Конспект занятия по математике "Математические соревнования" (подготовительная к школе группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Совершенствовать умения выполнять операции сложения и вычитания, умения переходить от действий с предметами к действиям с числами;
  2. Упражнять детей в составлении задач, определять условия и вопрос задачи, показать решение задачи числами;
  3. Закрепить знания детей о составе числе 8 и 9;
  4. Развивать внимание, быстроту, логическое мышление;
  5. Воспитывать умение работать в команде, сопереживание, отзывчивость, желание помогать друг - другу.

Словарная работа:

  • Ввести в активный словарь слово - жюри;
  • Уметь применять в речи - быть честным.

 Предварительная работа: приготовление с детьми медалей для награждений.

Структура:

1) Вводная часть:

- сообщение цели;

- интеллектуальная разминка - игра "Вопрос-ответ".

2) Основная часть:

- решение примеров (равенства) на сложение и вычитание;

- составление задач;

- физкульт пауза;

- релаксация.

3) Заключительная часть:

- подведение итогов;

- сюрпризный момент.

Методические приемы:

Словесные - диалог, вопросы, проблемные вопросы, инструкция, поощрение, пополнение, повторение, указание, объяснение, словесные игры.

Наглядные:

  • Игровые: физкультминутка.
  • Демонстрационный материал:
  • Магнитофон, татарская плясовая.

Раздаточный материал:

  • пеналы (набор геометрических фигур, математических знаков и цифр), цветочки - примеры, карточки - задачи из дидактической игры "Решаем примеры" из серии "Забавы в картинках".

Ход занятия

- Друзья, что такое соревнование? Какие соревнования вы знаете? (Ответы детей)

- Я хочу вас сегодня пригласить на математическое соревнование.

Внимание, внимание
Объявляем математическое соревнование.
Здесь будут примеры, здесь будут задачи,
Ну, а как же иначе?
А еще цифры, числа, равенства,
Посмотрим, кто из вас не испугается?

- Ребята, вы согласны участвовать в таких соревнованиях? (Ответы детей)

- В каждом соревновании есть определенные правила. Давайте вспомним или сами установим правила наших соревнований.

- Быть честным, помогать друг - другу, не мешать.

- Дети, а это слово вам знакомо? (Воспитатель показывает слово - жюри).

- Да, ребята, члены жюри - это несколько человек, которые наблюдают, оценивают и определяют победителей.

- У нас жюри - это наши гости.

- Друзья, для соревнований нам нужно разделиться на 2 команды. Дайте название своим командам. Только оно должно быть связано или с математикой, или с геометрическими фигурами.

- Хорошо:

  • 1-я команда - :.
  • 2-я команда - :.

- Внимание, внимание, начинаем наше соревнование. Первое испытание это вопрос и ответ. Друзья, нужно внимательно слушать вопрос и быстро дать короткий ответ.

Вопросы:

  1. Сколько сторон у квадрата? (4)
  2. Сколько дней в неделе? (7)
  3. Как называется день, следующий за вторником? (среда)
  4. Назови рабочие дни недели? (Пн., Вт, Ср., Чт., Пт.).
  5. Назови первый месяц года? (январь)
  6. Назови летние месяцы? (Июнь, июль, август)
  7. Как называется геометрическая фигура, которая имеет 3 угла? (треугольник)
  8. Какая геометрическая фигура похожа на юбку? (трапеция)
  9. Назови геометрические фигуры без углов и без сторон? (круг, овал)
  10. Сколько углов у многоугольника? (много)
  11. Если разрезать пополам круг, то получается? (2 полукруга).
  12. Уменьши число 5 на 1.
  13. Назови число следующее за числом 6 (7)
  14. Назови число меньше 0? (нет)
  15. Что длиннее - неделя или месяц? (месяц)
  16. Сколько хвостов и 5 коров? (5)
  17. Сколько ног у осьминога? (8)
  18. На дворе поровну желтых и красных скамеек. Желтых 3, сколько всего скамеек? (6)
  19. В кастрюле было 4 литра воды, в нее долили еще несколько и стало 6 литров. Сколько воды долили? (2)
  20. Сколько концов у 2-х с половиной палок? (6)
  21. Если добавить к треугольнику еще один угол - то получится? (4угольник).
  22. Назови соседей числа 5 и 7?

- Молодцы, все прошли это испытание. Ставим по 1 баллу командам.

2). - Друзья, вы не знаете, растут ли цветы с цифрами? А у нас растут!

Внимание, объявляется 2-е испытание.

- Сначала одна команда соберет цветы и решит примеры. А другая команда проверяет. Аналогично вторая команда выполняет так же.

3). Внимание, испытание № 3.

- Друзья, кажется дождь собирается. А какие дожди бывают? (весенний, летний, теплый, холодный).

- А в нашей группе дождь с задачами. Возьмите картинки с задачами, садитесь за столы. Внимательно посмотрите и посчитайте, сколько предметов и составьте задачу. Назовите условие и вопрос задачи. А решение покажите цифрами из пенала.

4). Физкультминутка.

- Друзья, вы хорошо поработали, давайте отдохнем. (Звучит татарская плясовая, воспитатель показывает фигуры - квадрат, треугольник, ромбик, круг и квадрат).

- Сколько углов у этой фигуры, столько детей соберутся вместе. (Воспитатель показывает фигуры, дети собираются в круг).

5). Четвертое испытание.

- На какие части можно разбить числа 8 и 9? Задания выполняются на доске.

Испытание № 5. Веселые задачи:

  1. На веточке сидели 5 воробьев. Кошка прыгнула и поймала одного воробья. Сколько воробьев осталось на ветке? (ни одного)
  2. Курица, которая стоит на одной ноге, весит 2 кг. Сколько будит весить курица, если встанет на обе ноги? (2 кг.)
  3. На березе созрели 6 яблок. Артур сорвал 2 яблока, сколько яблок осталось на березе? (на березе яблоки не растут)
  4. Бабушка на базаре купила и положила в свою корзину 0 груш, потом добавьте 0 бананов. Сколько фруктов она купила? Или с чем она пришла домой? (с корзинкой)
  5. Под воротами на Машу смотрели кошки. Маша посчитала их глаза: 1, 2, 3, 4, 5. Сколько кошек смотрят на Машу?
  6. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 воробья. Сколько птиц, ответь скорей?
  7. Миша и Сережа одели футболку, шорты, бейсболку, вышли во двор. Миша слепил одну снежную бабу, а Сережа 2. Сколько снежных баб слепили ребята?

Итог занятия.

- Как вы думаете, какая команда лучше всех справилась с заданиями? Какое задание было самым трудным? А какое самым легким? Ребята, в каждом соревновании есть победители и проигравшие. Для подведения итогов слово мы даем нашему жюри.

После подведения итогов, награждение медалями.