Цель: разобрать критерии выполнения учащимися письменной работы – эссе, в рамках целевой подготовки ребят к ЕГЭ.
Задачи:
- Образовательные: выявить, что такое эссе, его особенности; охарактеризовать структуру эссе, сформировать представление о введении, основной части и заключении; выяснить, какие методы и приемы можно использовать при написании введения, основной части и заключения.
- Развивающие: развивать и закреплять умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; производить поиск нужной информации в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и т.д.); отделять основную информацию от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации.
- Воспитательные: воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности; сформировать потребность в развитии коммуникативности, деловитости, самостоятельности.
Основные понятия: эссе, алгоритм написания эссе, структура эссе, критерии оценивания эссе, методы и приемы написания эссе.
Дидактическое оборудование: раздаточный материал по теме: алгоритм написания эссе, критерии оценивания эссе, темы эссе по экономике, примеры написания эссе; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Объяснение нового материала
План:
- Что такое эссе.
- Структура написания эссе.
- Методы и приемы написания эссе.
- Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе.
III. Закрепление нового материала.
Беседа по вопросам:
— Что такое эссе?
— Какова структура эссе, его особенности?
IV. Домашнее задание.
— Написать эссе по предложенным темам;
— Зафиксировать вопросы, которые вызвали
наибольшее затруднение для дальнейшего
коллективного их обсуждения в классе.
1. Что такое эссе
Эссе — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.
Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Особенности эссе как литературного жанра
Особенности объема | Как правило, это небольшая работа |
Индивидуальность работы | Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему |
Особенности стиля | Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика |
Особенности композиции | Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис — множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации — многоточия, будто приглашающие к соразмышлению |
Обычно вопросы и задания, ставящиеся перед вами в процессе написания эссе, требуют аналитических ответов, т.е. поиска объяснения: почему что-то происходит (по какой причине) и как это происходит (процессы, механизмы), причем ответ требует не простого описания фактов или обобщения того, что сказано другими, а ваших собственных оценок и суждений.
При выборе вами вопроса по какой-либо тематике,
прежде чем составлять план вашего ответа,
убедитесь в том, что вы внимательно прочитали и
правильно поняли его, поскольку он может быть
интерпретирован по-разному, а чтобы его осветить
существует несколько подходов.
Исходя из вашего решения о том, как вы будете
отвечать на вопрос, вы должны составить
план/структуру вашего ответа. Структура
письменной работы, как правило, состоит из таких
компонентов, как:
2. Структура написания эссе
Вступление: (суть и обоснование выбора данной темы); нелишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов, например: «Под совершенной конкуренцией я подразумеваю следующее...»; однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения);
Введение — суть и обоснование выбора
данной темы, состоит из ряда компонентов,
связанных логически и стилистически;
На этом этапе очень важно правильно сформулировать
вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в
ходе своего исследования.
При работе над введением могут помочь ответы на
следующие вопросы: «Надо ли давать определения
терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему
тема, которую я раскрываю, является важной в
настоящий момент?», «Какие понятия будут
вовлечены в мои рассуждения по теме?», « Могу ли я
разделить тему на несколько более мелких
подтем?».
Основная часть: (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала);
Заключение: (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.).
3. Методы и приемы написания эссе
Работа в тетради:
Заполнить таблицу «Методы и приемы написания эссе»
Методы и приемы написания эссе
Вступление |
Основная часть |
Заключение |
Для меня эта фраза является ключом к пониманию ... | Во-первых, ... Во-вторых,... В-третьих, ... | Таким образом, ... |
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями ... | Рассмотрим несколько подходов ... Например, ... | Подведем общий итог рассуждению ... |
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание ... | Проиллюстрируем это положение следующим примером... | Итак,... |
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... | Для полемического эссе: С одной стороны, ... С другой стороны, ... | Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания ... |
Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПC формулой: П — Положение (утверждение) — Я считаю, что ...; О — Объяснение — Потому что ...; П — Пример, иллюстрация — Например,...; С — Суждение (итоговое) —Таким образом,... |
4. Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе
Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, доводов и т.д.
Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.
Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно-психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать« первую пришедшую в голову» реакцию).
Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.
Рассуждения — формулировка и доказательство мнений.
Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?
Доводы — обоснование того, что
заключение верно абсолютно или с какой-либо
долей вероятности. В качестве доводов
используются факты, ссылки на авторитеты,
заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и
т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от
противного», «методом исключения»).
Качество текста складывается из четырех
основных компонентов: ясности мысли, внятности,
грамотности и корректности.
Мысль — это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.
Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.
Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.
Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.