Праздник - это ожидание чуда,
а чудеса надо делать своими руками:
А. Грин
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы:
Программа пришкольного оздоровительного лагеря "Космос" "ПРАЗДНИК КАЖДЫЙ ДЕНЬ" муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением математики и физики №4 города Георгиевска Ставропольского края.
Заказчик программы: МБОУ СОШ с углубленным изучением математики и физики №4
Исполнители: Педагогический коллектив МОУ СОШ с углубленным изучением математики и физики № 4 г. Георгиевска
Основание для разработки программы:
- Закон РФ "Об образовании" - ст. 50, 51;
- Закон РФ "О защите прав ребенка" - ст. 10, 11, 12;
- Региональная программа организации летнего отдыха;
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г;
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г;
- Программа "Дети России",
Контроль за исполнением программы
Возлагается на директора МБОУ СОШ с углубленным изучением математики и физики № 4 г. Георгиевска
Ожидаемые результаты:
- Общее оздоровление детей.
- Развитие у школьников интереса к занятиям физической культурой и спортом.
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.
- Приобретение новых знаний, творчества, умений и навыков.
- Творческий рост детей.
- Максимальная ступень самореализации каждого.
- Творческий рост педагогов.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Название лагеря: пришкольный оздоровительный лагерь "Космос".
Тип лагеря: лагерь дневного пребывания.
Профиль лагеря: комплексный.
Полное название: пришкольный оздоровительный лагерь "Космос" оздоровительного и воспитательного направления с профильными отрядами военно-патриотического и спортивного направления.
Модель лагеря: разновозрастное объединение школьников
Кадры: педагоги МОУ СОШ №4, музыкальный работник, физкультурный работник, медицинский работник, психолог.
Название проводящей организации: МБОУ СОШ с углубленным изучением математики и физики №4.
Возраст участников: 6 - 15 лет.
Источник финансирования: фонд социального страхования, местный бюджет администрации, родительская плата.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. В настоящее время органы законодательной и исполнительной власти всех уровней стали уделять больше внимания вопросам воспитания, гражданского становления детей и молодежи, сохранения и развития уникальной системы дополнительного образования детей.
Однако общеизвестно и то, что в молодежной среде процветает бездуховность, социальная апатия, пьянство, наркомания. Поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле. Она особенно необходима в период летних каникул.. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня - это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого и физического развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Как показала практика, основное содержание работы летних лагерей составляет туристско-краеведческая, спортивная, экологическая, трудовая деятельность. Все эти направления работы лагеря должны иметь познавательный характер. Их следует ориентировать на общественно-полезные практические дела.
Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полной событий и встреч. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны не оглуплять подростков, делая их сознание примитивным, а побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ура! У нас каникулы. Здравствуй. Яркое, звонкое лето. Наступает самое продолжительное время отдыха.
Лето для детей - это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.
Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно, же придут дети и в школьный лагерь. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача - помочь им в этом.
Итак, девиз нашего школьного оздоровительного лагеря: "Праздник - это ожидание чуда, а "чудеса надо делать своими руками". (А. Грин).
Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья и предусматривает программа пришкольного оздоровительного лагеря "Космос" "Праздник - каждый день".
Толковый словарь дает несколько определений слову "праздник":
- это день событий;
- это день торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического гражданского события;
- это официально установленный день отдыха;
- веселье, бал;
- день массовых игровых развлечений;
- счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным приятным событием, удачей;
- испытание от чего-нибудь наслаждения, источник наслаждения.
Во-первых, праздники разнообразят череду будней в лагере. А сколько праздников приходится на летнее время: религиозные, официальные, профессиональные, спортивные и т.д. Ну, а если календарем не отмечен день, то можно просто создать детям праздник. Разнообразие принцип детской жизни.
Во-вторых, праздники это широкое поле для всестороннего развития личности.
В-третьих, праздник должен способствовать развитию эмоций у детей.
В-четвертых, праздник предполагает участие всех! Праздник - это сотни творческих ролей, заданий без исключения всем ребятам.
Многие добрые традиции наших предков преданы забвению - неплохо возродить их. А почему бы это не сделать в лагере. Это так интересно устраивать праздник из буден, был бы только повод! Но уж праздничный день сделать веселым, по-настоящему радостным - наша задача! Пусть праздник видится ребятам солнечным, ярким, радостным, переполненным самыми невероятными чудесами.
Цель программы: развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина-патриота.
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому развитию.
5. Приобщение ребят к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре.
6. Воспитание ответственности, бережного отношения к природе, развитие экологического кругозора.
7. Развитие производительности психологического процесса, самообслуживания, творчества.
8. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
9. Развитие и укрепление связей школы, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения.
10. Формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействиях со взрослыми.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2. Природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. Культуросообразность воспитания:
- учет национального своеобразия;
- опора в воспитании на национальные особенности;
- изучение и освоение культуры народа;
- изучение и активное использование национально-этнической обрядности;
4. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5. Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- свободный выбор деятельности и права на информацию;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности;
6. Средовый подход к воспитанию:
- педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды;
7. Принцип сочетания воспитательной деятельности с учреждениями дополнительного образования.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Материально-технические условия предусматривают:
а) финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета, родительская плата, спонсорская помощь;
б) игровые с набором настольных игр, спортивного инвентаря, спальные комнаты, столовая, помещение, приспособленное для актового зала, спортивного зала, стадион, библиотека, игровая площадка.
2. Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- Начальник лагеря - обеспечивает функционирование лагеря;
- Воспитатели - организовывают работу отрядов;
- Вожатые - помощники воспитателей;
- Физкультурный работник - организует спортивно-оздоровительную работу;
- Музыкальный работник - организует музыкально-досуговые мероприятия;
- Педагог дополнительного образования - ведет кружковую работу.
3. Педагогические условия.
- Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
- Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
- Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
- Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
4. Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.
СОДЕРЖАНИЕ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
Лагерь работает по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, экологическое, краеведческое, трудовое, гражданско-патриотическое. Особо выделяется работа профильных спортивного и военно-патриотического отрядов. Но общими для всех отрядов стали тематические дни:
- День Защиты Детей;
- День Молодежи;
- День независимости России;
- День Памяти (начало ВОВ);
- Всемирный День защиты окружающей среды;
- Экологический праздник;
- День ПДД;
- Пушкинский День в лагере;
- День здоровья;
- День Медика;
- День ГО;
- День творчества
ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ
1. Подготовительный (май):
- Подбор кадров;
- Проведение теоретических и практических занятий с вожатыми;
- Проведение семинара с работниками лагеря, инструктивных совещаний;
- Подготовка методических материалов;
- Подготовка материально-технической базы;
2. Организационный этап:
- Формирование отрядов;
- Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
- Оформление уголков отрядов;
3. Основной этап:
- Работа спортивного отряда по плану;
- Работа военно-патриотического отряда по плану;
- Трудовые дела по плану;
- Досуговые мероприятия;
- Методическая работа с воспитателями, с вожатыми.
4. Заключительный этап :
- Закрытие смены;
- Обобщение итогов деятельности;
- Сбор отчетного материала;
- Выпуск фотодневника лагеря.
ПРАВИЛА ЖИЗНИ В ЛАГЕРЕ
- Лагерь - наш дом, мы - хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от себя.
- Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй ждать себя и беспокоить напрасно других.
- Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
- Игра - это зеркало жизни. Не забывай про свое отражение, смотрись в зеркало чаще.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная программа не претендует на полное и всестороннее решение вопросов, которые в ней представлены. Она ориентирована на переоценку и пересмотр ряда традиционных представлений, определений в воспитании и, следовательно, на создание условий для организации досуговой деятельности детей в летний период.