Образовательные цели:
Развивающие цели:
- активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
- развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Воспитательные цели:
- воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Здоровьесохраняющая цель: создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.
Цели:
1) Познавательные УУД: формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстрации.
2) Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других.
3) Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.
4) Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении заданий.
Тип: комбинированный урок.
Оборудование: интерактивная доска, учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г Горецкого, смайлики, выражающие настроение, рисунок “солнышко”.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап.
- Представьте, ребята,что к вам на ладошки опустилось солнышко, какое оно? (Ответы детей)
- Верное, оно теплое, желтое, веселое, доброе…
- А давайте мы с ним немного поиграем.
- Скажите, у вас хорошее настроение?
- Покажите какое у вас настроение? (Cмайлики, выражающие настроение)
- Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком и начнем урок.
2. Актуализация знаний
(Запись предложения с доски)
- Агния Львовна Барто писала стихи про девочку Таню.
- Какие слова вы написали с заглавной буквы? Почему? (Ответы детей)
- Вспомните, когда впервые познакомились с заглавной буквой и что о ней знаете?
3. Самоопределение к деятельности. (Проблемная ситуация)
Буква обычная выросла вдруг.
Выросла выше букв - подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело…
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали,
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее быть и виднее;
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк,
В букве большой уважения знак. (Е. Измайлов)
- Кто догадался о чём пойдёт речь на уроке?
- Назовите тему урока. (Ответы детей)
- Сегодня мы будем учиться распознавать имена собственные и писать их с большой буквы.
4. Работа по теме урока
- Аксинья, Ульяна и Дарья,
Прасковья, Демьян и Наталья
Не знают, поверьте, друзья,
Как пишутся их имена
Вы, ребята, помогите,
Правила все назовите!
Работа по учебнику
- Рассмотрите рисунки на стр. 125, прочитайте имена, отчества и фамилии людей. С какой буквы они написаны?
Работа в парах
- Обсудите в парах, почему у всех одинаковая фамилия? (Метод исследования)
Вывод: Это близкие люди, члены одной семьи.
- Прочитайте отчества детей, запомните, что отчество даётся по отцу.
- Назовите своё имя, отчество и фамилию и запишите затем в тетрадь.
Обрати внимание! (учебник). Обращение по имени и отчеству показывает уважительное отношение к собеседнику.
5. Физкультминутка
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде – раз!
А над нами весело
Шелестит листва
Опускаем руки мы
По команде-два!
- Рассмотрите рисунок на стр. 126.Узнали сказку?
- Прочитайте отрывок из этой сказки.
- Найдите слова, которые написаны с большой буквы.
- Что означают слова Кика, Авва, Хрю-Хрю, Карудо, Бумба? (Клички животных)
- Как пишутся клички животных?
- У многих из вас есть животные. Давайте вспомним, как их зовут.
(Учащиеся называют клички своих домашних питомцев)
- Люди дают имена (клички) своим маленьким друзьям, выражая тем самым любовь к ним.
Кошка Маришка
Котёнок Тишка
Щенок Дружок
Цыплёнок Пушок.
Все клички по одной
Писать надо с буквы большой.
Вывод: ребята, клички животных пишутся с заглавной буквы.
- Напишите кличку своего питомца в тетрадь, но помните о правиле.
(Взаимопроверка)
6. Словарная работа
Москва
- Запишите слово Москва в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните опасное место
Звуко-буквенный анализ.
- Почему слово написано с большой буквы? (Имя собственное)
- Что вы знаете о городе Москва? (Ответы детей, дополнение учителем)
Город чудный, город древний.
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка Москва.
- Это красивое стихотворение написал Ф.Глинка
- Какое чувство выразил в стихотворении автор к Москве?
Почему Москву назвал “матушкой”.
Творческая работа.
- Составьте распространенное предложение со словом Москва.
Москва - столица нашей Родины (запись предложения под диктовку).
Вывод: названия городов и других населённых пунктов пишутся с заглавной буквы.
7. Закрепление изученного материала
Творческая работа по учебнику (работа по рисунку на стр. 128).
- Что изобразил художник на рисунке? Где находятся ребята?
- Подберите имена ребятам и клички животным. Расскажите, что каждый из них делает.
- Составьте по рисунку рассказ. Озаглавьте его.
- Напишите 2-3 предложения из составленного рассказа.
- Прочитайте предложения, которые вы записали. Объясните их написание.
Проверочный диктант
В селе Петровка новая школа. Вера и Андрей там учатся. Дома ребят ждёт собака Дружок.
(Самоконтроль, текст на интерактивной доске)
- Кто не ошибся в написании имён собственных?
8. Рефлексия “Проверь себя”
1. Что интересного ты узнал(а), изучая тему “Заглавная буква в словах”?
2. Приведи примеры слов, которые ты будешь писать с заглавной буквы?
3. Найди среди слов лишнее: Алексей, город, Минск, Петрова, Пушок.
9. Подведение итогов урока
- Над чем мы сегодня работали на уроке?
- Что нового узнали?
- Оцените свою работу на уроке. Оцените свою работу на уроке. Если все получилось и все поняли, то поднимите солнышко, если есть сомнения в своих знаниях, поднимите тучку.
- Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Я очень рада.
Солнышко вновь с нами, также ярко нам светит и радует нас. Спасибо за урок!