Портфолио – инструмент фиксации наблюдений за проявлением творческой активности обучающихся класса

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Собраться вместе – это начало.
Оставаться вместе – это прогресс.
Работать вместе – это успех…

Эти слова отражают глубокий смысл деятельности любого человека и прежде всего – педагога. Принимая детей в первый класс, учитель вступает на нелегкий путь. Известно, что создать и сохранить детский коллектив – дело очень непростое, но если работать вместе, дружно и слажено, то обучение в школе будет проходить интересно и результативно. С первых дней пребывания ребенка в нашей школе мы стараемся создать особое ценностное пространство, погрузив ученика в атмосферу творческой активности, сотрудничества, взаимопонимания на уроках и развивающих занятиях, во время подготовки внеклассных мероприятий и в процессе их реализации.

Как классный руководитель, одной из основных задач обучения и воспитания младших школьников я считаю своевременное выявление и развитие индивидуальных творческих способностей каждого ученика (в частности) и класса (в целом).

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения четко обозначены требования к результатам личностным, метапредметным, предметным, поэтому на первый план выходит личность ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

Одной из форм оценивания личностных достижений обучающихся является портфолио (папка достижений, портфель ученика).

Очевидно, что развитие невозможно без рефлексии. Не случайно задолго до начала активного внедрения идеи портфолио в школу наши учителя стимулировали учеников к созданию творческих работ по итогам экскурсий, праздников, игр по станциям. Издавались книжки-малышки, альбомы, фотогазеты “Мой первый (второй, третий, четвертый) класс”, “Моя начальная школа”, велись дневники, которые служили отражением рефлексии ребенка по поводу значимых для него событий школьной жизни. Именно саморефлексия, по мнению одного из американских авторов (Jones J.Е.), является “сердцем всего портфолиопроцесса”.

На сегодняшний день жестких требований к портфолио не существует, поэтому мы не рассматриваем портфолио младшего школьника в качестве официального документа. Нормативным документом, регламентирующим требования к портфолио как способу фиксации и предъявления различных материалов, документов и иных свидетельств индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся МОУСОШ № 3 является “Положение о портфолио обучающегося”.

Работа над созданием портфолио обучающихся первой ступени школы в нашей школе начиналась спонтанно несколько лет назад, когда дети стали занимать призовые места в предметных олимпиадах, в играх-конкурсах “Золотое руно”, “Кенгуру”, “Русский медвежонок” и др. На собраниях классные руководители предложили родителям оформлять папки достижений младших школьников и в 4-ом классе на выпускном празднике дарить их на память детям. Это был первый опыт создания портфолио обучающихся. Сейчас каждый год на линейке 1 сентября выпускники торжественно вручают нашим первоклассникам “портфели будущих достижений”, представляющие собой файловые папки с вкладышами для размещения листов формата А4. Их открывает обращение одиннадцатиклассников к малышам: “Дорогой первоклассник! Сегодня, 1сентября 200... года, ты переступил порог школы №3, которая на долгие годы станет для тебя родным домом. Перед тобой первая страничка школьного портфолио – дневника твоих достижений, назначение которого – отразить твой творческий, познавательный и интеллектуальный рост. В нашей школе из каждого ребенка стараются вырастить Личность, Гражданина Мира, человека, ответственного за свои поступки, за окружающий мир, в котором он живет, за все, что происходит на нашей планете. И нам хочется, чтобы тебе стали понятны и близки слова нашего школьного гимна: “Мы сделаем школу прекрасной страной. Сюда будут дети стремиться. Здесь жить будут крепкой, единой семьей. Здесь знают, как счастья добиться”. “Ученики 11-го класса”. После приветствия выпускников мы поместили напутствие классного руководителя каждому ученику.

Накопленный опыт используется нами в работе экспериментальной площадки по теме: “Развитие творческого потенциала младших школьников в процессе изучения русского языка с использованием обучающих технологий и проектной деятельности”. Мы, педагоги-экспериментаторы считаем, что творческие проявления детей необходимо вовремя замечать и фиксировать, а портфолио позволяет сделать этот процесс управляемым.

Работу по созданию ученических портфолио мы начинаем уже с первого класса. В этот период проводится большая подготовительная работа:

– необходимо получить согласие и поддержку родителей обучающихся на оформление портфолио;
– познакомить их с Положением о портфолио обучающегося МОУСОШ № 3; – провести мастер-класс по оформлению портфолио, дать рекомендации по его оформлению.

Раз в месяц на классном часе мы с детьми обсуждаем отобранный для портфолио материал, ребята получают дальнейшие инструкции по работе составления портфолио.

Немаловажно заинтересовать детей. Для этого учитель должен разработать систему оценивания успехов обучающихся класса, продумать, как и где их отображать. Самым удобным местом презентации успехов и достижений обучающихся является уголок класса.

Младшие школьники не всегда осознают и понимают нужность и значимость портфолио, поэтому педагог может замотивировать обучающихся своим примером – демонстрацией своей папки. Постепенно дети должны быть подведены к мысли, что “личные достижения необходимо собирать в копилку успехов”, что ведение портфолио – это очень интересное и увлекательное дело. Необходимо познакомить детей с вариантами оформления портфолио, с его структурой.

Первый раздел портфолио представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. В совместном творчестве с родителями и учителями родились первые рубрики: “Мое имя”, “Моя семья”, “Мой город”, “Моя улица”, “Мой друг”, “Мои увлечения”, “Мой портрет”, “Моя школа”, “Мои учителя”, “Мои любимые школьные предметы” и др.

С большим удовольствием дети раскрашивают и штрихуют рисунки в первых “Прописях”, выводят первые буквы. Лучшие работы из первых “Прописей” ребята с гордостью помещают в папки достижений.

Уже с первых дней пребывания ребенка в школе мы побуждаем его задумываться над вопросом: “Какой я?” Обведя свою ладошку, на каждом пальчике дети пишут ответ на этот вопрос. Совместно со школьным психологом мы проводим рисуночные тесты “Я в детском саду”, “Я в школе”, “Что меня радует”, “Что меня огорчает”, “Мир детей”, “Мир взрослых” и др.

Большое внимание мы уделяем развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио являются отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, графики роста скорости чтения.

Мы живем в ЗАТО г.Североморск, регулярные встречи с которым расширяют кругозор ребенка, вызывают огромный интерес к истории города, гордость за его достижения. Все начальные классы один-два раза в месяц принимают участие в экскурсионно-познавательных программах. В завершение экскурсии каждый ребенок получает комплект листов с творческим домашним заданием, выполняя которое, он не только вспоминает содержание экскурсии, но и получает возможность выразить свои впечатления. Выполненные домашние задания дети помещают в индивидуальную папку путешествий, которая является составной частью портфолио.

Наша внеклассная жизнь насыщенна и разнообразна. Значительную ее часть составляют праздники и процесс подготовки к ним. Это традиционные осенние “арбузники”, “картофельники” и “капустники”, новогодние спектакли и рождественские концерты, День школы, конкурсы для мальчиков и пап к 23 февраля, конкурс сказочных героинь и концерт для мам, посвященный 8 Марта, спортивные соревнования “Веселые старты”, игры по станциям, праздники, посвященные окончанию учебного года. К подготовке внеклассных мероприятий мы стараемся привлекать родителей. Они занимаются изготовлением костюмов, декораций, подготовкой призов, а иногда берут в свои руки проведение игр “Что? Где? Когда?”, шахматных турниров, уроков мужества. По окончании праздника ребята оформляют отзыв о нем, включающий самоанализ участия в празднике или конкурсе.

Накануне Дня школы мы традиционно проводим школьные олимпиады по разным предметам, конкурсы чтецов и творческих работ “Школа моей мечты”, “Школа будущего” и др. В день рождения нашего поселка мы проводили конкурс фотогазет “Я и Росляково”, а также конкурс сочинений и исследовательских работ, посвященных нашему поселку. По окончании летних каникул в творческих работах “Вот оно какое, наше лето!” ребята делятся своими впечатлениями о летнем отдыхе. Мы стараемся не оставлять без внимания творческие успехи наших учеников, награждая их почетными грамотами, вручая благодарности. Грамоты и благодарности занимают достойное место в папках достижений.

Практика показывает, что уже в старших классах начальной школы с помощью заинтересованных родителей ученики способны осуществлять первый опыт исследовательских работ на темы “История моей семьи”, “Что я знаю о Великой Отечественной войне”, “Мой город – Североморск”, которые могут занять важное место в портфелях достижений.

Многие ученики достигают значительных успехов, занимаясь на факультативах и в кружках как в стенах школы, так и в учреждениях дополнительного образования, что также не должно оставаться без нашего внимания...

Таким образом, в портфолио ученика начальной школы могут присутствовать следующие основные разделы: “Познакомьтесь со мной”, “Мое имя”, “Мой портрет”, “Моя семья”, “Мои друзья”, “Моя школа” (гимн, эмблема, история школы, ее заслуги), “Мои учителя”, “Мои любимые школьные предметы”, “Общественная жизнь” (поручения, обязанности ученика в классе, благодарности, поощрения), “Мир моих увлечений” (в том числе кружки, посещаемые ребенком), “Мои достижения” (здесь аккумулируются грамоты, благодарности, дипломы, благодарственные письма, сертификаты, полученные в конкретном учебном году).

Отдельной рубрикой может стать раздел “Работы, которыми я горжусь” в виде текстов, рисунков, фотографий (ежедневные, контрольные, творческие). Нам представляется важным помещать в портфолио работы, которые демонстрируют индивидуальный прогресс ученика из начала, середины, конца курса. Например: “Так я писал раньше”, “Так я пишу теперь”, “Мое творчество” (творческие работы: рисунки, фотографии поделок и т.п.), “Наши праздники” (творческие отчеты с фотографиями, рисунками о конкурсах, праздниках, играх по станциям), “Путешествия по городу” (фоторепортажи об экскурсиях, творческие домашние задания по итогам экскурсий), “Книги, которые я прочитал” (отзывы о прочитанных книгах), анкеты, тесты, “Оценка и самооценка моей деятельности за год” – отзывы о ребенке классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, их рекомендации, осмысление самим ребенком своего духовного, интеллектуального и творческого роста, саморегуляция поведения и эмоциональной восприимчивости.

Портфолио становится важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии “учитель – ученик – родители”, а работа над его составлением – неинтересным духовным взаимообогащением. Большая часть работ, помещаемых в папку достижений, рождается в классе, в совместной деятельности с учителями, а отзывы, фоторепортажи и т.п. выполняются дома с помощью заинтересованных родителей. Успех совместной работы зависит от общего настроя на подобный вид сотрудничества всех участников процесса, от выбора форм работы, от учета индивидуальных особенностей ребенка. В первом классе, когда ребенок начинает работать над составлением портфеля достижений, без помощи родителей ему не обойтись, однако помощь эта должна минимизироваться по мере взросления. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Авторы российской версии портфолио Т. Новикова и А. Прутченков в статье “15 ловушек на пути раскрытия способностей” (Первое сентября. 2005. 29 окт.), посвященной типичным ошибкам при использовании технологии портфолио, отмечают недопустимость формирования портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений, а какие – нет.

Роль классного руководителя мы видим, прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. И, что особенно важно, проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию – напротив, всячески поощряя активность школьника. Практика показывает, что не только учитель, но и одноклассники вносят свою лепту в составление портфолио товарищей, делают конструктивные замечания, дают комментарии и советы.

Мы делаем первые шаги в работе над портфолио в начальной школе, однако отмечаем возрастающий интерес к этой идее со стороны учеников и их родителей. В конце первого учебного года мы провели презентацию портфолио, на которой жюри определило победителей и лауреатов в различных номинациях: “Самый оригинальный портфолио”, “За лучшее оформление работ”, “Идея!”, “За многогранность таланта”, “За трудолюбие”, “За творческий подход” – и др. Уверены, что при переходе в среднюю школу классные руководители успешно продолжат начатую в младших классах работу над составлением портфолио, реализуя идею преемственности на начальном этапе обучения и в основной школе с целью обеспечения целостности педагогического процесса.

Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений – ведь она является “технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни” (Т. Новикова, А. Прутченков). Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.