Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "В гости Капелька пришла"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • Развитие представлений о свойствах воды, её агрегатных состояниях (пар, вода, лёд).
  • Освоение экспериментирования.
  • Развитие познавательной активности.
  • Развитие воображения через проживание

Материал:

  • Загадки о ручейке, о реке, о луже, о снежинке, о  дожде, о льде, о сосульке.
  • Емкости с замороженной водой, со снегом и льдом.
  • Картинки в слайд программе с изображением ручейка, реки, лужи, дождя, льда, сосульки, снежинки.(Приложение 1)
  • Чайник с кипяченой водой, зеркало.
  • Дидактическая игра «Где спряталась вода» (Приложение 2)

Предварительная работа:

  • Чтение стихотворения «Не тратьте воду зря», загадок, потешек.
  • Разыгрывание  русской народной сказки «Заюшкина избушка».
  • Чтение рассказа  К.Чуковский «Мойдодыр».
  • Придумывание рассказов о воде «Первый снег», «Грустный и веселый дождик», «Как я встретил ручеек».

Виды дифференцированного подхода:

  • По характерным  индивидуально-психологическим особенностям детей (по половому признаку)
  • На основе разнообразных форм оказания поддержки (совместное выполнение заданий, вспомогательные вопросы, сопутствующие указания, инструкции)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам в гости пришла Капелька и принесла с собой загадки. Вы ребята любите отгадывать загадки.

Загадки: (Приложение 1)

Быстро убегает прямо из-под ног,
Брызгами, играя, прохладный … (ручеек) (Слайд 2)

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует – оно задрожит.  (Лужа) (Слайд 3)

А за поворотом. Тиха и глубока,
Течет, качая лодки, широкая … (река) (Слайд 4)

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька и солона. (Море) (Слайд 5)

Он длиннющий,
Он большущий,
Он от тучи до земли...
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли. (Дождь) (Слайд 6)

Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка) (Слайд 7)

Зимнее стекло
Весной потекло. (Лед) (Слайд 8)

Забралась на карниз,
Нос повесила вниз.
На ночь слёзы прячет,
А на солнце плачет. (Сосулька) (Слайд 9)

Воспитатель: Вот капелька мы разгадали все твои загадки. Ребята, а что же есть общего в этих картинках? (Слайд 10) (Ответы детей) Конечно же, и снежинка и сосулька и река и ручеек все состоят из воды. Где вы еще ребята видели воду? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята помните, вчера мы с вами выносили на улицу окрашенную воду в формочках, а занесли с улицы снег и лед. Давайте посмотрим, что же получилось. И капельку возьмем с собой.

Дети и воспитатель подходят к столу, где стоят емкости со снегом и льдом, которые уже растаяли и превратились в воду, а также разноцветные ледышки. Рассматривают.

Воспитатель: Ребята, что же получилось? (Ответы детей) Вот что получается, снег и лед при таянии превращаются в воду, а вода при замораживании превращается в лед .
А вы ребята хотите посмотреть, как кипит вода. (Ответы детей) Проходите, садитесь на стульчики, вы ведь знаете, что от горячих предметов нужно находиться на безопасном расстоянии.

Воспитатель показывает детям, как кипит в чайнике вода.

Воспитатель: Что же выходит из чайника. (Пар) Ребята как вы думаете пар это вода? (Ответы детей)

Воспитатель берет стекло и держит над чайником. На стекле образуются капельки, а капельки это и есть вода. Вывод: пар это тоже частицы воды.
Капелька предлагает детям с ней поиграть, все дети превращаются в капельки.

Подвижная игра “Капельки”

Мы с вами капельки (каждый ребенок гуляет, где хочет). Капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек. Дети берутся парами, ручеек течет и впадает в море (дети делают большой круг, взявшись за руки).
Наш круг может менять форму, как и вода (круг вытягивается в овал). А теперь представьте себе, что воду наливали в кружку и поставили на горячую плиту. Что будет происходить? (Вода будет нагреваться). Каждый из вас – частичка воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. А ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе) – каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Надо встать поближе друг к другу. Обнять друг друга, чтобы стало потеплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички воды льда.
Капельки так понравилось с вами играть, что она вам дарит еще одну игру.

Дидактическая игра «Где спряталась вода» (Приложение 2)

Картинки будут делиться по дифференциации: для мальчиков и для девочек.

Мальчикам:

дерево растущее – стол или стул деревянный;
лед – песочная гора;
сосулька – кирпич;
снежная гора – санки;
арбуз – топор;
ледяной городок – детская горка.

Девочкам:

человек – кукла;
морковка – ножик;
цветы на клумбе – аппликация с цветами;
кипящий чайник – половник;
облако – солнце;
снежная баба – сумка.

На столах лежат карточки с изображением капельки (обозначающие воду), дети должны разложить картинки, в которых спряталась вода. Дети работают, потом проверяют друг у друга (мальчики у девочек, и на оборот).

Воспитатель: О чем мы ребята с вами сегодня говорили? (О воде). Где прячется вода? (Ответы детей). Кто нам в этом помог? (Капелька). Скажем Капельки спасибо.