Информационные технологии на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Информатика


Цель:

  • Общеобразовательная: актуализировать знания о главных членах предложения; формировать общие учебные умения и навыки: находить подлежащее в предложении, отличать подлежащее от дополнения в винительном падеже; конструировать и использовать в речи предложения с одним главным членом - подлежащим; характеризовать предложения.
  • Воспитывающая: содействовать в ходе урока формированию эстетического вкуса; воспитывать сознательное отношение к возможностям языка; воспитывать интерес к урокам русского языка средствами самого урока.
  • Развивающая: учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, творческие способности и монологическую речь учащихся.

Оформление урока

  • Карта мира
  • Компьютер
  • Проектор
  • Экран
  • Карточки для индивидуальных заданий
  • Массажный мяч
  • Учебники
  • Тетради

Гл.члены предложения.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Форма проведения: урок-путешествие

Методические приемы: анализ предложений, наблюдения над смыслом простых предложений с одним главным членом предложений - подлежащим, составление сочинения-миниатюры, чтение отрывков из творческих работ учащихся, подведение итогов урока.

Методы обучения:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
  • по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
  • по источнику знаний: словесные, практические;
  • стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения;
  • контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль;
  • по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.

Ход урока

1. Орг. момент. СЛАЙД № 1.

2. Актуализация опорных знаний. Фронтальная беседа: (ст. Пелым) СЛАЙД № 2. - что такое предложение? - что составляет грамматическую основу предложения? - что такое подлежащее? - чем может быть выражено подлежащее?

3. Первый этап путешествия - анализ предложений. СЛАЙ Д № 3 (г. Екатеринбург) СЛАЙД 4-5. - списать, выделить подлежащее (в тетради).

1) Месяц под косой блестит.

2)

Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

3)

Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат.

4)

Тёмной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.

4. Второй этап путешествия - составление предложений по слайдам СЛАЙД № 6. г. Москва) - СЛЙДЫ 7 - 10. - На арене цирка выступали фокусники.

- Под куполом цирка выполняет трюки гимнаст.

- Я читала книжку про конька-горбунка.

- По морю плывёт чудо-юдо рыба кит.

- На Мамаевом кургане стоит памятник Родине - матери.

- Памятник выполнен из железобетона и бронзы.

- В саду было много цветов.

- Посреди сада был фонтан.

5. Третий этап путешествия - составление сочинения-миниатюры (Египет) - по музыкальному фрагменту.  СЛАЙД № 11.

6. Физ. Пауза - "Игры разума". СЛАЙД № 12. (Используя массажный мяч, (который учащиеся перекидывают друг другу), придумать рассказ из предложений с одним главным членом предложения - подлежащим. Например, Осень. Утро. Школа. Класс. Урок.

7. Четвёртый этап путешествия - различение подлежащих и дополнений в винительном падеже. (г. Париж). СЛАЙД № 13. Анализ предложений.

- Наш класс посетил музей.

- Мама слушала концерт классической музыки

- Папа смотрел фильм об Америке.

- Художник рисовал натюрморт.

- Мальчик танцевал вальс.

8. Заключительный этап. Подведение итогов.

- что нового узнали на уроке?

- что вы можете рассказать о подлежащем?

СЛАЙД № 14