Разработка урока математики в 5-м классе по теме "Сравнение дробей"

Разделы: Математика


Положение урока в теме: 1 урок

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: изучить правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

Задачи:

  • Формировать умение сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
  • Развивать умение анализировать, делать выводы, выделяя общие признаки.
  • Повышать мотивацию к изучению темы.
  • Продолжать воспитывать аккуратность.

ХОД УРОКА

I. Разгадайте ребус. СЛАЙД 1 <Приложение 1>

Верно. Мы продолжаем изучать дроби. А зачем их изучать? Может, они не нужны? Где в жизни мы встречаемся с дробями?
Наш урок начался в треть  двенадцатого, это во сколько? В  конце урока вас ждет сюрприз с дробями.

II. Оставьте одну строчку в тетради для записи темы. Чуть позже вы сами определите нашу сегодняшнюю тему.
Распределите  записанные на слайде числа в две группы по какому-либо признаку и выпишите их в две строчки: СЛАЙД 2

Дети выписывают в одну строчку натуральные числа, в другую – дробные.

– По какому признаку разделили?
– Какие действия мы умеем выполнять с натуральными числами? (Записывать, читать, сравнивать, складывать, …)
– Что умеем делать с дробными числами? (Записывать, читать, отмечать на координатном луче, находить часть от числа, находить число по его части)
– Давайте проверим, действительно ли умеем читать и записывать.

Прочитайте дроби, которые только что выписали.
– Запишите под диктовку: половина, треть, четверть.

Один ученик записывает на доске так, чтобы остальным не было видно.

– Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.
– Как вы думаете, можно ли с дробями выполнять те же действия, что и с натуральными числами? Почему вы так думаете? Хотите научиться?
– Выступим сегодня в качестве исследователей. Как работают исследователи? СЛАЙД 3 (Ставят вопрос, ищут решение, делают выводы)
– Какие вопросы у вас возникли по поводу действий с дробями? (Как сравнивать, складывать …)
– Ответим сегодня на один из них. Запишите тему урока «Сравнение дробей», число. СЛАЙД 4

III. – Итак, мы ставим перед собой вопрос: «Как сравнивать дроби»? Постараемся решить этот вопрос.

– У вас на столах лежат листочки с изображенными на них кругами <Приложение 2>. На сколько долей разделен каждый круг?
– С помощью этих кругов сравните
– Запишите с помощью математических символов, что получилось.
– Теперь возьмите листочки с прямоугольниками. <Приложение 3>
– Сих помощью сравните
– Запишите результат в тетрадях.
– Посмотрите внимательно на полученные записи и сделайте вывод: какая из двух дробей больше? (Из двух дробей больше та, у которой больше числитель.)
– Никто ничего не хочет добавить?
– Давайте проверим справедливость нашего вывода: из двух дробей больше та,  у которой больше числитель, и меньше та, у которой меньше числитель. Сравнитеimg5.gif (325 bytes) (Предположение: )
– Теперь проверим себя: сравните img5.gif (325 bytes) с помощью квадратов, изображенных на листочках на ваших столах.<Приложение 4>
– Какая дробь оказалась больше?
– Почему не сработало выведенное нами правило?
– Давайте еще раз сформулируем правило. Я вам помогу начать: из двух дробей  с одинаковыми знаменателями …
– Молодцы! Откройте учебники на стр. 146 и найдите правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. Прочитайте про себя. Закройте глаза и повторите правило еще раз уже без учебника. А теперь расскажите друг другу.
Дома вам его надо будет выучить наизусть. Зачем, как вы думаете? Может, не учить? Можно ведь воспользоваться рисунком для сравнения дробей? (Не всегда можно сравнить с помощью рисунка. Например, )

IV. – Закрепим умение сравнивать дроби на примерах. Решим № 947 в учебнике. Кто справится быстрее, чем мы на доске, решите № 945

V. – Сейчас прошу вас встать. СЛАЙД 5

На слайде будут появляться дроби. Одна написана красным цветом, другая – синим. Если больше красная дробь – хлопните в ладоши над головой, если больше синяя – присядьте.

VI. – Почему вы ни присели, ни хлопнули в ладоши? (Эти дроби нельзя сравнить по выведенному нами правилу. Могут сказать, что эти дроби равны)

Если ответили, что нельзя сравнить, т.к. знаменатели разные, то вопрос:

– А как можно сравнить? (С помощью рисунка)
– Если ответили, что дроби равны, то попросить убедиться в этом с помощью рисунка.
– Две четверти круга вместе составляют половину, говорят, что дроби  равны. Две равные дроби обозначают одно и то же дробное число.
Решение № 940 (устно).

Проверим, все ли усвоили, как сравнивать дроби.

VII. Самостоятельная работа на листочках. <Приложение 5>

Подпишите фамилию, номер варианта. На работу 3 мин.

VIII. Взаимопроверка по слайду. СЛАЙД 6

IX. Д/з: п.24 учить правила, № 965, 966, 969

Дополнительно: Вывести правило сравнения дробей с одинаковыми числителями. За дополнительное задание можно получить «5» в журнал.

X. Подведем итоги: СЛАЙД 7

– Какую цель ставили перед собой в начале урока?
– Достигли ли этой цели?
– Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?

XI. А теперь подарок вам и вашим родителям – рецепт торта «Прага» <Приложение 6>, в нем не обойтись без знания дробей.