Урок русского языка в 1-м классе по теме "Заглавная буква в словах"

Разделы: Начальная школа


Образовательные цели:

  • формировать представление о правиле написания имен, фамилий людей, кличек животных, населённых пунктов;
  • учить оценивать уровень усвоения нового материала.

Развивающие цели:

  • активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
  • развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Воспитательные цели:

  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Здоровьесохраняющая цель: создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.

Цели:

1) Познавательные УУД: формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстрации.

2) Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование  совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других.

 3) Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.

 4) Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении заданий.

Тип: комбинированный урок.

Оборудование: интерактивная доска, учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г Горецкого, смайлики, выражающие настроение, рисунок “солнышко”.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап.

- Представьте, ребята,что к вам на ладошки опустилось солнышко, какое оно? (Ответы детей)

- Верное, оно теплое, желтое, веселое, доброе…

- А давайте мы с ним немного поиграем.

- Скажите, у вас хорошее настроение?

- Покажите какое у вас настроение? (Cмайлики, выражающие настроение)

- Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком и начнем урок.

2. Актуализация знаний

(Запись предложения с доски)

- Агния Львовна Барто писала стихи про девочку Таню.

- Какие слова вы написали с заглавной буквы? Почему? (Ответы детей)

- Вспомните, когда впервые познакомились с заглавной буквой и что о ней знаете?

3. Самоопределение к деятельности. (Проблемная ситуация)

Буква обычная выросла вдруг.
Выросла выше букв - подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело…
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали,
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее быть и виднее;
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк,
В букве большой уважения знак. (Е. Измайлов)

- Кто догадался о чём пойдёт речь на уроке?

- Назовите тему урока. (Ответы детей)

- Сегодня мы будем учиться распознавать имена собственные и писать их с большой буквы.

4. Работа по теме урока

- Аксинья, Ульяна и Дарья,
Прасковья, Демьян и Наталья
Не знают, поверьте, друзья,
Как пишутся их имена
Вы, ребята, помогите,
Правила все назовите!

Работа по учебнику

- Рассмотрите рисунки на стр. 125, прочитайте имена, отчества и фамилии людей. С какой буквы они написаны?

Работа в парах

- Обсудите в парах, почему у всех одинаковая фамилия? (Метод исследования)

Вывод: Это близкие люди, члены одной семьи.

- Прочитайте отчества детей, запомните, что отчество даётся по отцу.

- Назовите своё имя, отчество и фамилию и запишите затем в тетрадь.

Обрати внимание! (учебник). Обращение по имени и отчеству показывает уважительное отношение к собеседнику.

5. Физкультминутка

На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде – раз!
А над нами весело
Шелестит листва
Опускаем руки мы
По команде-два!

- Рассмотрите рисунок на стр. 126.Узнали сказку?

- Прочитайте отрывок из этой сказки.

- Найдите слова, которые написаны с большой буквы.

- Что означают слова Кика, Авва, Хрю-Хрю, Карудо, Бумба? (Клички животных)

- Как пишутся клички животных?

- У многих из вас есть животные. Давайте вспомним, как их зовут.

(Учащиеся называют клички своих домашних питомцев)

- Люди дают имена (клички) своим маленьким друзьям, выражая тем самым любовь к ним.

Кошка Маришка

Котёнок Тишка

Щенок Дружок

Цыплёнок Пушок.

Все клички по одной

Писать надо с буквы большой.

Вывод: ребята, клички животных пишутся с заглавной буквы.

- Напишите кличку своего питомца в тетрадь, но помните о правиле.

(Взаимопроверка)

6. Словарная работа

Москва

- Запишите слово Москва в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните опасное место

Звуко-буквенный анализ.

- Почему слово написано с большой буквы? (Имя собственное)

- Что вы знаете о городе Москва? (Ответы детей, дополнение учителем)

Город чудный, город древний.
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка Москва.

- Это красивое стихотворение написал Ф.Глинка

- Какое чувство выразил в стихотворении автор к Москве?

Почему Москву назвал “матушкой”.

Творческая работа.

- Составьте распространенное предложение со словом Москва.

Москва - столица нашей Родины (запись предложения под диктовку).

Вывод: названия городов и других населённых пунктов пишутся с заглавной буквы.

7. Закрепление изученного материала

Творческая работа по учебнику (работа по рисунку на стр. 128).

- Что изобразил художник на рисунке? Где находятся ребята?

- Подберите имена ребятам и клички животным. Расскажите, что каждый из них делает.

- Составьте по рисунку рассказ. Озаглавьте его.

- Напишите 2-3 предложения из составленного рассказа.

- Прочитайте предложения, которые вы записали. Объясните их написание.

Проверочный диктант

В селе Петровка новая школа. Вера и Андрей там учатся. Дома ребят ждёт собака Дружок.

(Самоконтроль, текст на интерактивной доске)

- Кто не ошибся в написании имён собственных?

8. Рефлексия “Проверь себя”

1. Что интересного ты узнал(а), изучая тему “Заглавная буква в словах”?

2. Приведи примеры слов, которые ты будешь писать с заглавной буквы?

3. Найди среди слов лишнее: Алексей, город, Минск, Петрова, Пушок.

9. Подведение итогов урока

- Над чем мы сегодня работали на уроке?

- Что нового узнали?

- Оцените свою работу на уроке. Оцените свою работу на уроке. Если все получилось и все поняли, то поднимите  солнышко, если есть сомнения в своих знаниях, поднимите тучку.

- Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Я очень рада.

Солнышко вновь с нами, также ярко нам светит и радует нас. Спасибо за урок!