Урок обучения грамоте "Звуки в, в'. Буквы В, в"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умения выделять звуки в,в.
  • формировать умение читать слоги, слова с изученными буквами.
  • развивать речь, логическое мышление, внимание.
  • отрабатывать навыки слогового чтения.
  • воспитывать активность, самостоятельность.

Оборудование:

  • лента букв,
  • слоги, слова(презентация),
  • листок с жуком Буквоедом,
  • слоговая таблица,
  • картинки: волк, лиса, лошадь, верблюд (презентация),
  • карты-схемы,
  • блокноты,
  • тыквенный листок со стихотворением,
  • динамическая картинка(тыква, забор, лук, картошка,огурцы, помидоры) презентация,
  • ребусы,
  • кубик с буквой в,
  • солнышко и тучки.

Ход урока

Оргмомент.

- Посмотрите, что у меня в руках? (кубик). Правильно. Сегодня на уроке мы должны будем сложить большой кубик из таких вот маленьких кубиков, а в конце урока увидим, что на нем написано.Тихонько сели. Я посмотрю, кто умеет красиво сидеть, и кто готов к уроку.

Повторение пройденного.

А) Работа с лентой букв.

- Вспомним звуки.

- Назовите и покажите гласные буквы?

-Почему они называются гласными?

- Почему гласные буквы а,о, у, ы- наверху, а буква и внизу?

-Назовите и покажите согласные буквы?

-Почему их называют согласными?

-Почему некоторые согласные буквы наверху, а некоторые внизу?

Б) Работа с чистоговоркой

Давайте поработаем над речью, чтобы речь была правильной, красивой, чистой.

-Что такое речь?

-Из чего состоит речь?

Проговариваем чистоговорку.

Ра- ра- ра- начинается игра.
Но-но-но- пошли с ребятами в кино.
Лу-лу-лу- стол стоит в углу.
Ты-ты-ты- кошка спряталась в кусты.
Су-су-су- было холодно в лесу.

В) Слоговое чтение

Сейчас мы почитаем слоги. Я показываю слог на экране, а вы хором его читаете.

На ко кот сук

Ра со ток ратк

Ла лы рот наст

Ту си крот стук

Сообщение темы урока.

А) Создание проблемной ситуации

-Какое сейчас время года?

Все насекомые и животные готовятся к зиме и запасаются едой. И вот сегодня к нам на урок пришел голодный гость. Это сказочный жук Буквоед. Он, к сожалению, съел пол-буквы. А какую букву он съел, вы должны догадаться сами.

- Какую он букву съел?

- А кто мне скажет, какие звуки она обозначает?

Но наш жук-буквоед пришел не с пустыми руками, он нам тоже принес кубик. Поставьте его рядом с первым кубиком.

Б) Слоговая таблица.

- Мы на прошлом уроке научились получать с этими звуками слияние. А сегодня мы с вами поставим эти слоги-слияния в слоговую таблицу.

(я показываю, а один кто-то по очереди читает и вставляет в слоговую таблицу)

Закрепление пройденного.

а) Отгадывание загадок.

-Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы возьмете в руки буквят, и в отгадках определите звук в- твердый или мягкий.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик - чирик, не робей,
Я бывалый:. (воробей)

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает, когда это бывает. (весной)

Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (верблюд)

Кто зимой холодной
Бродит в лесу голодный. (волк)

(картинку на магнитной доске)

- Напечатайте слово на доске, а остальные в блокнотах.

- Составьте схему слова.

- А теперь поиграем в слова. Закройте глаза. (добавляю и ) Откройте глаза, что изменилось?

- Какой звук обозначает здесь буква в?

- Еще раз закройте глаза.( меняю о на и)

- Что изменилось сейчас?(вилки)

Б) Работа по учебнику.

Жук-буквоед съел большую букву в, а маленькую спрятал кому-то из вас в учебник.

- Откройте учебник на с.75. Кто нашел букву? Маленькая буковка пришла вот с таким большим кубиком и хочет, чтобы вы его поставили на первый кубик.

- Найдите иллюстрацию в правом верхнем углу.

- Что нарисовано?

- Что ребята сделали с тыквой.

- Составьте предложение с этими словами.

В) Чтение слов по цепочке.

- Мы сейчас почитаем с вами слова, а ребята, которые хорошо умеют читать, почитают стихотворение про тыкву, которое прочтут нам позже.

Я тыкву посадил,
А озорница
Тишком, тайком ушла к соседу в сад.
И там решила поселиться:
Послушай, тыква, приходи назад.

-А теперь послушаем наших ребят.(читают)

- Понравилось стихотворение?

-О чем оно?

-Хорошо прочитали ребята?

-А теперь я вам прочитаю выразительно.

Физминутка. (точечный массаж, зрительная физ-ка)

Продолжение работы над темой

А) Динамическая картинка.

-Что вырастили ребята? Тыкву

-Где вырастили тыкву? На огороде

-А что еще растете на огороде?

Б) Чтение текста

А сейчас мы почитаем в учебнике о том, что растет на огороде.

-Кто вырастил лук?

-Что вырастила Лариса?

-Как можно назвать одним словом? Овощи.

Слова огород и овощи мы будем изучать на уроках русского языка, это словарные слова.

-Напечатайте 1 предложение в блокнотиках, а один человек пойдет и напечатает на доске.

-Докажите, что это предложение.

-Составьте схему предложения.

-Обменяйтесь блокнотиками и проверьте.

Физкультминутка. Отгадывание ребусов в движении.( шагая, сидя, прыгая, наклоняясь в стороны)

В) Работа с иллюстрациями

-Посмотрите на картинки.

-Назовите животных.

-На какие 2 группы можно разделить животных?

-Так ли Ирина и Вова раскрасили животных?(показать натуральный цвет животных на картинках)

-Каким цветом раскрашена лиса?

-Может быть она коричневой? да.

Лисы меняют свою окраску, чтобы спрятаться.

-Рассмотрите иллюстрации на с. 74.

-Сравните, какая здесь лиса?

-Прочитайте первое предложение.

-Как лиса ловила ворон?

-Какая лиса по характеру?

- В каких сказках мы встречаемся с хитростью лисы?

-Прочитайте второе предложение.

-Где происходит действие?

- Что делают дети?

-Что вы скажете о выражении "ловить ворон"?

-Есть у нас такие дети?

Итог урока.

Ну вот мы с вами выполнили все задания в учебнике. Теперь мы можем поставить последний кубик.

-Что у нас получилось? (в)

-С какой буквой мы учились читать слова?

Мы сегодня с вами вспомнили многих животных, есть такой писатель Б.Заходер, который писал для детей замечательные стихи о животных. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь выучить его дома. В нем говорится о верблюде.(показать)

-С какой буквы начинается слово верблюд? (читаю сихотворение)

-Посчитайте, сколько предложений в тексте?

(Поставить всех)

-Посмотрите, на кубике, под буквой есть дуга, вы сейчас возьмите солнышки, если урок понравился и тучку, если урок не понравился. Прикрепите их на эту линию, чтобы получилась улыбка.

-Урок окончен. Все молодцы!