Значение игры в работе с детьми

Разделы: Начальная школа


“Делу – время, потехе – час”, гласит мудрая народная поговорка. Ребята привыкли отдавать свой досуг веселым развлечениям, увлекательным играм. Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем более в этом нуждается ребенок. подросток, для которого игры – это возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы.

Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд. Хорошая игра требует от играющих различного рода усилий, направленных на достижение целей. То есть на преодоление возникающих в ходе игры препятствий. Игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности выполнения игровых заданий, к ответственности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которой она перестает быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина играющих. Наконец в игра, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе – все то, без чего не мыслим успех. А ведь наличие всех этих условий составляет основу и всякого плодотворного труда.

Подвижные игры, проводимые на воздухе, укрепляют здоровье детей, развивают их организм. Познавательные игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку, побуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства.

Можно было бы упомянуть еще о многом полезном и содержательном, что вносит игра в жизнь детей, но и сказанного более чем достаточно, чтобы увидеть в ней не только развлечение и забаву, заполняющие досуг школьника, но вместе с тем и одно из серьезнейших средств педагогического воздействия на ребят. Еще большее значение приобретает игра в деятельности детского коллектива, где момент активности, стремление школьника своими усилиями поддержать коллектив играют решающую роль.

Успех игры во многом зависит от условий, в которых она проводится. В силу этих условий одна и та же игра в одном случае вызывает живой интерес к ней играющих, в другом – воспринимается ими вяло, равнодушно, без увлечения. Умение правильно выбрать игру столь же важно, как и умение ее провести. Что же делает какую-либо игру интересной для одних и неинтересной для других?

В любой игре обязательно должно быть то или иное игровое препятствие, без чего игры не существует. Соревнования между игроками в преодолении препятствий и является “внутренней пружинкой” игры. Чем туже закручена эта “пружинка”, тем острее и оживленнее игра, тем больше увлекает она участников. Затевая игру, надо всегда исходить из количества желающих принять в ней участие, стремясь к тому, чтобы каждый получил возможность не формально участвовать в игре, а действовать в ней или же находиться в постоянной готовности к действию. Другими словами, надо стремиться выбирать в каждом отдельном случае такую игру, для которой налицо наиболее благоприятные условия ее проведения.

Успех игры зависит не только от умелого выбора ее, но и от того, как она проводится. Организатор игры должен прийти к ребятам с готовой игрой, то есть с тщательно продуманным планом ее проведения. Ему заранее необходимо решить в какой момент он эту игру затеет и что будет служить для нее игровым полем – комната, площадка на школьном дворе или лесная полянка. Все необходимое для проведения игры должно находиться у него под рукой, об это следует своевременно позаботиться.

Предлагая новую игру, можно кратко, не вдаваясь в излишние подробности, объяснить ее, чтобы каждый знал, что он должен и чего не должен делать. Краткость изложения содержания игры и ее правил лучше дополнить наглядно – подкрепить показом. В этом отношении хорошую услугу организатору игры окажут его помощники из числа ребят, которых он заранее познакомил с новой игрой.

Не следует повторять одну и ту же игру много раз подряд. Игры, требующие большого физического напряжения, нужно чередовать с играми более спокойными.

Организатору игры часто приходится выполнять в ней обязанности судьи. Слово судьи – закон для играющих. Каждая игра может варьироваться в нужном для ее организатора направлении.

Подвижные игры – одно из любимых занятий ребят. Разнообразные игры, начиная от самых простых и кончая сложными спортивными играми, развивают немало полезных для жизни качеств: ловкость, быстроту, волю к победе. Подвижные игры – не только увлекательное занятие, они очень полезны для здоровья, так как развивают и укрепляют мышцы, воспитывают выносливость, улучшают обмен веществ. Они оказывают большое влияние и на умственное развитие детей. Играя, ребята должны запоминать правила, осмысленно и точно действовать, ведь во многих играх есть своя тактика!

Подвижные игры служат целям нравственного воспитания. Они способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.