Цели урока:
- Обучающие - познакомить ребят с новыми понятиями, научить находить коэффициенты квадратного уравнения и решать неполные квадратные уравнения.
- Развивающие - формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно открывать новые знания.
- Воспитывающие - формирование положительного мотива учения, навыков коммуникативности, умения быть внимательным и целеустремленным.
Ход урока
На доске записаны уравнения:
- 3х2-8х+1=0
- х2+х-7=0
- 2х2-6=0
- -х2+12х=0
- 5х2=0
- 12х+4х2+9=0
Учитель: Что общего у всех этих уравнений? (наличие х2)
Наибольшая степень переменной х - квадрат, отсюда и название квадратные или уравнения второй степени.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Квадратным уравнением называется уравнение вида ах2+вх+с=0, где х - переменная, а, в, с - некоторые числа и а?0.
Учитель: Почему, а 0? (если, а=0, то уравнение станет линейным)
Работа с учебником: №512 (Алгебра 8 под ред. С.А.Теляковского)
Является ли квадратным уравнение? Задание формулируем иначе: сколько уравнений не являются квадратными?(обучающиеся самостоятельно анализируют предложенные уравнения и дают количественный ответ). Учитель совместно с обучающимися разбирает все уравнения и выясняет, кто из них был прав.
(!) Учитель: Составьте самостоятельно каждый свое квадратное уравнение и запишите его на листах самоконтроля под №1, под №2 запишите уравнение, которое не является квадратным.
2. Учитель: Чем отличается второе уравнение, из предложенных в начале урока? (перед х2 коэффициент =1).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Квадратное уравнение, в котором коэффициент при х2 равен 1, называется приведенным квадратным уравнением.
(!) Учитель: Составьте самостоятельно каждый свое приведенное квадратное уравнение и запишите его на листах самоконтроля под №3.
3. Учитель: Что объединяет третье, четвертое и пятое уравнения, из предложенных в начале урока? (они неполные).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Квадратное уравнение ах2+вх+с=0 называют неполным квадратным уравнением, если в нем, хотя бы один из коэффициентов в или с равен нулю.
- 2х2-6=0, в=0 (неполное квадратное уравнение первого вида);
- -х2+12х=0, с=0 (неполное квадратное уравнение второго вида);
- 5х2=0, в=0 и с=0(неполное квадратное уравнение третьего вида).
(!) Учитель: Составьте самостоятельно три неполных квадратных уравнения по одному каждого вида и запишите его на листах самоконтроля под №4.
4. Учитель: числа а, в и с - коэффициенты квадратного уравнения.
Число, а называют первым коэффициентом
в - вторым коэффициентом
с - свободным членом.
Работа с учебником: №513 (Алгебра 8 под ред. С.А. Теляковского): назвать в квадратном уравнении его коэффициенты.
(!) Учитель: В листах самоконтроля выпишите коэффициенты а, в и с рядом с каждым квадратным уравнением в № 1-4.
5. Работа с учебником: На стр. 111-112 п.21 параграф 8 (Алгебра 8 под ред. С.А.Теляковского) обучающиеся должны найти, прочитать определения и сформулировать соседу по парте.
- квадратного уравнения;
- приведенного квадратного уравнения;
- неполного квадратного уравнения.
6. Учитель: В общем виде прорешивает неполные квадратные уравнения всех трех видов, оформляя в таблицу.
ах2+с=0 | ах2+вх=0 | ах2=0 | |
х2=-с/а, -с/а>0 | х2=-с/а, -с/а<0 | ||
2 корня | Корней нет | Всегда 2 корня | х=0 |
Три обучающихся у доски решают по одному уравнению:
- 2х2-6=0;
- -х2+12х=0;
- 6х2+24=0.
7. (!) Учитель: В листах самоконтроля под №5 решите составленные вами неполные квадратные уравнения из №4. После окончания работы, в режиме взаимоконтроля, проверьте работу соседа по парте, оцените ее и сдайте учителю.
8. Итог урока (по просьбе учителя поднимают руку те обучающиеся, кто получил оценку "5", затем "4", "3").
Домашнее задание: определения, №515(в, г), 517(б, в), 521(а, б).