Урок математики в 7-м классе по теме "Графический способ решения уравнений"

Разделы: Математика


Цели: обучить новому способу решения уравнений, развивать умения анализировать,  умения строить графики линейной и квадратичной функций, находить координаты их общих точек; формировать аккуратность, внимательность, интерес, культуру математической речи.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Анализ выполнения самостоятельной работы "Квадратичная функция и её график".

2. Актуализация знаний и умений учащихся

Основные  определения и понятия темы  вспомним,  разгадывая кроссворд. (Приложение 1, слайд 2)

  1. у = кх + в, у = кх, у = х2 – всё это  функции.
  2. График линейной функции  – прямая. Сколько точек нужно для построения?
  3. График квадратичной функции  – парабола?  Как построить?
  4. Точка  (0,0) – для параболы – вершина.
  5. Вторая координата точки – ордината.
  6. В записи у = кх + в   харгумент.
  7. х + 5 = 0, х = – 5,  что такое – 5?   Корень.
  8. Первая координата точки   – абсцисса.
  9. Парабола состоит из двух частей, каждая из которых называется – ветвь.

Прочитайте главное слово в кроссворде. Что оно означает? Уравнение – равенство, содержащее неизвестную.

Но разве мы сейчас учимся решать уравнение? Нет, изучаем функции. Наша задача связать два математических понятия – функции и уравнения. Тема сегодняшнего урока – «Графическое решение уравнений».

3. Подготовка к восприятию нового способа действия (Приложение 1, слайд 3)

Решите уравнение.

а) 9 + 13х = 35 + 26х
–13х = 26
х = – 2
б)
3х – 2 = 1
3х = 3
х = 1
в) 9х2 + 0,27х = 0
9х(х + 0,03) = 0
9х = 0         х + 0,03 = 0
х = 0           х = –0,03
г) х2 – 25 = 0
(х – 5)(х + 5) = 0
х = 5        х = – 5

д) х2 = х + 2?

(Приложение 1, слайд 4)

Не подходит ни один из известных способов.
А может, попробуем угадать корни?  
Рассмотрим внимательно левую и правую части уравнения. Что напоминает? Функции квадратную и линейную. Но, между ними знак равенства.
y = x2 и y = x + 2. Что одинаково в этих записях? Правые части равны, значит равны и левые. У графиков этих функции есть одинаковые значения y. Как их найти? Построить оба графика в одной системе координат. (Приложение 1, слайд 5)

Сколько таких точек? Назовите их координаты ((–1; 1),(2; 4)) Но каждая точка – (x; у), а в уравнении только – х. Значит в ответе – х.

Ответ: –1; 2

Таким образом, мы с вами решили уравнение графическим способом. Назовем все этапы. (Приложение 1, слайд 6)

  1. Уравнение разбиваем на две функции.
  2. Строим графики в одной системе координат.
  3. Находим точки пересечения.
  4. Ответ – только х.

Первичное осмысление материала. (Приложение 1, слайд 7)

x2 = –3x
y = х2 и  у = – 3х

Х 0 1
У 0 – 3

Ответ: – 3; 0

Пауза – сказка. Инсценировка с участием двух учениц. (Приложение 1, слайд 8)
“Жили-были два графика: Парабола и Прямая. Очень они друг друга недолюбливали. Их мамами были квадратичная и линейная функции (двоюродные сестры). Парабола говорила: “Я такая изящная и гибкая! У меня две ветви! А в тебе, Прямая, нет ничего особенного”. А Прямая твердила в ответ: “Нет, я самая стройная, не то, что эта горбатая парабола!”.
В один из теплых осенних дней гуляли графики в системе координат имени Декарта. Долго они гуляли, каждая сама по себе и рассуждали вслух о том, что она самая красивая и умная. Вдруг встретились они в одной общей точке и стали ругаться. Парабола кричит: “Уходи, это моя точка!”. А Прямая в ответ: “ Ты ошиблась, парабола! Эта точка принадлежит мне”. Долго они спорили. Никто из них и не заметил, как теплый день плавно перешел в прохладный вечер. В конце концов, графики поняли, что у них есть что-то общее – ведь точка принадлежала обеим функциям и являлась их точкой пересечения. С тех пор прямая и парабола стали жить, поживать и добра наживать”.

4. Закрепление материала. Самостоятельное решение

х2 = 1 (Приложение 1, слайд 9)

Ответ: –1; 1

х2 = – 1 (Приложение 1, слайд 10)

img5.jpg (21370 bytes)

Ответ: Нет корней

х2 + 2х – 3 = 0. Как поступить? Ваше мнение? (Приложение 1, слайд 11)
х2 = – 2х + 3
у = х2    
у = – 2х +3

Ответ: –3, 1

5. Итоги урока (Приложение 1, слайд 12)

– Какие 2 математических понятия мы связали и для чего? (Функции и уравнения, чтобы решить уравнения)
– Как решить уравнение графическим способом?
– Этот способ будем применять в старших классах по мере изучения новых функций.
– Сложно ли решать уравнение?

Надо же как все просто…
Как научиться ходить. Потом ты начинаешь удивляться, что в этом было такого сложного.

Р.Бах «Иллюзии»

6. Домашнее задание

§33, № 997(в, г), 998(а, б),1002(в, г).

– Что такое флюэнта?