Сравнение и оценка картин И.Левитана "Золотая осень" и "Март"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • учить детей понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении, что хотел выразить. Учить воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем для выражения замысла;
  • формировать у детей умение давать эстетическую оценку произведению (выражать настроение, которое оно вызывает.) Учить соотносить небольшой личный опыт переживаний и наблюдений с «картиной мира». Учить вести поиск настроения в самом пейзаже;
  • развивать умение воспринимать искусство;
  • обогащать словарь детей.

Материал.

1) Картины И.Левитана «Золотая осень», «Март».
2) Диск и записью музыки П.И. Чайковского «Времена года».
3) Для игры «Оживление пейзажа»: голубой шарф, красные и желтые листья.
4) Карточки «настроения» на каждого ребенка.
5) Игра «Составь картину» (картина-иллюстрация «Золотая осень», «Март» – разрезанная на  6 частей).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель читает стихи Бунина под музыкальное сопровождение П.И. Чайковского «Осенняя песня».

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.

Воспитатель:  Дети, а вам понравились эти стихи? (Да)
– О чем в них говорилось? (О лесе, об осени, о листике, о природе)
– А кто мне подскажет, как называют картины, на которых художники изображают объекты природы? (Пейзаж)
– А что такое пейзаж? (дети читают стихотворение про пейзаж):

Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная лавина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется – пейзаж.

Воспитатель: Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на картины, выставленные сегодня в нашей картинной галерее. Они вам уже знакомы.
– Дети, вспомните автора этих картин (дети называют).
– Назовите название каждой картины («Золотая осень» и «Март»)
– Как вы думаете, почему художник так назвал свои картины?
– Давайте внимательно рассмотрим картину «Золотая осень».
– Что вы видите на картине? (Прекрасный день осени. Роща пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен.)
– Какие деревья на картине? (Трепетные осины, золотые, багряные берёзы).
– Какое небо и река?
– Какое настроение охватывает вас, когда вы смотрите на картину?
– Какие краски здесь использовал художник? (Тёплые).

Физминутка.

– «Нарисуем рукой в воздухе деревья и листочки»;
– «Художник устал» (физминутка для глаз):

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, 1 – расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4, затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6.
3.  Глазами рисуем дерево (ствол и ветки).

Воспитатель: Сейчас мы с вами немного поиграем в игру « «Оживление пейзажа». Я предлагаю стать героями картины «Золотая осень». (Воспитатель застилает пол голубым шарфом, похожим на реку, изображенную Левитаном). Чтобы оживить пейзаж, предлагаю «войти в картину» в качестве персонажей. «Багряный куст» (мальчику дать красные листочки) приседает возле реки. Вслед за «кустиком» бегут пять подружек – две пары и одна, что у самого холста (им раздать желтые листочки). Еще одна из девочек изобразит одинокую берёзку – ту, которая стоит на противоположном берегу. Остальные дети – зрители. Они сравнивают композиции – ту, что на картине, и «живую» – и дают характеристику.

– Дети, что вы почувствовали, когда представили себя в роли героев картины? (Ответы детей).
– Понравилась ли вам игра? (Ответы)

Физминутка «Листики»

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тих сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Закружились, полетели
И на землю снова сели.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим картину «Март». Как вы думаете, почему И.Левитан назвал именно так? (Ответы детей). А что нарисовано на этой картине? (Деревянный дом, у крыльца – лошадка, неподалеку темнеет лес)

Воспитатель: Кажется, что в картине нет ничего особенного. Наверно, ранним утром здесь было ещё сумрачно и морозно. Но взошло солнце, и все преобразилось: небо стало ясным, нежно-голубым. Подталый снег медленно сползает с крыши – вот-вот упадет. Дверь в дом распахнута… Тихо! Солнечным лучам ничто здесь не мешает согревать землю. Присмотритесь к стенам дома. Какими их изобразил художник? (Золотистыми). На фоне темной хвои стволы берёз совсем светлые, а вверху пустой скворечник (Почему?). Обратите внимание в глубину картины. Что вы видите? (Много снега). Какие здесь краски использовал художник? (Холодные). Назовите их (Серые, темно-синие). Что вы чувствуете от этой палитры красок? (Что еще холодно и морозно).
– Какое настроение навивает эта картина? (Грустное).
– В какое время года рисовал художник эту картину?
– Можно ли определить, в какой месяц весны?
– У вас на столе лежат по два макета «настроения» J,  L и вы должны определить, какая картина приносит радость, какая грусть?

Сообщить результат оценки.

Игра: Дети делятся на 2 команды. Каждому ребенку предлагается конверт с разрезными картинками. (одной команде картины «Золотая осень», другой – «Март»). Чья команда быстрее сложит из разрезанных кусочков картины.
Воспитатель:  Молодцы, теперь у каждого из вас есть своя картина И.Левитана. Давайте еще раз  повторим названия картин.

Подведение итога занятия.