегодня в качестве исследователей.
Как работают исследователи? СЛАЙД 3 (Ставят
вопрос, ищут решение, делают выводы)
– Какие вопросы у вас возникли по поводу
действий с дробями? (Как сравнивать, складывать
…)
– Ответим сегодня на один из них. Запишите тему
урока «Сравнение дробей», число. СЛАЙД 4
III. – Итак, мы ставим перед собой вопрос: «Как сравнивать дроби»? Постараемся решить этот вопрос.
– У вас на столах лежат листочки с
изображенными на них кругами <Приложение
2>. На сколько долей разделен каждый
круг?
– С помощью этих кругов сравните
– Запишите с помощью математических символов,
что получилось.
– Теперь возьмите листочки с прямоугольниками.
<Приложение 3>
– Сих помощью сравните
– Запишите результат в тетрадях.
– Посмотрите внимательно на полученные записи и
сделайте вывод: какая из двух дробей больше? (Из
двух дробей больше та, у которой больше
числитель.)
– Никто ничего не хочет добавить?
– Давайте проверим справедливость нашего
вывода: из двух дробей больше та, у которой
больше числитель, и меньше та, у которой меньше
числитель. Сравните (Предположение: )
– Теперь проверим себя: сравните с помощью
квадратов, изображенных на листочках на ваших
столах.<Приложение 4>
– Какая дробь оказалась больше?
– Почему не сработало выведенное нами правило?
– Давайте еще раз сформулируем правило. Я вам
помогу начать: из двух дробей с одинаковыми
знаменателями …
– Молодцы! Откройте учебники на стр. 146 и найдите
правило сравнения дробей с одинаковыми
знаменателями. Прочитайте про себя. Закройте
глаза и повторите правило еще раз уже без
учебника. А теперь расскажите друг другу.
Дома вам его надо будет выучить наизусть. Зачем,
как вы думаете? Может, не учить? Можно ведь
воспользоваться рисунком для сравнения дробей? (Не
всегда можно сравнить с помощью рисунка.
Например, )
IV. – Закрепим умение сравнивать дроби на примерах. Решим № 947 в учебнике. Кто справится быстрее, чем мы на доске, решите № 945
V. – Сейчас прошу вас встать. СЛАЙД 5
На слайде будут появляться дроби. Одна написана красным цветом, другая – синим. Если больше красная дробь – хлопните в ладоши над головой, если больше синяя – присядьте.
VI. – Почему вы ни присели, ни хлопнули в ладоши? (Эти дроби нельзя сравнить по выведенному нами правилу. Могут сказать, что эти дроби равны)
Если ответили, что нельзя сравнить, т.к. знаменатели разные, то вопрос:
– А как можно сравнить? (С помощью рисунка)
– Если ответили, что дроби равны, то попросить
убедиться в этом с помощью рисунка.
– Две четверти круга вместе составляют половину,
говорят, что дроби равны. Две равные дроби обозначают
одно и то же дробное число.
Решение № 940 (устно).
Проверим, все ли усвоили, как сравнивать дроби.
VII. Самостоятельная работа на листочках. <Приложение 5>
Подпишите фамилию, номер варианта. На работу 3 мин.
VIII. Взаимопроверка по слайду. СЛАЙД 6
IX. Д/з: п.24 учить правила, № 965, 966, 969
Дополнительно: Вывести правило сравнения дробей с одинаковыми числителями. За дополнительное задание можно получить «5» в журнал.
X. Подведем итоги: СЛАЙД 7
– Какую цель ставили перед собой в начале
урока?
– Достигли ли этой цели?
– Как сравнить дроби с одинаковыми
знаменателями?
XI. А теперь подарок вам и вашим родителям – рецепт торта «Прага» <Приложение 6>, в нем не обойтись без знания дробей.