Цель урока:
- Познакомиться с главными членами предложения.
- Научиться находить их в предложении.
Оборудование: учебник русского языка «К тайнам нашего языка» (М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко), презентация урока, мультимедиапроектор.
Ход урока
Урок проводится с использованием компьютерной презентации
I. Оргмомент. Постановка целей и задач урока
А) Психологическая установка на урок:
– Улыбнемся друг другу, дети.
Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы.
(Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем):
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому. (Пауза.)
Внимание мое растет.
Я как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно. (Пауза.)
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю!
В) Учитель:
– Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что сегодня наш урок мы начинаем с хорошего настроения. Радостное настроение – почему? Разумом не поняли, а уже заулыбались. Наверное, потому, что звучит чудесная музыка.
Давайте же создадим друг другу хорошее рабочее настроение.
– Как мы это сделаем?
Ученики: Улыбнемся друг другу, скажем добрые слова; получи «пять», я тебе помогу, поработаем вместе.
А теперь скажите себе:
– Постарайся, не подведи.
– Сегодня на уроке мы откроем следующий секрет предложения.
С нами поработать желает наш друг – мальчик-иностранец Джон.
– Вы не возражаете?
II. Словарно-орфографическая работа
– Какое сейчас время года? (Зима) Слайды 1–2
– Я для вас приготовила зимние загадки.
Отгадайте их, запишите отгадки. Слайд 3
Кто-то к дому подходил и нигде не наследил!
Но забавные картины появились на окне:
Пьют медведи чай с малиной, едут зайцы на коне,
Кто же он, что ночь не спал и на стеклах рисовал? (мороз) Слайды 4–5
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые ...
(снежинки) Слайды 6–7
В белом бархате деревня -
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт.
(иней) Слайды 8–9
Дождь и слякоть,
Грязь и ветер,
Осень, ты за всё в ответе!
Мёрзнет, мёрзнет человек,
Выпал первый белый ...
(снег) Слайды 10–11
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? ...
(коньки) Слайды 12–13
– Знаете ли вы, почему коньки так названы? Слайд 14
Название «коньки» возникло потому, что в старину передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой. Отсюда КОНЬКИ – «маленькие кони».
Самые древние коньки были обнаружены археологами на Юге, примерно там, где сейчас находится Одесса.
Возвращаясь из очередной своей загранкомандировки, Петр I привез коньки в Россию. С легкой руки Петра нововведение пришлось по вкусу местной аристократии. А что еще делать в стране, где, зима идет, чуть ли не пять месяцев. Петр, как настоящий офицер, прикручивал коньки к сапогам. Но не только этим мог похвастаться Петр. Он заставлял переднюю часть «бегунков» делать в виде лошадиной головы, отсюда и пошло название «коньки».
III. Чистописание
Кк ки ко
IV. Изучение нового материала
Запись темы урока Слайд 16
Главные члены предложения
Учитель: Какие задачи нам предстоит решить? Слайд 17
Ученики: Какие члены предложения называются главными и почему? Сколько их? Как найти?
Учитель: Какие у вас предположения?
Ученики: Мы знаем, что в тексте всегда есть основная мысль; у слов – основа, значит, у предложения тоже есть что-то главное, своя основа.
Учитель: Попытаемся это доказать.
– Составьте предложения. Запишите в тетрадь. Докажите. Слайд 18
- Легко, съехала, с, горы, на, лыжах.
- Мальчики, снежки, в.
Ученики: Нельзя из этих групп слов составить предложения.
Джон: Почему без вставленных слов не получается предложений? Слайд 19
Ученики: В 1-й группе слов непонятно о ком говорится, значит мысль незакончена. Во 2-й группе слов непонятно, что делали мальчики, значит мысль незакончена.
Учитель: Можно ли добавить в эти группы слова, чтобы получились предложения? Какими словами дополним? (постановка проблемы)
- Девочка съехала с горы на лыжах. Слайд 20
- Мальчики играют в снежки.
– Сколько членов предложения, сосчитайте? Докажите. (В 1 предложении – 4 члена предложения, во 2–3, т.к. членами предложения могут быть только самостоятельные части речи.)
Учитель: Предлагаю провести некоторые исследования.
– Вернёмся к первому предложению. Попробуйте убрать 1 член предложения. Мысль остаётся? (Нет.) Подчеркнём его одной чертой. На какой вопрос отвечает? Какой частью речи является? Второй член предложения? (Нет.)Подчеркнём его двумя чертами. На какой вопрос отвечает? Какой частью речи является? Третий? (Да.) Четвертый? (Да.)
– Какой вывод следует из проделанной работы?
Ученики: Итак, мы нашли в предложениях члены, без которых нельзя выразить мысль. Предположительно это и есть главные члены предложения. Слайд 21
Учитель: Предлагаю проверить, правильно ли мы раскрыли секрет построения предложения? Упр.416
– Почему же у нас не получились предложения из предложенных слов?
– Какие члены предложения нам пришлось добавить?
Подчеркни их, над каждым укажи часть речи.
Над подлежащим надпиши падеж, а над сказуемым – все, что можешь.
Узнай падежи всех существительных. Слайд 22
V. Закрепление нового материала
Упр. 417 Слайд 23
– Вставь буквы, подчеркни главные члены предложения.
Учитель: Сколько их, главных членов? Чем они отличаются?
Ученики: Их два – подлежащее и сказуемое. Слайд 24
Учитель: Слайд 24
Слайд 25
Джон: А почему одной чертой подчеркнули слово кошка, а не слово нос? Оно ведь отвечапет на вопрос что? Разве оно не подлежащее? Слайды 26–27
VI. Итог урока
– Что нового мы узнали на уроке?
Мы открыли секрет предложения! Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Слайды 28–29
VII. Домашнее задание
С. 31, упр.419, повторить правила.
Список литературы:
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: методические рекомендации (3 класс), 7 изд. Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2011.
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник «К тайнам нашего языка», 3 класс, 7 изд. Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2011.
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь – задачник «К тайнам нашего языка», 3 класс, 7 изд. Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2011.