Цель:
- Общеобразовательная: актуализировать знания о главных членах предложения; формировать общие учебные умения и навыки: находить подлежащее в предложении, отличать подлежащее от дополнения в винительном падеже; конструировать и использовать в речи предложения с одним главным членом - подлежащим; характеризовать предложения.
- Воспитывающая: содействовать в ходе урока формированию эстетического вкуса; воспитывать сознательное отношение к возможностям языка; воспитывать интерес к урокам русского языка средствами самого урока.
- Развивающая: учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, творческие способности и монологическую речь учащихся.
Оформление урока
- Карта мира
- Компьютер
- Проектор
- Экран
- Карточки для индивидуальных заданий
- Массажный мяч
- Учебники
- Тетради
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Форма проведения: урок-путешествие
Методические приемы: анализ предложений, наблюдения над смыслом простых предложений с одним главным членом предложений - подлежащим, составление сочинения-миниатюры, чтение отрывков из творческих работ учащихся, подведение итогов урока.
Методы обучения:
- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
- по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
- по источнику знаний: словесные, практические;
- стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
- интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения;
- контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль;
- по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.
Ход урока
1. Орг. момент. СЛАЙД № 1.
2. Актуализация опорных знаний. Фронтальная беседа: (ст. Пелым) СЛАЙД № 2. - что такое предложение? - что составляет грамматическую основу предложения? - что такое подлежащее? - чем может быть выражено подлежащее?
3. Первый этап путешествия - анализ предложений. СЛАЙ Д № 3 (г. Екатеринбург) СЛАЙД 4-5. - списать, выделить подлежащее (в тетради).
1) Месяц под косой блестит.
2)
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
3)
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат.
4)
Тёмной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
4. Второй этап путешествия - составление предложений по слайдам СЛАЙД № 6. г. Москва) - СЛЙДЫ 7 - 10. - На арене цирка выступали фокусники.
- Под куполом цирка выполняет трюки гимнаст.
- Я читала книжку про конька-горбунка.
- По морю плывёт чудо-юдо рыба кит.
- На Мамаевом кургане стоит памятник Родине - матери.
- Памятник выполнен из железобетона и бронзы.
- В саду было много цветов.
- Посреди сада был фонтан.
5. Третий этап путешествия - составление сочинения-миниатюры (Египет) - по музыкальному фрагменту. СЛАЙД № 11.
6. Физ. Пауза - "Игры разума". СЛАЙД № 12. (Используя массажный мяч, (который учащиеся перекидывают друг другу), придумать рассказ из предложений с одним главным членом предложения - подлежащим. Например, Осень. Утро. Школа. Класс. Урок.
7. Четвёртый этап путешествия - различение подлежащих и дополнений в винительном падеже. (г. Париж). СЛАЙД № 13. Анализ предложений.
- Наш класс посетил музей.
- Мама слушала концерт классической музыки
- Папа смотрел фильм об Америке.
- Художник рисовал натюрморт.
- Мальчик танцевал вальс.
8. Заключительный этап. Подведение итогов.
- что нового узнали на уроке?
- что вы можете рассказать о подлежащем?
СЛАЙД № 14