Цели:
- изучить характерные особенности отрядов класса Пресмыкающиеся, познакомить с их представителями;
- продолжить развитие умения анализировать дополнительный материал, обобщать, делать выводы, работать с наглядным материалом;
- воспитывать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: таблицы, муляжи, влажные препараты, телевизор, видеофильм «Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», видеомагнитофон, ноутбук, рисунки, фотографии.
ХОД УРОКА
Класс разбить на три группы. На столах находятся муляжи пресмыкающихся, влажные препараты, рисунки, фотографии.
1. Вопрос классу: какую цель можно поставить, исходя из темы урока? (Обсудить в группах).
2. Учитель: класс Пресмыкающихся насчитывает более 8 тысяч видов. Класс включает в себя такие отряды, как Клювоголовые, Чешуйчатые, Крокодилы и Черепахи.
На доске заполняется схема:
Отряды:
Клювоголовые | Чешуйчатые | Крокодилы | Черепахи |
1. Гаттерия | 1. Подотряд Ящерицы – гекконообразные – игуанообразные – сцинкообразные – веретеницевообразные – варанообразные 2. Подотряд Змеи – червеобразные – низшие змеи(питоны и удавы) – высшие змеи (ужи, аспидовые, морские, гадюковые, ямкоголовые) |
1. Аллигаторы 2. Настоящие крокодилы 3. Гавиалы |
1. Скрытошейные 2.Морские 3. Мягкотелые 4. Бокошейные 5. Бесщитковые |
Учащиеся записывают схему в тетрадь.
3. Демонстрация фрагмента видеофильма «Пресмыкающиеся»
Вопрос классу: представителей каких отрядов пресмыкающихся вы увидели?
4. Работа в группах
На столах находятся сопроводительные карточки «Вопросы и задания для учащихся».
Пример карточки:
Задание №1: рассмотрите муляжи на столах, влажные препараты, рисунки, фотографии. Прочитайте отрывки из параграфа 42, расскажите об общих признаках отрядов пресмыкающихся и их представителях.
I группа – Отряд Чешуйчатые (ящерицы и змеи).
II группа – Отряд крокодилы и Отряд черепахи.
III группа (эксперты) – работают с научной и
занимательной литературой.
Задание №2: дополнения экспертов.
Задание №3: Ответить на вопросы:
А) Почему пресмыкающиеся получили такое
название?
Б) Какие особенности строения и поведения змей
породили суеверия?
В) Какие безногие ящерицы встречаются в наших
лесах?
Г) Почему А.П.Чехов дал одному из своих рассказов
название «Хамелеон»? В каком смысле употреблено
это слово?
Д) Какая ящерица охотится за оленями и кабанами?
Е) Каких пресмыкающихся разводят в питомниках?
Задание №4: решение экологических задач.
5. Учитель: внимательно прочитайте и выполните задание № 1.
Каждая группа изучает определённый отряд пресмыкающихся (по учебнику) и рассказывает о его признаках и представителях.
I группа – отряд Чешуйчатые
II группа – отряд Крокодилы и отряд Черепахи
III группа (эксперты) – работают с научной и
занимательной литературой
6. Дополнения экспертов (5 человек):
А) Гаттерия.
Клювоголовые – очень древняя группа,
появившаяся около 220 млн лет назад. Их
современный представитель – гаттерия. Гаттерия,
или туатара, внешне очень напоминает ящерицу с
массивным телом, большой головой и пятипалыми
конечностями. От затылка по спине тянется
невысокий гребень из треугольных
вертикальных пластинок. Окрашена в тусклый
оливково – зелёный цвет, на боках есть жёлтые
пятна. На верхней стороне головы, несколько
позади глаз, под кожей скрыт своеобразный
орган – так называемый теменной глаз. Его
функция ещё не вполне известна. Хотя он и
обладает светочувствительностью, но не
используется как орган зрения, а служит лишь для
восприятия степени освещённости окружающей
среды. Питается гаттерия насекомыми, червями,
моллюсками, рачками, мелкими ящерицами, яйцами и
птенцами. Максимальная длина тела около 75 см, из
которых примерно половину составляет хвост.
Сейчас гаттерия населяет маленькие островки в
океане около островов Новой Зеландии.
Б) Гигантский (комодский) варан
Обитает на острове Комодо. Это самая крупная ящерица длиной до 3 м и массой до 165 кг. Большую часть времени проводят на суше, но могут отлично плавать. Добычу выслеживает, может часами за ней наблюдать. Передвигается бесшумно, когда расстояние между вараном и жертвой сокращается до минимума, он производит стремительный бросок, схватывает её зубами или предварительно наносит ей сильнейший удар хвостом. Слюна варана содержит опаснейшие бактерии, которые могут вызвать заражение крови. Размножаются вараны яйцами. Занесены в Красную Книгу.
В) Черношейная кобра
Обитает в саваннах Африки. Длиной до 2м. Подвергшись нападению, кобра всегда отражает его точным и молниеносным «выстрелом» яда в глаза. При каждом «выстреле» выбрызгивается в среднем 3,7 мг яда, причём в состоянии большого раздражения может выстреливать яд до 28 раз подряд. При такой «пулемётной очереди» змея расходует до 135 мг яда – практически весь его, имеющийся в ядовитых железах. Измерения показали, что мускулы, выдавливающие яд из желёз, создают мгновенное давление до 1,5 кг/см2.
Г) Слоновая черепаха
Обитает на Галапагосских островах. Громадный
панцирь бывает длиной до 110 см и
высотой до 60 см. Масса взрослых черепах
составляет около 100кг, а отдельных экземпляров до
400кг. Очень любят воду, пьют её понемногу и охотно,
лёжа в иле. До 17 века на островах жило огромное
множество черепах. Но за три столетия было
уничтожено большое их количество, по примерной
оценке примерно 10 миллионов этих животных. Мясо
черепах широко употребляется в пищу и в свежем, и
в засоленном виде, а из жира получают
замечательное прозрачное масло. Все подвиды
слоновой черепахи внесены в Красную Книгу как
находящиеся под угрозой исчезновения.
Д) Питомники змей
Ещё в далёком прошлом ядовитых змей считали
источником разнообразных целебных веществ,
излечивающих многие болезни. Недаром
изображение змеи вошло в эмблему медицины. От
укусов ядовитых змей, особенно в тропических
странах, страдает немало людей. Для того чтобы
приготовить противозмеиные сыворотки стали
создавать питомники змей. Подобные питомники
организованы в Бразилии, Индии, странах Африки и
Азии. Крупнейшие питомники созданы в
Ташкенте, Ашхабаде, Московской области и т.д.
Змеиный яд применяют для приготовления
противозмеиной сыворотки, для лечения болезней
сердца, бронхиальной астмы, радикулита, болезни
суставов и других. Также яд используют как
кровоостанавливающее средство.
Для получения сыворотки в тело лошади в течение 16
месяцев впрыскивают возрастающие дозы змеиного
яда, начиная с безвредной. После этого она
переносит восьмидесятикратную смертельную дозу.
Кровь такой лошади очищают, испытывают её
действие на животных и запаивают в ампулы.
Сыворотку вводят укушенному змеёй человеку, и он
почти всегда выздоравливает, даже если
впрыскивание сделано через несколько часов
после укуса.
Змеи в питомниках редко доживают до 2-3 лет.
Поэтому после нескольких взятий яда их метят
и отпускают на волю.
7. Презентация «Отряд Крокодилы» (автор – ученица 7 класса Перевалова Есения) (Приложение 1)
8. Учитель: выполните задание № 3 (ответить на вопросы), (см. карточку).
9. Учитель: выполните задание № 4 (решение экологических задач).
Экологические задачи:
А) До 30% смертности морских черепах вызвано проглатыванием пластмассовых предметов. Почему употребление подобной «пищи» приводит животных к гибели?
(Ответ: живые организмы способны перерабатывать разнообразные вещества, естественно производимые в природе. Многие же синтезированные человеком вещества живые организмы перерабатывать не могут или же при их разложении образуются вещества, опасные для жизни).
Б) Однажды молодой археолог в степи сильно устал и лёг спать, не раздеваясь, на спальный мешок. Утром, открыв глаза, он почувствовал, что на груди что-то лежит. Это была степная гадюка. Осторожно, чтобы не разозлить змею, археолог сбросил её, и она уползла. Почему змеи ползут к спящим людям?
(Ответ: у змей температура тела непостоянная. У человека же и ночью сохраняется постоянная температура тела. С помощью специальных органов – термолокаторов – змеи улавливают тепло. В холодное время суток (ночью) они ползут на тепло человеческого тела).
В) Большинство рептилий не проявляют особого
интереса к судьбе своего потомства.
Но самки некоторых видов крупных питонов,
отложив яйца, не уползают прочь, а, обвившись
кольцами вокруг них, охраняют, пока не вылупится
потомство. При этом они всё время совершают
мышечные сокращения. Объясните поведение
питонов.
(Ответ: дело здесь не только в защите. При мышечных сокращениях выделяется тепло, которое согревает отложенные яйца).
Г) Однажды в холодный осенний день из Вьетнама в адрес российского зооцентра прибыл редкий живой груз – 24 удава. Принимавший животных специалист без опаски брал в руки каждое животное и рассматривал их. Таможенники решили, что зоолог загипнотизировал змей, так как животные вели себя очень спокойно. Как бы вы объяснили поведение удавов?
(Ответ: дело не в гипнозе. Малая активность удавов связана с низкой температурой окружающей среды, так как от неё зависит температура тела змей).
Д) Подкараулив мышь, гадюка сделала резкий бросок и укусила свою жертву. Но вместо того, чтобы удерживать её, – отпустила. Как вы это объясните?
(Ответ: змея ждёт, когда подействует яд. Свою жертву она найдёт по запаху и с помощью терморецепторов).
10. Домашнее задание: параграф 42. Напишите рефераты о представителях класса Пресмыкающиеся (по желанию).
Список литературы:
- С.С.Молис «Активные формы и методы обучения биологии» (животные).
- Т.А.Бабакова, А.П.Момотова «500 экологических задач».
- А.Г.Банников «Жизнь животных», т. 5.
- И.Г.Сосновский «Редкие животные мира».
- «Книга для чтения по зоологии».
- В.М.Константинов, В.Г.Бабенко «Биология. Животные», 7 класс.
- Учебно-наглядное пособие по курсу Биология, раздел «Животные».