Программное содержание:
- Совершенствовать умения выполнять операции сложения и вычитания, умения переходить от действий с предметами к действиям с числами;
- Упражнять детей в составлении задач, определять условия и вопрос задачи, показать решение задачи числами;
- Закрепить знания детей о составе числе 8 и 9;
- Развивать внимание, быстроту, логическое мышление;
- Воспитывать умение работать в команде, сопереживание, отзывчивость, желание помогать друг - другу.
Словарная работа:
- Ввести в активный словарь слово - жюри;
- Уметь применять в речи - быть честным.
Предварительная работа: приготовление с детьми медалей для награждений.
Структура:
1) Вводная часть:
- сообщение цели;
- интеллектуальная разминка - игра "Вопрос-ответ".
2) Основная часть:
- решение примеров (равенства) на сложение и вычитание;
- составление задач;
- физкульт пауза;
- релаксация.
3) Заключительная часть:
- подведение итогов;
- сюрпризный момент.
Методические приемы:
Словесные - диалог, вопросы, проблемные вопросы, инструкция, поощрение, пополнение, повторение, указание, объяснение, словесные игры.
Наглядные:
- Игровые: физкультминутка.
- Демонстрационный материал:
- Магнитофон, татарская плясовая.
Раздаточный материал:
- пеналы (набор геометрических фигур, математических знаков и цифр), цветочки - примеры, карточки - задачи из дидактической игры "Решаем примеры" из серии "Забавы в картинках".
Ход занятия
- Друзья, что такое соревнование? Какие соревнования вы знаете? (Ответы детей)
- Я хочу вас сегодня пригласить на математическое соревнование.
Внимание, внимание
Объявляем математическое соревнование.
Здесь будут примеры, здесь будут задачи,
Ну, а как же иначе?
А еще цифры, числа, равенства,
Посмотрим, кто из вас не испугается?
- Ребята, вы согласны участвовать в таких соревнованиях? (Ответы детей)
- В каждом соревновании есть определенные правила. Давайте вспомним или сами установим правила наших соревнований.
- Быть честным, помогать друг - другу, не мешать.
- Дети, а это слово вам знакомо? (Воспитатель показывает слово - жюри).
- Да, ребята, члены жюри - это несколько человек, которые наблюдают, оценивают и определяют победителей.
- У нас жюри - это наши гости.
- Друзья, для соревнований нам нужно разделиться на 2 команды. Дайте название своим командам. Только оно должно быть связано или с математикой, или с геометрическими фигурами.
- Хорошо:
- 1-я команда - :.
- 2-я команда - :.
- Внимание, внимание, начинаем наше соревнование. Первое испытание это вопрос и ответ. Друзья, нужно внимательно слушать вопрос и быстро дать короткий ответ.
Вопросы:
- Сколько сторон у квадрата? (4)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Как называется день, следующий за вторником? (среда)
- Назови рабочие дни недели? (Пн., Вт, Ср., Чт., Пт.).
- Назови первый месяц года? (январь)
- Назови летние месяцы? (Июнь, июль, август)
- Как называется геометрическая фигура, которая имеет 3 угла? (треугольник)
- Какая геометрическая фигура похожа на юбку? (трапеция)
- Назови геометрические фигуры без углов и без сторон? (круг, овал)
- Сколько углов у многоугольника? (много)
- Если разрезать пополам круг, то получается? (2 полукруга).
- Уменьши число 5 на 1.
- Назови число следующее за числом 6 (7)
- Назови число меньше 0? (нет)
- Что длиннее - неделя или месяц? (месяц)
- Сколько хвостов и 5 коров? (5)
- Сколько ног у осьминога? (8)
- На дворе поровну желтых и красных скамеек. Желтых 3, сколько всего скамеек? (6)
- В кастрюле было 4 литра воды, в нее долили еще несколько и стало 6 литров. Сколько воды долили? (2)
- Сколько концов у 2-х с половиной палок? (6)
- Если добавить к треугольнику еще один угол - то получится? (4угольник).
- Назови соседей числа 5 и 7?
- Молодцы, все прошли это испытание. Ставим по 1 баллу командам.
2). - Друзья, вы не знаете, растут ли цветы с цифрами? А у нас растут!
Внимание, объявляется 2-е испытание.
- Сначала одна команда соберет цветы и решит примеры. А другая команда проверяет. Аналогично вторая команда выполняет так же.
3). Внимание, испытание № 3.
- Друзья, кажется дождь собирается. А какие дожди бывают? (весенний, летний, теплый, холодный).
- А в нашей группе дождь с задачами. Возьмите картинки с задачами, садитесь за столы. Внимательно посмотрите и посчитайте, сколько предметов и составьте задачу. Назовите условие и вопрос задачи. А решение покажите цифрами из пенала.
4). Физкультминутка.
- Друзья, вы хорошо поработали, давайте отдохнем. (Звучит татарская плясовая, воспитатель показывает фигуры - квадрат, треугольник, ромбик, круг и квадрат).
- Сколько углов у этой фигуры, столько детей соберутся вместе. (Воспитатель показывает фигуры, дети собираются в круг).
5). Четвертое испытание.
- На какие части можно разбить числа 8 и 9? Задания выполняются на доске.
Испытание № 5. Веселые задачи:
- На веточке сидели 5 воробьев. Кошка прыгнула и поймала одного воробья. Сколько воробьев осталось на ветке? (ни одного)
- Курица, которая стоит на одной ноге, весит 2 кг. Сколько будит весить курица, если встанет на обе ноги? (2 кг.)
- На березе созрели 6 яблок. Артур сорвал 2 яблока, сколько яблок осталось на березе? (на березе яблоки не растут)
- Бабушка на базаре купила и положила в свою корзину 0 груш, потом добавьте 0 бананов. Сколько фруктов она купила? Или с чем она пришла домой? (с корзинкой)
- Под воротами на Машу смотрели кошки. Маша посчитала их глаза: 1, 2, 3, 4, 5. Сколько кошек смотрят на Машу?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 воробья. Сколько птиц, ответь скорей?
- Миша и Сережа одели футболку, шорты, бейсболку, вышли во двор. Миша слепил одну снежную бабу, а Сережа 2. Сколько снежных баб слепили ребята?
Итог занятия.
- Как вы думаете, какая команда лучше всех справилась с заданиями? Какое задание было самым трудным? А какое самым легким? Ребята, в каждом соревновании есть победители и проигравшие. Для подведения итогов слово мы даем нашему жюри.
После подведения итогов, награждение медалями.