Пояснительная записка
В современном сложном, полном противоречий мире, экологические проблемы приобрели глобальные масштабы. Любая деятельность человека, и главным образом хозяйственная, влияет на состояние окружающей среды. Особенно остро стоят проблемы чистой воды, атмосферного воздуха, загрязнения почвы, состояния здоровья человека в нашем Братском районе. Необходимо принимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения; сохранению разнообразия живых организмов; сбережению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения мышления людей.
Экологически мыслить - это значит осознавать взаимосвязь природы и человека, экологии и экономики, сформировать устойчивые навыки ответственного поведения в природе. Важен новый подход к разработке содержания экологического образования и воспитания.
Состояние окружающей среды становится менее благоприятным для существования человека и его здоровья. Причин экологических бедствий множество, они вытекают из различных сфер деятельности человека. Поэтому в этих условиях большую значимость приобретает экологическое воспитание и образование, признанное дать подрастающему поколению элементарное представление о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека, об опасности угрожающей (здоровью) существованию человечества, рациональном природопользовании.
Актуальность программы
- актуальность программы обусловлена тем, что через наблюдения и описания окружающей среды своего района учащиеся получают знания, приобретают навыки, имеющие практическую и профориентационную направленность;
- осуществляется реализация деятельностного подхода в обучении, опирающегося на психовозрастные особенности подростка;
- происходит развитие личностных качеств, связанных с формированием самооценки и самодостаточности, коммуникабельности и толерантности;
- идет интеграция гуманитарных и естественно-научных знаний;
- формируется компетенция в сфере познавательной деятельности.
Цели и задачи программы
Целью предлагаемой программы является:
Подготовка экологически грамотного молодого поколения, способного видеть последствия воздействия промышленного производства на окружающую среду и умеющего соотносить хозяйственную деятельность с законами природы.
Важнейшие задачи программы:
- защита природной среды;
- углубление экологических знаний;
- углубленная подготовка учащихся в области биологии человека, экологии;
- формирование гуманного отношения к природе, к своему краю, планете в целом;
- изучение основных экологических принципов взаимодействия человека и природы;
- развитие познавательных интересов;
- формирование системы знаний, понимание жизненных, экологических ситуаций, умение принимать грамотные решения;
- формирование интереса обучающихся к поисково-исследовательской работе;
- обучение навыкам и приемам исследования окружающей среды, работе в лаборатории;
- создание мотивов долгосрочной работы в направлении оценки состояния окружающей среды и влияние ее на здоровье человека;
- создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности или отказался от него;
- помочь девятикласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ним;
- обучение навыкам работы с научными источниками, дополнительной литературы.
Новизна проекта
Новизна программы состоит в комплексном подходе к изучению природных ресурсов и системной оценки экологического состояния всех компонентов окружающей среды, реализации личностных и профессиональных интересов, подготовке к профессиональной деятельности экологически грамотного человека.
Основные принципы программы
- личностные - учащиеся выражают мнения, мысли по поводу личной ответственности за состояние природной среды;
- уважение к природе - человек совершал множество действий, приводящих к катастрофическим последствиям от непонимания законов природы: Человек - он тоже природа: Цени ее доверие, природы!
- принцип сотрудничества - использовать познания законов на благо человеческого общества, но не в ущерб природе;
- позитивной основы - научить учащихся анализировать влияние деятельности человека на окружающую среду: "проанализировал - оценил - предложил:"
Основная концепция программы
Разработанная программа представляет собой очередную (третью) ступень в системе непрерывного экологического образования. В основе непрерывного экологического образования лежит принцип преемственности. Автор видит принцип: ребята 5-6 классов посещают кружок "Лес и человек", который формирует интерес, в 7-8 классах учащиеся занимаются на факультативе, имеющий краеведческое и экологическое направление, усиливающий положительную мотивацию, а в 9 классе - элективный курс, который формирует представление о будущей профессии, способность видеть многообразие его деятельности. Все ступени объединены единым: охрана окружающей среды, рациональное природопользование, оценка состояния природы и здоровья человека, развитие личности в целом.
Последовательность программы
Последовательность учебного материала представлена в виде 4 модулей-блоков, соотнесенных с общими целями курса: теоретический, лабораторно-практический, экспериментальный.
Содержание деятельности
Программа построена на использовании современных личностно-ориентированных технологий - проекторных, групповых, информационных, которые позволяют ознакомить ученика с основными видами деятельности в рамках будущих профессий.
В основе деятельности лежит природоохранительная практическая работа по следующим направлениям:
- секция гидролов "Живая вода" изучает экологическое состояние водоемов;
- секция ботаников и зоологов "Природа в опасности" работает по изучению биологии и ареалов распространения рыб в Братском водохранилище и реке Вихоревка, выявляет различные экологические нарушения;
- секция "Экологическая карта" составляет карты, схемы, диаграммы, таблицы, выпускает газеты, определяет количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу и водоемы Братского района, физические свойства воды реки Вихоревка, изучает состояние атмосферы станции Вихоревка с помощью растений-индикаторов;
- секция "Экологической экспертизы". Экология человека анализирует проблемы выживания и жизнедеятельности человека в условиях чрезвычайной экологической ситуации в Братском районе (город Братск), выявляет благоприятные и опасные для пребывания человека мест.
Программа состоит из законченных блоков. Это позволит ученику, если он понял, что выбор ошибочный, пойти в следующей четверти (полугодии) на занятия по данному выбору или перейти из одной секции в другую.
Предлагаемый курс предпрофильной подготовки девятиклассников не дублирует базовый курс "Экология", а способствует формированию знаний экологического содержания, развитию его личности, его познавательных и созидательных способностей, самостоятельной деятельности и личной ответственности за индивидуальный выбор профиля, успешности обучения в профессиональной школе, то есть ключевого компетентностного подхода образования.
Виды деятельности
В программе задействованы характерные для физико-математического, естественнонаучного и технического профилей следующие виды деятельности:
- наблюдение и экспериментальная работа;
- работа с текстами и ресурсами глобальной сети Интернет;
- проектная деятельность;
- публичные выступления, рассказ, беседа, лекции, работа с учебной книгой и дополнительной литературой, наблюдения, опыт, лабораторная и самостоятельная работа, экскурсии, викторины, конкурсы, экологические практикумы, сотрудничество с учреждениями и предприятиями станций Вихоревка, Братска, Падуна. Учащиеся подготовят рефераты на школьную научно-практическую конференцию, доклады ко Дню Земли.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- источники загрязнения окружающей среды;
- основные загрязняющие вещества;
- термины основных изучаемых понятий;
- экологические проблемы своего края, области;
- правила здорового образа жизни, экологической безопасности;
- факторы антропогенного воздействия на природную среду, здоровье человека;
- адаптированные возможности своего организма.
Учащиеся должны уметь:
- обосновывать влияние экологических факторов;
- определять содержание нитратов в продуктах питания SO2 растениями-индикаторами;
- оформлять свои наблюдения;
- пользоваться научной и дополнительной литературой;
- готовить сообщения, рефераты и публично выступать;
- выдвигать предложения, уметь их формулировать.
Ожидаемые результаты и система оценивания
Ожидаемый результат:
- учащиеся приобретут навыки предпрофильной подготовки, выберут профиль деятельности; сформируется положительная мотивация обучения на планируемый профиль;
- получат представления о состоянии окружающей среды, обогатят свою память зрительными образами антропогенного влияния на природу;
- расширят знания об устойчивом отрицательном изменении окружающей среды и о пути выхода из создавшихся экологических ситуаций;
- научатся вести наблюдения за состоянием природной среды и влиянием ее на здоровье человека, высказывать свое мнение о мероприятиях, направленных на улучшение экологии природы, работать с дополнительной и специальной литературой;
- приобретут навыки и умения в определении загрязнителей;
- познакомятся с современными технологиями, роль которых существенно возрастет на профильном обучении; со спецификой видов деятельности, которые станут в будущем для них ведущими; выбор пути получения образования в профессиональной школе.
Система оценивания
Система оценивания достижений учащихся, предлагаемая в программе, соответствует цели и задачам курса. Оценивание построено на суммировании промежуточных достижений, связанных с защитой рефератов, сообщениями и публичными выступлениями; выполнении самостоятельных и практических работ; проведении входного и итогового тестирования. С целью определения динамики интереса предполагается: собеседование в процессе работы, анкетирование на последнем занятии.
Курс обеспечения
Методическое обеспечение программы
- Сборник экологических задач, лабораторных работ и деловых игр по химии, биологии и физике, Е.Н. Дзятковская, профессор;
- Учебно-методическое пособие, Экология, Тесты, В.Н. Кузнецов;
- Школьный практикум, В.В. Пасечник;
- Водные биоценозы, В.А. Румянова;
- Зоологические экскурсии, В.Г. Шиленков;
- Методы отбора проб воздуха, воды и почвы для исследования окружающей среды, М.Ф. Савченков;
- Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии, В.Н. Кузнецов;
- Ежегодный Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Иркутской области", Главное управление МПР России;
- Проект Института Открытое Общество (фонд Сороса) "Окружающая среда Братского района", авторская работа, Э.Н. Фоменко;
- Стендовый доклад "Сохраним наш мир" - материал о видах деятельности экологического отряда, предоставленный на 2-й сетевой экологический слет школ железнодорожного транспорта России, Э.Н. Фоменко;
- Подобранный и обобщенный материал по темам курса "Климатическая, географическая характеристика Братского района"; "Санитарно-токсилогическая характеристика загрязнителей", отчет Института гигиены труда и профзаболеваний Восточно-Сибирского центра СОРАМН;
- Рефераты, доклады Всероссийских, сетевых, областных, дорожных научно-практических конференций г. Москвы, Северобайкальска, Иркутска:
- "Экология водоемов бассейна Братского водохранилища";
- "Антропогенное влияние на водные ресурсы Братского района";
- "Антропогенное влияние на ихтиофауну Братского водохранилища" (в пределах района);
- "Изменение растительных сообществ под влиянием деятельности человека";
- "Окружающая среда и здоровье человека";
- Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио":
- "Редкие и исчезающие растения Иркутской области";
- "Антропогенное влияние на окружающую среду Братского района";
- "Влияние нефтепродуктов на биоценозы".
- Творческие работы учащихся.
Материальное обеспечение программы
- Лаборатория "Пчелка" - набор индикаторов для проведения лабораторных работ.
- Фотоаппарат "Kodak".
- Диктофон "Soni".
- Видеоматериалы:
- "Способы определения загрязнения среды";
- "Акклиматизанты Братского и Усть-Илимского водохранилищ";
- "Биосферный Байкальский заповедник";
- "Озеро Байкал";
- "Рыборазводный завод о. Теньга";
- "Ст. Огневка. Влияние нефтепродуктов на растения. Разлив нефтепродуктов";
- "Ст. Вихоревка. Способы очистки воды";
- "Гидрологическая обсерватория п. Падун";
- Микроскоп.
- Гербарные принадлежности.
- Химическая посуда.
- Химические реактивы.
- Письменные принадлежности
Литература
- Е.С. Андрюшина, О.А. Плющева "Воспитание экологической культуры школьников", м:, ЦАДЖ, 1997, статья Э.Н. Фоменко "Исследование окружающей среды".
- В.И. Блинников, А.И. Блинникова "Биологические экскурсии в природу", Рязань, Горизонт, 1993.
- Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Иркутской области", Иркутск, Роском экологии России, 2003.
- Е.Н. Дзятковская "Экология и здоровье", 1, 2 ч., Иркутск, Арком, 1994.
- Е.Н. Дзятковская "Сборник экологических задач, лабораторных работ и деловых игр по химии, биологии, физике, Иркутск, Папирус, 1993.
- А.И. Демин "Эколого-географическая характеристика зооценозов Прибайкалья", Иркутск, Прикладные технологии, 1999.
- А.Н. Дорохина, А.С. Нехмодова "Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии", м:, Просвещение, 1990.
- Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник "Экология", м:, Дрофа, 2001.
- В.Н. Кузнецов "Справочник и дополнительные материалы к урокам экологии", м:, Дрофа, 2002.
- Л.Л. Миргулис, Э.К. Кобзарь "Изучение состояния малых рек и озер своей местности", Новосибирск, Центр экологической инициативы, 1999.
- Проект Института Открытое общество Фонда Сороса, окружающая среда Братского района, Сертификаи-Гранта=02D707W10, Э.Н. Фоменко.
- В.В. Пасечник "Школьный практикум. Экология",м:, Дрофа, 2001.
- В.А. Румянова "Водные биоценозы Прибайкалья", Иркутск, Прикладные технологии, 2005.
- М.Ф. Савченков, Е.П. Лемешевская "Медицинская экология", Иркутск, Иркутский университет, 1989.
- Э.Н. Фоменко "Окружающая среда Братского района", Новосибирск, Институт Открытое Общество, Грантовый сертификат =02D707W10, 1998.
- В.Г. Шиленков "Зоологические экскурсии", Иркутск, Прикладные технологии, 2001.