Конспект урока "Домашнее животное – лошадь и уход за ней"

Разделы: Начальная школа


Структура урока: комбинированный.

Цель. Расширить знания учащихся о домашнем животном - лошади.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • уточнение и расширение представлений учащихся о домашнем животном – лошади, об особенностях её внешнего вида, питании, уходе за ней, её предназначении;
  • Коррекционно-развивающие:
    • развитие умений отвечать на вопросы распространёнными предложениями и составлять рассказ-описание;
    • коррекция внимания, восприятия и мышления по средством  выполнения лексических упражнений и упражнений в анализе-синтезе;
  • Воспитательные:
    • воспитание мотивации к учению, навыков правильной посадки за партой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте. Послушаем рапорт дежурного о готовности класса к уроку. (Учащиеся класса приветствуют учителя, вставая и выходя из-за парт. Дежурным называются фамилии и имена отсутствующих, опаздывающих, характеризуется готовность к уроку.)
– Присаживайтесь. Обратите внимание на свою осанку. Напомните правила посадки за партой. (Необходимо сесть прямо, слегка наклонить голову вперёд, обе ноги поставить на пол подошвой. Нельзя упираться грудью в край парты. Расстояние между нашим телом и краем парты должно равняться ширине ладони.)
– Все приняли правильную посадку за партой. Начинаем наш урок.

Настрой на работу.
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно,
Руки тихо поднимаем,
И задания выполняем.

II. Актуализация знаний

а) Выполнение лексического упражнения «Исключи лишнее».

– Начнём урок с выполнения упражнения на внимание «Исключи лишнее». На доске записаны две строчки со словами. (Запись на доске: Собака, коза, ёж, баран. Лиса, корова, свинья, кот.) Вам необходимо в каждой строчке найти и зачеркнуть лишнее слово. (Лишнее слово в первой строчке «ёж», во втором – «лиса».)
– Назовите оставшиеся слова и объясните, что их объединяет. (Собака, коза, баран, корова, свинья, кот – это домашние животные.)
– Мы сегодня будем продолжать говорить о домашних животных. Для начала вспомним, почему животных собака, коза, баран, корова, свинья, кот называют домашними животными? (Собака, коза, баран, корова, свинья, кот называют домашними животными, потому, что о них заботится человек: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Они приносят пользу людям.)

б) Отгадывание загадок.

– Посмотрите на рисунок, где изображён сельский двор с домашними животными. (Учитель открывает доску, на которой весит рисунок сельского двора, но без животных. Дети обращают внимание на рисунок.)
– Не понимаю, с рисунка, исчезли домашние животные! Этого я и боялась. Прошу вас (обращается к учащимся) помогите мне их вернуть. Поможете? (Ответы учащихся.)
– Чтобы вернуть домашних животных на рисунок вам надо прочитать на карточке и разгадать загадку, найти среди картинок (показывает на парту с картинками животных) соответствующее домашнее животное, и прикрепить его на рисунок. (Учащиеся зачитывают поочерёдно  загадки вслух, дают ответ, находят на парте соответствующую картинку домашнего животного и прикрепляют на рисунок.)

Карточки с загадками.

1. Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Всем ребятам
Молоко даёт! (Корова)

2. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт. (Коза)

3. Мордочка усатая,
Сама мохнатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

4. Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет? (Овца)

5. Лежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Нос пятачком,
Ничем не больна,
А всё стонет она. (Свинья)

6. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака)

7. Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, грызёт морковку.

(Кролик)

– За ответы при разгадывании загадок получают оценки следующие учащиеся: …. (Объявляет оценки учащимся, отвечающим на загадки).

в) Выполнение лексического упражнения «Кто как голос подаёт».

– Животных мы вернули. Но произошла ошибка как в стихотворении Корнея Чуковского «Путаница». Свинки замяукали (Мяу, мяу!), кошечки захрюкали (Хрю, хрю, хрю!). (Наклеивает над каждым животным запись не соответствующего ему голоса.) Чтобы вернуть всё на свои места, вам необходимо назвать животное и подобрать слово-действие, подходящее по смыслу и показать, кто как голос подаёт. Например, овца – блеет: «Бее-е!» (Наклеивает над рисунком овцы правильную запись. Учащиеся называют животное, изображённое на рисунке, подбирают соответствующее ему слово-действие и наклеивают поверх записи с неправильным голосом животного правильный.)
– Истину восстановили: кошки замурлыкали, поросята хрюкают. За выполнение упражнения «Кто как голос подаёт» получают оценки следующие учащиеся: …. (Объявляет оценки учащимся, отвечающим при выполнении упражнения «Кто как голос подаёт»).

г) Выполнение лексического упражнения «Мама-папа-дети».

– У каждого из нас есть семья. В семье есть мама, папа, дети. Вы знаете, что и у животных, есть мама, папа, дети. Перечислите членов семьи изображённых на рисунке животных. Например, собака, пёс, щенок. При выполнении этого упражнения работаем следующим образом: один из желающих, поднявших руку, отвечает, а другие из вас в это время исполняют роль контролёра, следят за правильностью ответа одноклассником.  (Учащиеся называют семьи домашних животных коровы, козы, овцы, свиньи, кролика, кошки. Один из желающих отвечает, а другие исполняют роль контролёра.)
– За выполнение упражнения «Мама-папа-дети» получают оценки следующие учащиеся: … (Объявляет оценки учащимся, отвечающим при выполнении упражнения «Мама-папа-дети»).

III. Изучение нового материала

а) Введение в тему.

– Обратите своё внимание и посмотрите внимательно на рисунок сельского двора. Всех ли домашних животных мы вернули? (Ответы учащихся.)
– Назовите, какого животного не хватает на рисунке, подберите к нему слово-действие и покажите, как это домашнее животное подаёт голос? (На рисунке не хватает лошади. Голос лошади – ржание – похож на звук «Иго-го».)
– Правильно! На рисунке не хватает лошади. (Доклеивает на рисунок картинку лошади и соответствующий ей голос.)
– Сегодня мы подробнее познакомимся ещё с одним животным, которое живёт рядом с человеком, с домашним животным –  лошадью, с особенностью её внешнего вида. Узнаем, чем она питается, как за ней надо ухаживать, содержать и какую пользу она приносит людям.
– Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, месяц (27 января) и тему урока: «Домашнее животное – лошадь и уход за ней». ( Учащиеся в тетрадях записывают число, месяц и тему урока.)
– Считается, что лошадь древнее животное. Она была впервые приручена в Центральной Азии около пяти тысяч лет назад.

б) Работа с индивидуальными «осколочными» картинками.

– За долгую историю существования было выведено множество пород лошадей. Сейчас их по всему миру насчитывается около 427. Познакомимся с некоторыми из них. Для этого вам необходимо сложить «осколочные» картинки. Они у каждого из вас лежат на краю парты. Возьмите их и сложите. Внизу каждой картинки будет записано название изображённой породы лошади. (Учащиеся работают с индивидуальными «осколочными картинками».)
– Назовите, изображённую на вашей картинке породу лошади и покажите похожую картинку на доске. (Учащиеся называют полученную на своей картинке породу лошади и находят похожую картинку на доске: скаковые, тяжеловозы, орловские рысаки, арабские, ахалкетинец, гонноверы, пони; верховые – русская, терская и кабардинская; аборигенные породы – кузнецкая, нарымская, печорская, мезенская, обвинская, вятская.)
– Посмотрите внимательно на этих лошадей. Вы видите, что среди них нет одинаковых. Одни – небольшие, коренастые, другие – высокие, стройные. Каждая из них  обладает определенными характеристиками. Например, английские чистокровные верховые знамениты своими скоростными качествами: 1 километр в минуту (Они развивают среднюю скорость около 60 км/ч.), голландские ломовые лошади – своей силой, арабы – своей грацией и красотой.

в) Работа в тетрадях с трафаретами для обводки контура лошади.

– Как вы уже убедились пород лошадей  в мире множество. Но все они имеют общие признаки. Как вы думаете, какие? Назовите их. (Разные породы лошадей имеют следующие общие признаки: форма тела, ноги, хвост, форма головы, глаза, чёлка, грива, копыта.)
– Общие признаки лошади хорошо описаны в стихотворении, которое нам подготовила и расскажет Кулагина А.

Стихотворение про лошадь.

Крутая холка, ясный, полный глаз,
Сухие ноги, круглые копыта,
Густые щётки, кожа, как атлас,
А ноздри ветру широко открыты.
Грудь широка, а голова мала, –
Таким его природа создала.

– Возьмите на краю парты трафарет контура лошади, обведите её в тетрадь, и подпишите соответствующие части тела. (Учащиеся переводят в тетрадь по трафарету контур лошади и подписывают к картинке части тела.)

г) Проведение пальчиковой гимнастики.

– Положите свои шариковые ручки на парты и выполним пальчиковую гимнастику. Проведёт её Слобаденюк А. (Слободенюк А. проводит пальчиковую гимнастику. Остальные дети повторяют за ней движения.)

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Цок-цок-цок-цок-цок,
Скачет резвый табунок.

д) Рассказ учителя об особенностях внешнего вида лошади.

– Вы видите, у лошади  обычно голова вытянутая, сухая с большими живыми глазами, широкими ноздрями и заострёнными, подвижными ушами умеренной величины (гораздо меньше половины головы). Она имеет длинную мускулистую шею, округленное туловище, высокие и стройные ноги, умеренной толщины.  Обратите внимание у неё грива длинная, свешивающаяся, хвост покрыт длинными волосами от основания. Вы видите, что лошади по цвету все разные. У них цвет волос на теле определяет масть. Она различна. Бывает чёрной, бурой, рыжей, белой, серой, часто с белыми пятнами на голове и ногах. В виде исключения встречаются полосы на плечах, спине и ногах. К старости  лошади, как и люди, седеют. Зимой они становятся светлее, чем  летом.

е) Выполнение лексического упражнения «Составь предложение».

– Посмотрите, около лошади появилась кормушка (ясли). (На рисунок сельского двора около лошади наклеивает кормушку.) Это значит, она захотела есть. Давайте мы её накормим. Составьте предложение, о том, чем питается лошадь. Например, лошадь ест траву. (Ответы учащихся.)
– Лошадь травоядное животное. На пастбище она летом съедает от 25 до 100 кг травы в сутки. А зимой они едят сухую траву – сено, которое готовят для них люди. Для пропитания лошади надо около 2 гектаров земли. Корм лошади состоит в основном из овса и сена. Иногда сено заменяется соломой. В сутки лошади хватает в количестве 6-10 кг сена и 4-6 кг овса. Количество овса необходимо делить на 2-3 раза: на утро, обед и вечер. Лошади можно давать ещё ячмень, отруби, льняное семя, кусочки сахара, морковь, капусту, яблоки. Лошадь нужно кормить в одно и тоже время. Давать ей корм в неограниченном количестве нельзя, потому что она может переесть. В зависимости от возраста и живой массы лошадь выпивает в среднем 30-60 литров чистой воды в сутки летом и 20-25 литров зимой. Запомните, что разгорячённую лошадь поить водой сразу нельзя. У неё может переохладиться организм, и она может умереть. Поэтому прежде чем напоить после того как лошадь быстро и долго бежала нужно подождать 20-30 минут.

ж) Выполнение упражнения «Опиши картинку».

– Посмотрите на картинку. (Учитель показывает детям картинку с изображением сбруи, седла, стремена, вожжей, телеги, саней, коляски на двух колёсах, подковы.) Расскажите, что вы видите на картинке и, для чего это необходимо.  (Ответы учащихся.)

з) Упражнение  «Задай вопрос однокласснику».

– Считается, что лошадиная подкова, висящая над входом в дом, приносит человеку счастье.  На наше счастье и мы изготовим подковы, но не из железа, а из плотной бумаги. (Приклеивается на разные стороны доски шаблон двух подков, разделённые на части.) Вы видите по разные стороны доскишаблоны подков, разделённые на части. Вам необходимо, наклеить на них соответствующие части подков. Работаем по рядам. Сидящие на левом ряду соответственно наклеивают части подковы на шаблон слева. Учащиеся, сидящие справа – на шаблон справа. Но, чтобы получить такое право, нужно каждому из вас ответить на вопрос, заданным одноклассником с другого ряда. Вопросы, которые вы будите задавать, и ответы на него записаны на карточках, которые я сейчас раздам. (Раздаёт карточки учащимся). Прежде чем зачитать вопрос, вы называете имя одноклассника с другого ряда, от которого вы бы хотели услышать ответ на свой вопрос. Ответив на вопрос правильно, вы от меня получаете часть подковы, наклеиваете на соответствующее место своего шаблона. Если одноклассник, которому был задан вопрос, затрудняется при ответе, то разрешается ответить любому другому желающему с этого же ряда. Ответы на вопрос, записанные в скобках, вы зачитываете в том случае, если ни кто из одноклассников с другого ряда не смог дать правильный ответ. Всем всё понятно? (Ответы учащихся.) Тогда начинаем задавать вопросы. (Учащиеся поочерёдно каждого ряда называют одноклассника из другого ряда, зачитывают ему вопрос. Учащиеся, ответившие на вопрос, приклеивают части подковы на шаблон.)

Работа по карточкам:

  • Назови маму, папу, детей изучаемого нами домашнего животного. (Мама – лошадь, папа – конь, дети – жеребята.)
  • Как называется много лошадей? (Много лошадей называют табун.)
  • Где живёт домашнее животное лошадь? (Домашнее животное лошадь живёт в конюшне.)
  • Кто ухаживает за лошадью? (За лошадью ухаживает конюх.)
  • Кто объезжает лошадь, учит возить наездника? (Лошадь объезжает жокей.)
  • Кто такой наездник? (Наездник – это тот человек, который ездит на лошадях верхом.)
  • Кто лечит лошадь? (Лошадь лечит ветеринар.)
  • Кто пасёт лошадь? (Лошадь пасёт пастух.)
  • Как спит лошадь? (Спит лошадь стоя, просто закрыв глаза).
  • Сколько лет живёт лошадь? (Лошадь живёт 25-30 лет.)
  • Как бегает лошадь? (Лошади очень быстро бегают.)
  • Когда рождаются жеребята? (Жеребята рождаются весной.)

и) Игра «Передай игрушку».

– Поиграем в игру «Передай игрушку». Прежде чем передать игрушку вам необходимо составить и произнести предложение о пользе лошади приносимой людям. Например,  лошади перевозят грузы. (Ответы учащихся.)
– В деревне лошади помогали людям выполнять разную работу: перевозить тяжести (тяжеловозы), пахать землю на поле, возить сено, дрова. Они были помощниками человека и в городе, возили коляски и кареты с людьми. Была железная дорога - конка, вагоны которой тянули лошади. Лошади, верно, служили людям и на войне. Они тащили на себе пушки, повозки с продуктами и оружием. С давних времён люди ездили на лошадях верхом. Спортивные лошади участвуют в конных соревнованиях, скачках. Их специально учат быстро бегать и прыгать через препятствия. Лошади легко поддаются дрессировке, часто выступают в цирке (циркачи). Лошади участвовали в сельскохозяйственных работах. Таких лошадей называют тружениками. На лошадях пахали землю (пахари), перевозили людей и тяжёлые грузы (перевозчики), выезжали на прогулки по природе. В наше время лошадей  использует полиция большинства развитых стран для охраны массовых мероприятий и патрулирования улиц там, где не может пройти любой другой вид транспорта. Лошади способны лечить человека.
– За работу на уроке при изучении новой темы получают оценки следующие учащиеся: … (Выставляет оценки учащимся, отвечающим при изучении новой темы.)

к) Проведение физминутки.

Цок-цок-цок-цок,
Я – лошадка – серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка – серый бок.

IV. Обобщение урока

 а) Работа в тетрадях.

– При работе на уроке с какими новыми словами вы познакомились? (Ответы учащихся.)
– Названные вами слова будем считать словарными. Запишем их в тетрадь.

б) Работа с учебником.

– Откроем учебники и выполним упражнения на страницах 78,79.

V. Итог урока

– Наш урок по теме: «Домашнее животное – лошадь и уход за ней» подошёл к концу. Подведём итоги урока с помощью вопросов: Что я узнал нового на уроке? Что знал раньше? Что понравилось на уроке? Что не понравилось? Хотел бы ты, чтобы на подобии такого же урока проводились и другие? (Каждый учащийся высказывается об уроке по вопросам.)
– Общую оценку за работу на уроке получают следующие учащиеся: …. (Выставляет оценки учащимся за урок.)
– Хочу закончить наш урок словами: «Невозможно не любить этих прекрасных, умных, добрых животных!»