"Сегодня образование России стоит перед необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы решения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным" [1].
Содержание предметного образования по-прежнему нацелено на обеспечение выпускников хорошим набором знаний и предметных умений. Однако выпускникам не хватает опыта их применения в различных ситуациях. Они не готовы к тому, чему их не учили - действовать в ситуациях неопределённости, постоянно повторяющихся в жизни. Выпускник оказывается некомпетентным человеком, что является результатом некомпетентностного обучения. В связи с этим перед школой стоит задача перехода на компетентностное обучение. Компетентностный подход к результатам школьного образования лежит в основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения.
Всё множество ключевых компетенций - образовательная, исследовательская, социальная, личностная и др. - складывается из четырёх "кирпичиков". Это информационная (готовность к работе с информацией), коммуникативная (готовность к общению с другими людьми), кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми), проблемная (готовность к решению проблем). В данной работе имеет смысл остановиться на информационной компетенции. Информационная компетенция выражается в умении самостоятельно: интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации [2]. Как следует из составляющих характеристики информационной компетенции, одним из её элементов является умение "структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах". В процессе предметного обучения данный элемент информационной компетенции можно формировать при организации деятельности учащихся с учебным текстом по сворачиванию и разворачиванию информации.
Основными формами структурирования и сворачивания изучаемого учебного материала для записи в тетради являются: текст с выделением понятий и их определений, схема, модель, таблица, опорный конспект, структурированный конспект и др.
В формировании умения "структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах" важное место отводится работе учащихся с таблицами. Заполнение таблиц позволяет проконтролировать умения учащихся анализировать, классифицировать и приводить знания в систему, выделять наиболее существенные признаки. Существует и используется учителями в практике обучения множество вариантов заданий, требующих работы с таблицами.
Другой распространённой формой преобразования текстовой информации описательного характера является опорный конспект. Опорный конспект потому и называется опорным, что помогает хорошо усвоить информацию, а также воспроизвести в памяти пройденное. Существуют разные варианты составления опорного конспекта. Всех их объединяет схематичность, яркость исполнения и использование ключевых (основных, самых важных и запоминающихся) слов. Пример опорного конспекта - "Карта памяти". Она имеет структуру, составляется по определённым правилам [3, с. 27-28]. Создание опорных конспектов обеспечивает более эффективное усвоение учебного материала.
Из своего опыта представлю такую форму работы по сворачиванию и разворачиванию информации как структурированный конспект (далее СК) - краткое письменное изложение содержания учебного материала по какой-либо теме в соответствии с заданным в графической форме шаблоном, заполняемым учащимися в ходе самостоятельной работы с информационным источником, или его составление (при овладении умением сворачивать информацию в данной форме, Приложения 1-8). Заполнение (составление) структурированного конспекта как приём обучения целесообразнее использовать при изучении тем, содержание которых включает материал, подлежащий классификации, имеющий признаки, по которым его можно классифицировать.
В отличие от таблиц в структурированном конспекте обозначены логические связи между понятиями, входящими в конспект. Изложение материала в виде схемы, модели чаще охватывает какой-либо вопрос, фрагмент учебного материала и не всегда предполагает раскрытие определения тех понятий, которые составляют схему, модель, а конспект включает краткое изложение сути понятий. СК позволяет увидеть, как та или иная тема логически разбивается на более мелкие элементы, группировать их, устанавливать связи между отдельными элементами темы, представить тему в целом.
В отличие от опорного конспекта, где в основе изложения лежит знаковая система (рисунки, символы, выразительные слова и фразы; предусмотрено использование маркеров разных цветов) основу структурированного конспекта составляет текст, являющийся определением или пояснением каких-либо понятий, законов, закономерностей.
В тоже время, работа со структурированным конспектом опирается на умения осуществлять сворачивание информации в перечисленных выше формах.
Особенности учебного материала, представляемого в виде структурированного конспекта, и подходы к организации работы с ним
1. В виде структурированного конспекта хорошо представляется (сворачивается) текстовая информация, включающая большое количество понятий, между которыми существуют отношения: родовое понятие - видовое понятие, видовое - родовое, видовое - видовое, общее - частное, частное - общее и для понимания и запоминания которой необходимо установление логических связей.
2. Для структурированного конспекта следует выбирать не второстепенный, а основной учебный материал, чтобы способствовать его более глубокому и более прочному усвоению.
3. Объём учебного материала для сворачивания в структурированный конспект должен соответствовать возрастному уровню умственных сил школьников и вместе с тем стимулировать их развитие.
4. При планировании и организации учебно-воспитательного процесса с использованием заданий по работе со структурированным конспектом необходимо учитывать состояние психических функций и учебные возможности школьников, предвидеть типичные затруднения учащихся.
5. Учебные задания по заполнению структурированного конспекта следует давать для выполнения в последовательности, обеспечивающей достижение всё более высоких ступеней в овладении данным умением, большую степень самостоятельности школьников.
6. Задания по заполнению (составлению) структурированного конспекта могут быть подготовительного, обучающего, тренировочного, контрольного характера.
7. Необходимо предусмотреть проверку уровня овладения умениями осуществлять данную работу с учебным текстом к началу обучения и текущую проверку в процессе их формирования. Нужно также довести до сведения учащихся, какие именно умения и навыки формируются при выполнении данной работы и информировать о достигнутых успехах, с тем чтобы вызвать у них нужную мотивацию - стимул к дальнейшему совершенствованию данных умений и навыков.
8. Система учебных заданий со структурированным конспектом должна обеспечивать выработку умения осуществлять перенос этого приёма в процессы изучения других школьных дисциплин.
Целесообразно работу по обучению учащихся заполнению и составлению структурированного конспекта начинать при изучении биологии в 6 классе (на начальном этапе изучения предмета). Понимание структуры и содержания СК формируется у учащихся при составлении или заполнении простых схем, включающих небольшой объём материала (Приложение 9). Эта работа позволяет при использовании учебника включать учащихся в преобразующую деятельность, для которой характерно самостоятельное добывание знаний из учебника, перестраивание ранее полученных знаний и умений, осуществление широкого переноса сформированных приемов на решение новых учебных практических задач - работа со СК. Именно на этом этапе (6 класс) начинается формирование предметных понятий, составляющий основу структурированного конспекта. Обучение заполнению (составлению) схем, а в последующем СК и работа с их содержанием позволяет сделать этот процесс целенаправленным и системным. При формировании понятий необходимо опираться на теорию развития биологических понятий, разработанную в методике преподавания биологии Н.М. Верзилиным и другими авторами. При этом соблюдается поэтапность этого процесса, обоснованного И.Н. Пономаревой:
1. Накопление и развитие опорных знаний (фактов, соподчиненных понятий).
2. Интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия.
3. Использование сформированного понятия как целостного знания по пути абстрагирования и дальнейшего развития (углубления) и расширения понятия.
4. Соотнесение с системой понятий [4].
Сформированность элементарных умений работы со СК у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений и навыков этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.
Одно из направлений повышения эффективности урока - организация самостоятельной деятельности учащихся. Именно самостоятельная деятельность учащихся, организуемая и направляемая учителем, способствует развитию таких ценных качеств, как сообразительность и точность в работе, умение вычленить основной материал темы и подобрать дополнительный, умение анализировать и обобщать пройденный материал, связывать его с новым и т.п. Так как содержание школьного предмета биологии отражено в учебнике, являющемся одним из важных источников знаний и средством обучения учащихся, то при системном и систематическом использовании его в учебно-воспитательном процессе возможно увеличение доли самостоятельности учащихся в приобретении знаний из него, при выработке умений работы с ним и отношений к изучаемому материалу. При этом эффективность зависит от того, как учитываются психологические особенности учащихся класса, интеллектуальный потенциал детей и уровень их готовности к осуществлению самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Каждый ученик учится по-разному за счет различных психических качеств - усидчивости, старательности, памяти, быстроты и гибкости мышления, творческого воображения и достигает различных результатов в овладении знаниями. Способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях.
При организации самостоятельной работы учащихся над материалом в пределах требований программы нельзя снижать объём выполняемого задания. Но, реализуя дифференцированный подход с учётом наличия в классе учащихся с разным уровнем сформированности общеучебных умений и навыков, подготовки по предмету и отношением к учению, можно дифференцировать степень сложности выполняемого задания. Структурированный конспект как методический приём самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой может обеспечить организацию на уроке дифференцированной работы учащихся с учебным материалом (информацией). Он составляется учителем разной степени сложности, в зависимости от класса, уровня обученности учащихся и степени самостоятельности, которую они могут проявить при выполнении работы (дозированная помощь).
Реализация дифференцированного подхода в организации учебно-познавательной деятельности учащихся при освоении учебного содержания с использованием структурированного конспекта
- Наличие в шаблоне СК разного количества заполненных элементов (Приложение 1-2, Приложение 3-4, Приложения 5-6).
- Структурирование части учебного материала, а другую часть учащимся необходимо структурировать самостоятельно.
- Включение в СК материала, которого нет в учебнике, но он является составной частью того содержания, которое изучается или необходимо для повторения с целью подготовки к ЕГЭ. Например, в СК для 11 класса по теме "Бесполое и половое размножение" (Приложения 5-6), включена форма полового размножения "коньюгация" и способы вегетативного размножения (в тексте информация по данному вопросу отсутствует, учащимся для актуализации знаний предлагаются картинки, по которым и заполняется СК).
- Заполнение дополнительной части СК с использованием информационных источников справочного и научно-популярного характера (для учащихся, интересующихся биологией, имеющих намерение сдавать экзамены, определившихся относительно профиля обучения в старшей школе).
- Выполнение домашнего задания по дополнению части конспекта (для учащихся, готовившихся к сдаче ЕГЭ).
Представленные приёмы организации дифференцированной работы учащихся на уроке при выполнении индивидуальной самостоятельной работы со СК обеспечивают
- посильность самостоятельного выполнения задания всеми учениками и мотивацию на активную работу с учебным материалом;
- тем учащимся, которым это необходимо, иметь образец для выполнения задания;
- вовлечённость в работу по овладению умениями и навыками самостоятельной работы с текстом всех учащихся;
- ознакомление с учебным материалом урока в полном объёме подавляющего большинства учащихся класса;
- сокращение времени на выполнение задания теми учащимися, которые медленно работают. В этом случае можно регулировать выполнение задания одновременно большинством учащихся класса и перейти к другой учебной деятельности.
Работа со СК может быть организована на разных этапах уроков различных типов. Рассмотрим использование СК на разных этапах комбинированного урока:
- Этапы проверки домашнего задания и всесторонней проверки знаний: письменное воспроизведение отдельных частей конспекта (всем классом или несколькими учащимися); устное разворачивание информации конспекта в целом или его частей.
- Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний: актуализация содержания материала СК, необходимого при изучении новой темы, или способа работы.
- Этап усвоения новых знаний: сворачивание учебной информации по теме урока
- Этап закрепления новых знаний: фронтальная работа по проверке заполнения СК, "озвучивание" отдельных частей СК или в целом всего конспекта.
- Этап информации учащихся о д/з и инструкции по его выполнению: использование материала структурированного конспекта для выполнения творческих заданий, например, составления учебного тематического кроссворда
Аналогично работа может быть организована и на уроках других типов: изучения нового материала, закрепления изученного, систематизации и обобщения знаний; при использовании нетрадиционных форм занятий - урок - лекция, семинар, зачёт, а также на занятиях элективных курсов профильного обучения (Приложение 7, Приложение 8. Элективный курс "Молекулярные основы жизнедеятельности клетки", 10 класс). Большие возможности в работе со СК предоставляет использование информационно-коммуникативных технологий.
Системная работа со структурированным конспектом помимо решения образовательных задач урока по освоению предметного материала позволяет решать целый спектр задач по развитию логических общеучебных умений и навыков
- разностороннее рассмотрение объектов, выявление в них различных свойств и особенностей;
- установление существенных и несущественных свойств объектов (понятий);
- классификация множества объектов по некоторому основанию;
- подведение объектов под известные понятия;
- выделение в определении понятия рода и видовых признаков;
- определение причинно-следственной зависимости;
- подбор примеров, иллюстрирующих определение (общее правило)
и формировать у учащихся такие элементы информационной компетенции как
- работать с текстом, включая приёмы выделения главного, вспомогательного и второстепенного, анализа и синтеза;
- умение классифицировать материал и устанавливать причинно-следственные связи;
- умение структурировать учебный материал в соответствии с заданными условиями,
а также освоить эффективные приёмы подготовки к экзамену с использованием конспектов и последующего обсуждения структурированного учебного материала.
Следует отметить положительные стороны использования структурированного конспекта как приёма организации работы учащихся с учебной информацией
1. Продуманная краткая форма записи учебного материала, которая при актуализации знаний может быть использована как справочный материал.
2. Разнообразит формы записи, особенно в старших классах, где часто используются таблицы и у учащихся снижается интерес, нежелание работать.
3. Обеспечивает дифференцированный подход.
4. Удобен для проверки учителем.
5. Позволяет проконтролировать умения учащихся анализировать, классифицировать и приводить знания в систему, выделять наиболее существенные признаки.
6. Удобен для подготовки к экзаменам.
7. Обеспечивает экономию учебного времени.
Практика работы показала, что многие учащиеся в случае свободного выбора предпочтение отдают структурированному конспекту. При изучении различных тем учащимся 9-11 классов предлагалось составить конспект, а форму записи материала выбрать самим. Большая часть старшеклассников (более половины) выбирают структурированный конспект, многие используют его элементы в сочетании с другими формами
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, г. Москва.
- Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007
- Программы профилактики трудностей в учёбе / авт. сост. Е.М. Меттус, А.В. Литвина. - Волгоград: Учитель, 2007
- Петрищева Г.С. Системное использование учебника на уроках биологии - один из путей подготовки учащихся к самообразованию. - http://som.fsio.ru./getblob.asp?id=10002984
Тезаурус
Компетентностный подход - это подход, при котором делается акцент на деятельностное содержание образования, что требует постановки вопроса "Каким способам деятельности обучать" [2, с. 16]
Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях [2, с. 23]
Приёмы обучения - конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. П.о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обусловливаются целью применения.