Цель: Научиться заполнять схему состава объекта, записывать адреса составных частей. Формировать регулятивные и коммуникативные умения, развивать логическое мышление.
Оборудование: медиапроектор, интерактивная доска (её основные инструменты), компьютеры.
Ход урока.
1. Мотивирование к учебной деятельности
Проверим готовность к уроку, порядок на рабочем месте. (Презентация. Слайд 1)
ПОСЛОВИЦА (Слайд 2)
2. Актуализация знаний
Беседа: (Слайд 3)
-Назовите тему четверти. ( объекты)
- Объясните, как вы понимаете, что такое «Объект»? (ответы детей)
- Правы ли мы были, прочтем со слайда? ( Слайд 4) ( объект - общее название любого предмета, живого существа, явления или события, на которое направлено внимание человека)
-Раскроем понятие объекта более подробно. (Слайд 5)
1) Индивидуальная работа на компьютере.
- Предлагаю выполнить задание по составу объекта (Приложение 1)
2) Работа в паре.
- Остальные ребята проводят взаимопроверку и взаимооценку домашнего задания с образца
( Слайд 6)
- Кто получил от товарища «5», «4», «3»?
- Назовите общие признаки объектов? Отличительные?
- Теперь проверим индивидуальную работу на компьютерах. Составные части объекта должны быть следующими. (Слайд 7) (самопроверка с доски) Кто выполнил верно?
- Все ученики на листочке самооценки оцените свою работу на этом этапе (дети ставят + или -). (Приложение 2)
Вывод: любой объект имеет свойства и состав.
Используется инструмент интерактивной доски – шторка. Слайд закрывается. (Презентация во время выполнения следующего задания не нужна, глаза детей «отдыхают» от экрана)
3. Постановка учебной задачи (через создание проблемной ситуации)
-Предлагаю вам выполнить работу в группе. Раскройте состав объектов:
- 1 группа: школа;
- 2 группа: этаж;
- 3 группа: кабинет
Проверка работы. К доске выходят представители от каждой группы и на доске выставляют схемы своего объекта, это карточки, на которых написаны слова. (Например: школа – этажи, стены, лестницы, и т. д. Этаж: пол, кабинеты, окна, и т. д. Кабинет: двери, доска, окна, парты…)
- Посмотрите на доску, состав какого объекта в целом мы описали? (это школа)
- В целом объект «школа» состоит из частей и каждая часть имеет свой состав.
4. Формулирование темы и цели урока
-Как можем назвать то, что у нас получилось? ( схема)
- Что представлено схемой? ( состав объекта «школа»)
-Попробуем сформулировать тему ( дети предлагают свои формулировки)
Открываю «шторку», на слайде написана тема. (Слайд 8)
- Чему вы сегодня хотели бы научиться, какую цель поставим на этот урок? ( фиксируются на доске в виде записи)
- Научиться составлять схему состава объекта.
- Научить определять место части объекта ( адрес составной части)
-Кто понял тему урока? Цель? ( дети проговаривают)
-Оценим на листке самооценки качество своей работы + или -.
Закрываю инструментом «шторка» слайд презентации.
5. Открытие нового знания
- Что нам поможет решить поставленные задачи? ( необходимо обратиться к учебнику, выполнять предложенные упражнения)
-Выполним упражнение №5 с. 33. Прочитаем задание. Что изображено? Какие составные части указаны? Рисунки помогут определить оставшиеся части объекта.
Ребята работают в паре.
-Проверьте правильность выполнения упражнения по слайду ( шторка открывается)
( Слайд 9)
-Кто указал такие же составные части? У кого другие? Можно ли сказать, что это верно?
- Частью какого объекта является ядрышко? Скорлупа? Мякоть?
- Как определили? ( помогла схема)
- По схеме легко определить место – адрес составной части.
-Что напоминает вам эта схема? (ветвящийся алгоритм)
- Чему вы учились с помощью этого задания?
- Оцените качество своей работы (+ или-) на листочке самооценки.
6. Физминутка (Слайд 10 с музыкальным фрагментом, слайд имеет серый фон, давая таким образом возможность отдыха для глаз)
Проводят ученики.
7. Первичное закрепление
- Вспомним цель урока.
-Кто понял, как составить схему объекта? У кого были трудности?
- Лучше научиться составлять схему объекта поможет упражнение № 6 с.33. Рассмотрите, что изображено на слайде? ( Слайд 11)
- Сколько планет в Солнечной системе? Назовите самую маленькую планету? Большую? Какая планета ближе к Солнцу? Дальше от Солнца?
-Читаем задание к упражнению. Как выполнить задание?
Фронтальная работа по выполнению этого упражнения, используется инструмент интерактивной доски лупа или подсветка. Дети ведут запись по ходу выполнения. ( Слайды 12,13) ( Идея заключается в том, что учитель, перемещаясь по поверхности слайда, с помощью инструментов интерактивной доски выделяет именно тот фрагмент, который нужен для определения адреса объекта)
-Чему учились? Кто лучше стал разбираться в составлении схемы состава объекта?
-Выполним задание устно. Определите объект по его составу:
- корпуса, цех, станки, оборудование, производственные раздевалки…
(завод) ( Слайд 14)
- кубрики, отсеки, кают – компания, управляющий центр, реактор, радар, перископ…
(подводная лодка) ( Слайд 15)
На наших заводах «Северное машиностроительное предприятие» и «Звездочка» строятся большие подводные атомные лодки, которые защищают границы нашей Родины. У многих детей родители работают на этих важных объектах и выполняют значимую для всей страны работу.
Презентация закрывается «шторкой».
- Продолжим закреплять умение составлять схему объекта. Выполним №7 с. 34 в группах.
Проверка работы. (Слайд 16)
Представители каждой группы выходят к доске. «Шторка» открывается, ученики пишут свои ответы, используют инструмент интерактивной доски – перо.
1 группа пишет адрес Эльфа, 2 группа - адрес Хмурика, 3 группа - адрес Шишкоеда.
- Оцените свою работу + или – на листочке самооценки.
Запись домашнего задания в дневник. (Слайд 17)
8. Физминутка для глаз (музыкальный фрагмент)
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
- Чему сегодня учились?
- Кто хотел бы попробовать самостоятельно составить схему объекта? Выполним индивидуальное задание на компьютере. В программе PowerPoint создать слайд с графической схемой объекта - КОМПЬЮТЕР. (Слайд 18)
Всем предложена папка с изображениями комплектующих компьютера, которые вы можете использовать в создании схемы. По желанию, для набора текста используйте объекты WordArt.
(Дети работают в течение 7 минут.)
-У кого получилось? Оцените себя на листке самооценки + или-.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
-Назовите тему урока. Цель урока? Достигли ли мы её? Обратитесь к своему листку самооценки. У кого 5 плюсов? Поставьте себе отметку 5. У кого 4 плюса? Поставьте отметку 4. Есть ли дети, кто поставил лишь 3 плюса? В каком моменте вы испытывали затруднение?
В завершение урока хотелось бы сказать: «Любой реальный объект бесконечно сложен». (Слайд 19)
- Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. (Слайд 20)