Цели:
- Обучающие: познакомить учащихся с придаточными обстоятельственными (места, времени, причины, следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки); научить определять границы СПП; виды придаточных; отличать союзы от союзных слов; повторить правописание союзов, частиц.
- Развивающие: развивать умение использовать изучаемые конструкции в речи, производить синтаксический разбор предложения, чертить схемы; развивать логическое мышление, связную речь.
- Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, внимательное отношение к слову.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: презентация, выполненная в PowerPoint (Приложение 1); раздаточный материал (Приложение 2).
ХОД УРОКА
I. Речевая разминка
– Расположите данные высказывания в такой последовательности, чтобы из начальных букв составился термин, который современники называют то «аристократом в мире слов» (Алексей Гришанков), то «каплей, дерзнувшей отразить в себе вселенную» (Виктор Власов), то «поэзией философии»(Илья Шевелёв), то «алгеброй мыслей» (Георгий Александров).
1. Знаешь, собственно, только тогда, когда знаешь мало; с знанием растёт сомнение. (Иоганн Вольфганг Гёте) 2. Фанатики готовы уничтожить мир, чтобы спасти его от того, чего они не понимают. (Мариан Добросельский) 3. Рай достаётся дёшево, сколько бы он ни стоил. (Томас Фуллер) 4. Автор привыкает в конце концов к своей публике, точно она разумное существо. (Генрих Гейне) 5. Мне обычно требуется больше трёх недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь. (Марк Твен) 6. Он охотно исповедовался бы в грехах, если бы не тайна исповеди. (Веслав Брудзиньский) 7. Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями; а не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве. (Вольтер)
4 – 2– 6 – 3 – 7 – 1 – 5 (Афоризм)
II. Комплексный анализ слова
– Что вы знаете о происхождении слова афоризм?
– Каково его лексическое значение?
– Дайте научное объяснение значения этого слова.
(Работа со словарями)
Афоризм, -а, м. (гр. aphorismos). Краткое выразительное по форме и глубокое по содержанию изречение, напр., Кто ясно мыслит, ясно излагает. (Школьный словарь иностранных слов)
Афоризм. Изречение, выражающее какую-либо обобщённую мысль; для афоризма одинаково обязательны и законченность мысли, и отточенность формы. (Словарь иностранных слов)
Афори`зм, -а, м. Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)
– Подберите ряд однокоренных слов к слову афоризм.
– Запишите полученную словообразовательную
цепочку.
– Составьте словосочетание и предложение со словом афоризм.
Лучший афоризм
Если афоризм нуждается в пояснениях, значит, он неудачен. (Люк де Клапье Вовенарг).
III. Объявление темы и цели урока
– Цель нашего урока – познакомиться с видами придаточных обстоятельственных, используя примеры-изречения писателей, поэтов, философов.
IV. Объяснение нового материала
– Продолжите предложение, ответив на вопросы, используя союзы, заключённые в скобках.
Каждый может сам написать афоризм,
- почему? по какой причине? (потому что, так как…)
- при каком условии? (если, когда (= если)…)
- несмотря на что? Вопреки чему? (хотя, несмотря на то что…)
- зачем? с какой целью? (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы…)
- что из этого следует? (так что)
- …, потому что «лучший афоризм всех времён и народов ещё впереди». (Артур Васильев)
- …, если очень этого захочет.
- …, несмотря на то, что это очень трудное дело.
- …, чтобы стать знаменитым.
- …, так что стоит только постараться.
– Назовите разряды союзов по значению, которые
вы употребили? (причинные, условные,
уступительные, целевые, следственные)
– На какие вопросы отвечают?
– К чему относятся? (ко всей главной части)
– Чем присоединяются? (союзами или союзными
словами)
– Сделаем вывод о классификации придаточных
обстоятельственных. Можно использовать
материалы таблицы Упр. 81 (с.60-61)
V. Закрепление изученного
– Запишем и проанализируем следующие предложения. Построим схемы и определим виды придаточных.
- Если доброе дело не может быть сделано без принуждения, это дело не доброе. (Л.Н. Толстой)
(Если…), […] (условн.)
- Любить человечество легче, чем сделать добро соседу. (Сковорода, украинский философ 18 века, педагог, поэт)
[…], (чем…) (сравн.)
- Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А.П. Чехов)
(Пока…), […] (врем.)
- Берегите доброту и жалость, чтоб они за слабого сражались. (М. Дудин, рус. сов. поэт)
[…], (чтоб…) (цели)
– Какая тема объединяет эти высказывания? (Все
эти высказывания о доброте, о том, что нужно
творить добро, быть добрым)
– Рассмотрим эти предложения с точки зрения
синтаксиса. Одинаковы ли они по структуре? (Да,
это СПП)
Докажите. (Есть главная и придаточная части)
– В чём их различие? (В месте придаточного по
отношению к главному. Разные виды придаточных)
– Охарактеризуйте во 2, 3, 4 предложениях простые
предложения в составе сложного по наличию в них
грамматической основы. (Вспомним, что
определённо-личные предложения имеют обобщённое
значение, особенно в пословицах, а также в
поэтической речи)
– Почему простые предложения в составе
афоризмов, пословиц чаще всего односоставные?
(Цель афоризма, пословицы – сказать
короче, с другой стороны - воздействовать на
собеседника, чтобы призвать его к действию)
VI. Самостоятельная работа
– Определите виды придаточных.
- Автор привыкает в конце концов к своей публике, точно она разумное существо. (Генрих Гейне) (сравнения)
- Фанатики готовы уничтожить мир, чтобы спасти его от того, чего они не понимают.(Мариан Добросельский) (цели)
- Он охотно исповедовался бы в грехах, если бы не тайна исповеди. (Веслав Брудзиньский) (условия)
- Рай достаётся дёшево, сколько бы он ни стоил. (Томас Фуллер) (уступки)
- Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями; а не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве. (Вольтер) (причины, условия)
- Знаешь, собственно, только тогда, когда знаешь мало; с знанием растёт сомнение. (Иоганн Вольфганг Гёте) (времени)
- Мне обычно требуется больше трёх недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь. (Марк Твен) (цели)
VII. Творческое (разноуровневое) задание
- Составьте небольшой текст, используя сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных на тему «Я хочу жить, чтобы учиться, а не учиться, чтобы жить» (Фрэнсис Бэкон).
- Вспомните известные вам пословицы и афоризмы, используя сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных.
- Закончите пословицы и афоризмы.
- Лучше хорошо молчать, чем… (плохо говорить).
- Нечего на зеркало пенять, коли… (рожа крива).
- Всегда приятно не прийти туда, где… (тебя ждут). (Оскар Уайльд)
- Не спеши говорить «нет», пока… (тебя не спросили). (Джонатан Свифт)
- В поезде читают, потому что…(скучно), в трамвае – потому что… (интересно). (Илья Ильф)
VIII. Итоги урока
– С какими видами придаточных
обстоятельственных мы познакомились сегодня на
уроке? К чему они относятся, чем присоединяются?
– С каким речевым жанром работали на уроке?
– Почему стало возможным сравнение афоризма с
алгебраическим уравнением?
– Композиционное и смысловое совершенство в
лучших афоризмах достигается через создание
художественного образа, в котором заявлена
интеллектуальная задача или даётся намёк на её
решение.
Поставить точку в нашем уроке поможет
Послесловие (Афоризмы… об афоризмах).
IX. Домашнее задание
§13 Упражнение 124 (с.83-84)
Литература
- Душенко К.В. Мастера афоризма. – Изд. 2-е, испр. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. С. 32
- Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 9-е изд., исп. – М.: Дрофа, 2007
- Словообразовательный словарь русского языка для школьников. Сост. Борисовская Е.Н. ЗАО «Славянский дом книги». Москва 2003. С.27
- Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая и др.; Под ред. В.В. Иванова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. С. 32