Достижение нового качества образовния через реализацию компетентного подхода к здоровьесбережению

Разделы: ОБЖ, Общепедагогические технологии


Главное богатство любого государства – это  люди. Без потенциала человека рухнет любая экономическая система и бессильна самая передовая и прогрессивная «национальная идея». Поэтому одной из целей школьного  образования является сбережение и поддержание здоровья учащихся в их школьные годы. Вся моя деятельность в школе подчинена одной цели – созданию условий формирования здорового образа жизни детей, развитию здоровьесберегающих компетентностей, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья будущих граждан.  (Приложение 1).
Актуальность данной темы в том, что согласно теории человеческого капитала: «Человек – становится капиталом, если он является носителем способностей, мотиваций, знаний, умений и готовности к выполнению трудовых функций. Важно не просто уметь что-то делать, но необходимо хотеть делать то, что умеешь». Нами подготовлена книга методов и техник здоровьесбережения, применяемых в практике школы на уроке, на перемене и внеклассных мероприятиях.

Учащиеся нашей школы получают большой объём знаний, но в ситуациях, приближенных к жизненным, применить эти знания не всегда  могут, поэтому перед нами стоит задача решить возникающие проблемы через использование компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход является попыткой привести в соответствие цели образования и потребности рынка труда, ориентируется на заказ со стороны работодателей – тех, кому нужен компетентный специалист.

Ключевыми понятиями этого подхода являются такие термины как компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов; компетентность – это владение, обладание соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Основной характеристикой современного образования стало не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей здорового гражданина, для формирования которого нами соблюдаются несколько принципов здоровьесберегающих технологий (по Н. К. Смирнову):

1. Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока.
2. Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты.
3. Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности.
4. Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня.
5. Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.
6. Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.

Конечно, в силу определенных причин, нам не всегда удается придерживаться всех принципов здоровьесберегающих технологий, но использовать элементарные принципы мы стараемся. Яркие, эмоциональные уроки с использованием физкультурных упражнений, с примерами из жизни, делают урок насыщенным, интересным, продуктивным и полезным. А помогает в этом несколько простых здоровьесберегающих методов, которые мы используем:

1. Гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей.

2. Смена видов деятельности, так как однообразие утомляет (4-7  видов за урок по 7-10 минут). Но нужно помнить, что частые смены деятельности также утомляют детей. Этот момент урока должен быть тщательно продуман.

3. Использование на уроках не только словесного вид преподавания, но и наглядного, аудиовизуального, так как среди детей выделяют аудиалов, визуалов и кинестетиков.

4. Физкультминутки – обязательная составная часть урока.
На 15-20 минуте урока по 1 минуте из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями. Учащиеся 5-6 классов выполняют их с большим удовольствием, а старшие классы проводят их самостоятельно.
Желательно применять упражнения для мышечной релаксации и упражнения для профилактики зрительного утомления, которые прописаны в СанПиНах 2002 года.
Например: вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз или по тренажеру-трафарету над доской,. Повторить 4-5 раз. Упражнения можно со временем менять.

5. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, (влияние вредных привычек на системы органов, СПИД, ЗППП, профилактика гельминтозов, животные в медицине, лекарственные растения и т. д.).

6. Благоприятный психологический климат на уроке: доброжелательное отношение учителя, улыбка определяют положительное воздействие школы на здоровье.
Урок не полноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: шуток, поговорок, афоризмов. Стараемся избегать конфликтов. Психофизический комфорт – важнейшее условие предупреждения  утомления.

7. В течение урока обращаем внимание на позу ребенка (осанка).

8. Дети с нарушениями слуха и зрения сидят за первыми партами.

9. Часто болеющих детей рассаживаем дальше от наружной стены.

10. При использовании ИКТ стараемся соблюдать требования, приписанные в СанПиН.

11. Валеологические требования к школьной мебели прописаны в СанПин.
Кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее пространство.
Давно доказано, что цветовая гамма влияет на эмоциональное состояние человека, на его работоспособность. Такие цвета как синий, голубой, зеленый, желтый создают настрой «психического равновесия», повышают работоспособность в отличие от голых, однотонных стен. Очень положительно действует наличие в кабинете аквариума.

12. Недопустима задержка в классе после звонка на перемену.

Использование здоровьесберегающей технологии не требует от учителя специальной подготовки и больших затрат времени. Главное – результат:

  • Снижение утомляемости
  • Повышение продуктивности, работоспособности.
  • Изменение отношения к предмету, что особенно важно в 5-6 классах.
  • Создание устойчивой мотивации на ЗОЖ

Мы, учителя должны не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия. Способствующие сохранению и укреплению здоровья будущего полноправного гражданина общества.

Сегодня на основании  проведенных мониторинговых исследований можно утверждать, что по сравнению с 2005г. в два раза снизилась заболеваемость учащихся, а соответственно и пропуски занятий, усиливается активно-положительное отношение к предметам,  значительно улучшился социально-психологический  климат классов. Самое главное – в нашей школе ценность здоровья вышла с 6 места (2001г.)  на 1 место (2010г) и в течение последних лет занимает лидирующие позиции.

Литература:

  1. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно-эпидемиологические правила. СанПиН 2.4.2.1178-02 – М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора МЗ РФ.
  2. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под. Редакцией М.М Безруких, В.Д.Сонькина. – М.: Триада-фарм. – 2002 г.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.