Цель урока: изучить закономерности наследования при анализирующем скрещивании.
Задачи:
- Образовательная: сформировать у учащихся понятие об анализирующем скрещивании и выявить закономерности наследования данного вида скрещивании;
- Развивающая: продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символики; сравнивать, анализировать, формулировать выводы, самостоятельно работать, применять полученные знания для решения практических задач;
- Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, коммуникативных навыков.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет, компакт-диск "Закономерности наследования".
Ход урока
1. Организационный момент.
- Приветствие;
- Подготовка аудитории к работе;
- Наличие учащихся.
2. Проверка знаний.
Задание. Установите соответствие:
Закон | результаты по фенотипу |
I Менделя | 3:1 |
II Менделя | 9:3:3:1 |
III Менделя | 100% с доминантным признаком |
Задание. Убрать лишнее:
Ffoo
FFoo
FFOO
3) Задание. Особи, в потомстве которых наблюдается расщепление по генотипам, называются:
ответ | объяснение |
гомозиготными | |
рецессивными | |
доминантными | |
гетерозиготными |
4) Задание.
У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились три кареглазые девочки и один голубоглазый мальчик. Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей?
ответ | объяснение |
Отец АА, мать Аа | |
Отец аа, мать АА | |
Отец аа, мать Аа | |
Отец Аа, мать аа |
3. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы познакомимся с видом скрещивания, которое поможет решить важный практический вопрос.
Вы хотите приобрести собаку, чистопородную, с родословной... Как не ошибиться? Ведь чистопородный "друг" стоит недешево...Что делать?
Надо все тщательно проанализировать! Тема нашего урока так и называется "Анализирующее скрещивание".
4. Изложение нового материала.
Какое скрещивание называется анализирующим?
Найдем ответ в тексте учебника стр. 184 "Анализирующее скрещивание".
Ответьте на вопросы: /записаны на интерактивной доске/
- Что такое анализирующее скрещивание?
- Для чего оно применяется?
- Каковы результаты скрещиваний, изображенных на схемах в учебнике?
- Можем ли мы судить по результатам скрещивания о генотипах родителей и применить полученные знания для решения нашей проблемы? Поможет ли это нам в приобретении чистопородной собаки?
Записать определение анализирующего скрещивания.
Анализирующим называется скрещивание, при котором особь с неизвестным генотипом скрещивается с гомозиготой по рецессиву. Если во втором поколении гибридов произошло расщепление по анализируемому признаку, значит исследуемый объект не является чистой линией, т.е. гомозиготой.
Решите эту задачу:
Итак, вы все-таки купили черного водолаза. Щенок вырос и порадовал вас уже своими щенками. Но вот незадача: Среди черных щенков один оказался белым. Определите, почему произошло такое расщепление по окрасу? Запишите схему скрещивания /проекция на интерактивной доске/. Ребята предлагают разные варианты скрещивания.
Р: RR Rr Чер. Чер. G: R R r F1: RR Rr Чер. Чер.
- О чем говорят результаты скрещивания?
- В каком случае уже в первом поколении гибридов произойдет расщепление по фенотипу?
Р: Rr Rr Чер. Чер. G: R r R r F1: RR Rr Rr rr Чер. Чер. Чер. Бел.
Выводы:
Чтобы убедиться в том, что приобретается чистопородная собака, ее нужно скрестить с собакой белой масти.
Р: Rr rr Чер. Бел. G: R r r F1: Rr rr Чер. Бел.
5. Закрепление.
Решите задачу.
Были взяты 6 серых кроликов и скрещены с рецессивным гомозиготным черным самцом. В пяти случаях все потомство состояло из серых кроликов. В одном случае среди 9 кроликов было 5 серых и 4 черных. Напишите генотипы родителей и потомства во всех случаях скрещивания.
ПРОВЕРКА /выводится на интерактивную доску/.
1 СЛУЧАЙ 2 СЛУЧАЙ Р: хх ХХ Р: хх Хх Чер. Сер. Чер. Сер. G: х Х G: Х х F1: Хх F1: хх Хх Сер. Чер. Сер.
Какой тип наследования окраски шерсти у кроликов описан в задаче?
6. Домашнее задание.
Стр. 184-185. Подготовить сообщение о Т.Моргане.
Задача.
Произведите анализирующее скрещивание для определения чистоты линии морских свинок по типу шерсти: длинной и короткой /выводится на интерактивную доску/. Выясните в Интернет-ресурсах, какой из этих признаков является доминантным, а какой рецессивным.
7. Подведение итогов урока.
- Оценить степень реализации поставленных на занятии целей и задач.
- Оценить работу учеников во время занятий.