Цели урока:
сформировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с частями зоны лесов, формировать дружеское отношение при работе в группе, развивать познавательную активность детей, воспитывать бережное отношение к родной природе, аккуратность при работе с красками.
Оборудование: фонограмма с голосами птиц, иллюстрации с изображением деревьев, теневое изображение деревьев, три карточки, три кроссворда, три листа для рисования, краски, иллюстрации с изображением видов лесов.
Ход урока
1. Организационный момент.
(На фоне пения птиц)
– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами еще раз побываем в замечательной природной зоне, а в какой вы мне скажите сами. Послушайте внимательно стихотворение.
Лес, русский лес!
Всех лесов на земле ты красивей!
Лес, русский лес!
Ты богатство и гордость России!
Лес, русский лес!
Вечно радуй людей, и расти до небес.
Лес! Лес! Лес!
2. Повторение пройденного материала.
– Ребята, о чем говорится в этом
стихотворении?
(В этом стихотворении говорится о русском лесе.)
– Какие слова используются, чтобы показать
величие русского леса?
(Всех красивей, богатство, гордость.)
– Какие виды лесов вы знаете?
(Смешанный, хвойный, лиственный.)
– Почему леса называют хвойными?
(Потому что в таких лесах растут только хвойные
деревья.)
– Назовите.
(Сосна, пихта, ель, кедр, лиственница.)
– Какие леса называю лиственными?
(В которых растут только лиственные деревья.)
– Приведите примеры.
(Береза, осина, рябина, тополь, ива, липа.)
– А что же тогда за смешанный лес, почему его так
назвали?
(Потому что в таких лесах растут как хвойные
деревья, так и лиственные.)
– Ребята, вы сидите по группам. И сейчас мы
узнаем, как называются ваши группы.
1 группа читает загадку, а 2 и 3 отгадывают ее.
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, ее клюют.
(Рябина) (Учитель вешает картинку)
2 группа читает загадку, а 1 и 3 отгадывают ее.
Никто не пугает,
А вся дрожит.
(Осина) (Учитель вешает картинку)
3 группа читает загадку, а 1 и 2 отгадывают ее.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней,
Май сережки дарит ей.
(Береза) (Учитель вешает картинку)
– И так, мы дали названия каждой группе.
– А сейчас капитан группы посоветуется со своей командой, определит на теневом рисунке свое дерево и покажет его.
1 группа – рябинки
2 группа – осинки
3 группа – березки
– Скажите, где встречали эти деревья?
(В наших лесах)
– Ребята, расскажите, что вы знаете об этих
деревьях?
(На парте, в каждой группе, лежит подготовленное
сообщение о рябине, березе, осине. Дети читают,
другие дополняют)
– Молодцы!
3. Индивидуальная работа.
– На партах лежит задание, прочтите
его и выполните самостоятельно.
(Поменяйтесь листочками и проверьте, если все
правильно поставьте плюс)
4. Новая тема.
– На доске записаны названия деревьев. Найдите “лишнее” название, и объясните, почему.
Береза, тополь, баобаб, осина.
Ель, сосна, дуб, пихта.
– Где растут эти деревья?
(В Сибирских лесах)
В Сибири “спрятались все три вида
лесов. Севернее находится тайга, или хвойный лес.
Тайга пересекает всю территорию европейской
части России, Сибирь. По долинам рек, по склонам
гор, по равнинам сплошной стеной, пригнув к земле
мохнатые ветви, стоят могучие ели, рядом –
красавицы пихты. Грязно – зеленые лишайники
длинными бородами свисают со стволов и ветвей
деревьев. Сибирские кедры поднимают вверх свои
могучие кроны. Ель и кедр могут жить до 1200 лет! Под
пологом хвойных деревьев шелестят светлой
зеленью березы и осины. Так, постепенно, хвойный
лес переходит в смешанный. Но есть в Сибирских
лесах удивительное дерево.
– Отгадайте, что это за дерево.
Не деревья они – войны погибшие. Летом наш мир наблюдают – зеленым деревом живут. Зимой в прошлое погружаются – от горя хвоинки роняют. Все помнят. Думают, сравнивают…
– Что это за дерево?
(Лиственница)
– Что вы знаете об дереве?
(Лиственница необычайно крепкое и тяжелое
дерево, оно даже тонет в воде. Лиственницей это
хвойное дерево называют потому, что ежегодно
осенью оно сбрасывает свои мягкие хвоинки, а
весной они вырастают вновь).
– Какие ярусы леса вы знаете?
(Деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники).
– Задание: на столах у вас лежат карточки, на
которых вам нужно соединить слова по образцу.
Береза |
деревья |
Шиповник |
|
Земляника |
|
Ель |
кустарники |
Кедр |
|
Кислица |
|
Малина |
травянистые растения |
Сосна |
– Давайте проверим, 1 группа – деревья
2 группа – кустарники
3 группа – травы.
– Молодцы!
Физминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
5. Составление схемы.
– Ребята, скажите, какую роль играет
лес в жизни человека?
(Ответы учеников)
– Давайте составим схему.
– Посмотрите, сколько пользы
приносит лес. А всегда ли человек справедлив по
отношению к лесу?
(Нет)
– Какой вред может нанести человек лесу?
(Пожар, мусор, разоряют гнезда, муравейники и т.д.)
– К чему может привести такое отношение человека
к лесу?
(К исчезновению растений)
– И человек задумался, а что останется потомкам?
И создал книгу.
Скажите, как она называется?
(Красная книга)
– Красная книга – это список с описанием редких
и находящихся под угрозой исчезновения видов
животных, растений и грибов. И их нужно защищать,
чтобы наше поколение тоже могло любоваться
земной красотой, а не смотреть на голые кусты и не
слышать пения птиц. Первое издание Красной книги
вышло в 1963 году, затем в 1966 году, и последнее
издание в 1984 году. В нее занесено 1260 видов
растений.
– И сейчас мы узнаем, какие растения нашего края
занесены в Красную книгу. У вас на парте лежат
карточки. Вам нужно поставить гласные буквы, и вы
получите названия растений нашего края, которые
занесены в Красную книгу.
Л . НД . Ш
К . Б . ШК .
К . ВШ . НК .
М . Д . Н . Ц .
К . П . ЛЬН . Ц .
Ф . . ЛК .
(Дети читают названия растений)
6. Закрепление.
– Что нужно сделать человеку, чтобы
сохранить эти и другие растения?
– О чем должны помнить люди, приходя в лес?
(Лес – наше богатство, “легкие” нашей планеты. Каждый должен думать о том, что он оставит своим детям.)
– Как легко срубить дерево, но когда
человек рубит дерево, он не задумывается о том, а
сколько же лет нужно этому дереву, чтобы стать
таким могучим красавцем.
(Вывешивается таблица возраста деревьев).
7. Итог урока.
– А сейчас придумайте и нарисуйте
знаки, которые отражали бы опасные для леса
действия человека.
(Ученики выполняют практическую работу)
– Выставка и защита плакатов.
8. Домашнее задание.
Учебник стр. 109. Написать реферат о растении нашего края.