Практическая работа "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (117 кБ)


Цель: разобрать критерии  выполнения учащимися письменной работы – эссе, в рамках целевой подготовки ребят к ЕГЭ.

Задачи:

  • Образовательные: выявить, что такое эссе, его особенности; охарактеризовать структуру эссе, сформировать представление о введении, основной части и заключении; выяснить, какие методы и приемы можно использовать при написании введения, основной части и заключения.
  • Развивающие: развивать и закреплять умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; производить поиск нужной информации в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и т.д.); отделять основную информацию от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации.
  • Воспитательные: воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности; сформировать потребность в развитии коммуникативности, деловитости, самостоятельности.

Основные понятия: эссе, алгоритм написания эссе, структура эссе, критерии оценивания эссе, методы и приемы написания эссе.

Дидактическое оборудование: раздаточный материал по теме: алгоритм написания эссе, критерии оценивания эссе, темы эссе по экономике, примеры написания эссе; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объяснение нового материала

План:

  1. Что такое эссе.
  2. Структура написания эссе.
  3. Методы и приемы написания эссе.
  4. Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе.

III. Закрепление нового материала.

Беседа по вопросам:

— Что такое эссе?
— Какова структура эссе, его особенности?

IV. Домашнее задание.

— Написать эссе по предложенным темам;
— Зафиксировать вопросы, которые вызвали наибольшее затруднение для дальнейшего коллективного  их обсуждения в классе.

1. Что такое эссе

Эссе — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Особенности эссе как литературного жанра

Особенности объема Как правило, это небольшая работа
Индивидуальность работы Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему
Особенности стиля Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика
Особенности композиции Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис — множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации — многоточия, будто приглашающие к соразмышлению

Обычно вопросы и задания, ставящиеся перед вами в процессе написания эссе, требуют аналитических ответов, т.е. поиска объяснения: почему что-то происходит (по какой причине) и как это происходит (процессы, механизмы), причем ответ требует не простого описания фактов или обобщения того, что сказано другими, а ваших собственных оценок и суждений.

При выборе вами вопроса по какой-либо тематике, прежде чем составлять план вашего ответа, убедитесь в том, что вы внимательно прочитали и правильно поняли его, поскольку он может быть интерпретирован по-разному, а чтобы его осветить существует несколько подходов.
Исходя из вашего решения о том, как вы будете отвечать на вопрос, вы должны составить план/структуру вашего ответа. Структура письменной работы, как правило, состоит из таких компонентов, как:

2. Структура написания эссе

Вступление: (суть и обоснование выбора данной темы); нелишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов, например: «Под совершенной конкуренцией я подразумеваю следующее...»; однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения);

Введение — суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически;
На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», « Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

Основная часть: (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала);

Заключение: (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.).

3. Методы и приемы написания эссе

Работа в тетради:

Заполнить таблицу «Методы и приемы написания эссе»

Методы и приемы написания эссе

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию ... Во-первых, ... Во-вторых,... В-третьих, ... Таким образом, ...
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями ... Рассмотрим несколько подходов ... Например, ... Подведем общий итог рассуждению ...
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание ... Проиллюстрируем это положение   следующим   примером... Итак,...
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... Для полемического эссе: С одной стороны, ... С другой стороны, ... Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания ...
  Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПC формулой: П — Положение  (утверждение) — Я считаю, что ...; О — Объяснение — Потому что ...; П — Пример, иллюстрация — Например,...; С — Суждение  (итоговое) —Таким образом,...  

4. Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе

Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, доводов и т.д.

Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.

Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно-психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать« первую пришедшую в голову» реакцию).

Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.

Рассуждения — формулировка и доказательство мнений.

Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?

Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от противного», «методом исключения»).
Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.

Мысль — это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.

Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.

Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.

Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.

Приложение 1