Цели и задачи:
- углубить знания учащихся о военных полководцах, военноначальниках, которые ценой своей жизни защищали Родину.
- прививать у школьников интерес к историческому прошлому, своим традициям;
- воспитание нравственности, патриотизма, выполнения гражданского долга перед Родиной.
Оборудование: картины, слайд-презентация, компьютер, интерактивная доска.
Введение
Влияние христианства на духовный мир русского человека было столь велико, что побуждало их во славу Христа к служению людям, вдохновляло их на подвиг.
Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе,
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной.
Если скорби земные
Жалом в душу впились, —
Верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись.
Есть у подвига крылья
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья,
Выше мраков земных.
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков
Гордой черни людской. (См. слайд 2)
Жизнь, считают христиане, дана человеку для служения Богу и ближним. Защищая своё Отечество, совершая добрые дела, христиане находили свой путь жизни. Таким путём шли люди, которых почитают как героев. Многие из них прославлены как христианские святые.
Русская история хранит в памяти много имён святых героев. Это не просто добрые и сильные люди. Герой добрыми делами служит Богу. Герой всегда самоотвержен, полагая душу свою за ближних. Христиане считают, что рождение в народе героя — это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжёлые времена. (См. слайд 3)
1. Боевые подвиги в Древнерусском государстве
Велико наше Отечество — Русская земля. Но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Россию, немало тяжёлых бедствий пережила она. Во всех невзгодах герои жертвовали собой (отдавали свою жизнь), защищая Родину и христианскую веру. Среди них – имена святого воина Ильи Муромца, святых князей Александра Невского, (См. слайд 4).Дмитрия Донского. Именно на примерах жизни этих людей на уроках духовного краеведения можно начать рассматривать тему подвига, героизма и формирования патриотических чувств.
Святой богатырь ИЛЬЯ МУРОМЕЦ (См. слайд.5)
В русских былинах сохранились предания о подвигах богатыря Ильи Муромца. После воинских подвигов он провёл последние годы жизни монахом Киево-Печерской лавры. Он прославлен Православной Церковью как святой преподобный воин, сменивший меч воина на духовный. И сегодня его мощи покоятся в древнем городе Киеве, по ним видно, что у него долго болела спина («тридцать лет и три года на боку»), преподобный Илья почивает, сложив пальцы правой руки, как это принято в Православной Церкви, для крестного знамения. А на левой руке его видны следы раны от удара копьём.
Ради защиты своего Отечества, он уверовал в свои силы, и на самом деле сначала он становится сильным духовно, а потом и сильным физически.
Святой благоверный князь АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (См. слайд.6)
В удельном периоде Руси опасность пришла с Запада – рыцарские ордена и с Востока – монголо-татары.
Александр Невский был мудрым, справедливым русским князем и полководцем, который стал во главе русского войска и спас русскую землю от угрозы с Запада.
Юный князь Александр принял от своего отца обязанность — защищать и охранять Русскую землю от врагов. Защита Родины и веры православной — это святая обязанность русских людей, считал он.
Перед началом битвы князь пришёл в храм и в словах молитвы обратился к Богу за помощью. А потом он сказал своим воинам, что они должны быть смелыми защитниками Родины, не бояться врагов, так как Бог всегда поддерживает справедливое дело защиты Отечества: «Нас немного, а враг силён. Но не в силе Бог, а в правде. Если Бог за нас, то кто против нас? Никакие враги не смогут одолеть. Идите с вашим князем!» И русские войска победили в XIII в. в Невской Битве и в Ледовом побоище.
Святой благоверный князь ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ (См. слайд.7)
Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы "во всех странах славно имя его".
При нём в 1368 и 1370 годах его войска отразили нападения на Москву литовского князя Ольгерда. А в 1380 году произошла знаменитая Куликовская битва.
Перед битвой он получил благословение от самого Сергия Радонежского.
Примечательно, что принесенная казаками в стан Вел. Кн. Дмитрия, Чудотворная Икона Божией Матери "Донская", была носима перед полками, и Дмитрий молился Владычице перед началом боя. В решительную минуту боя татары увидели несущихся с небес всадников. В это же время с тыла врезалась в их ряды русская конница Князя Владимира Андреевича. Татар объял ужас, и бой кончился полным их поражением. Подобное же видение видели и воины Дмитрия.
Во время куликовской битвы русский народ молился за них, в этот момент проходила служба, которую проводил Сергий Радонежский и русский народ.
2. Знаменитые полководцы XVIII века
XVIII век – это время не только многочисленных войн, но и время появления новых героев, таких как Потемкин и Суворов.
Но не все ребята, наверно, знают о том, что непобедимый генералиссимус Суворов, истинный христианин, собирался окончить свой путь в монастыре, о чем подавал прошение государю, а перед смертью написал покаянный канон, в котором он умолял Христа дать ему место "хотя при крае Царствия Небесного", взывая "Твой есмь аз и спаси мя". (См. слайд.8)
Могущественный Потемкин, которому, по словам Пушкина, мы обязаны Черным морем, чувствуя дыхание смерти, писал в своем "Каноне Спасителю": "И ныне волнующаяся душа моя и уповающая в бездне беззаконий своих ищет помощи, но не обретает. Подаждь ей, Пречистая Дева, руку свою, Ею же носила Спасителя моего и не допусти погибнуть во веки". (См. слайд.8)
Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков. Он сражался с флотами Наполеона и турецкого султана. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни. (См. слайд.9)
3. Прославленные полководцы XIX века
XIX век принес не меньше страданий России. В начале века началась Отечественная война с французами..
В 19 веке в каждой семье военных рядом с иконами находился портрет белого генерала, так называли Михаила Дмитриевича Скобелева. (См. слайд 10)
Еще в детстве во время несчастного случая на болоте его спасла белая лошадь. Поэтому белая лошадь стала для него добрым знаком и белый цвет мундира.
Резкий рост популярности Скобелева во многом объяснялся неординарностью его личности и умением завоевывать сердца солдат. Он писал, как преодолеть страх и
вырастить героев. В бою погибают трусы. Надо уповать на бога. Своим святым долгом он считал заботу о подчиненных, которых он обеспечивал горячей пищей в любых условиях боевой обстановки. Искренними и эмоциональными патриотическими лозунгами и живым обращением к войскам бесстрашный генерал воздействовал на них, как никто другой. Его сподвижник и бессменный начальник штаба Куропаткин вспоминал: "В день боя Скобелев каждый раз представлялся войскам особенно радостным, веселым, симпатичным... Солдаты и офицеры с доверием смотрели на его воинственную красивую фигуру, любовались им, радостно приветствовали его и от всего сердца отвечали ему "рады стараться" на его пожелания, Не забывайте, братцы, что нам вверена честь Отечества. Дело наше святое!" Своим примером, хорошего настроения, внешним видом он психологически настраивал своих солдат на победу, не трусить в бою.
В июне 1882 году он умер при очень странных обстоятельствах в московской гостинице "Дюссо". Официально был зарегистрирован "паралич сердца". Но по Первопрестольной ходили слухи: одни предполагали, что его отравили агенты иностранных государств или масоны, другие считали это политическим убийством. И до сих пор тайна его смерти остается тайной за семью печатями... ...Похороны Скобелева вылились в грандиозную народную демонстрацию. От церкви Трех Святителей до вокзала гроб несли на руках. Вдоль всего движения траурного поезда, до самой родины Скобелева - села Спасского, к железной дороге выходили крестьяне со священниками, - выходили целыми деревнями, городками с хоругвями и знаменами, все прощались с ним.
4. Люди подвига в XX веке
ХХ век – был веком гонения на русскую православную церковь. Великая отечественная война 1941-1945 годов стала переломным моментом в отношениях большевистской власти и церкви.
Г.К. Жуков (См. слайд 11)
Из воспоминаний дочери Марии Григорьевны Жуковой об отце:
Он не казался, не притворялся, а был самим собой, без всякой фальши. Прежде всего - он был крещен, учился в приходской школе, посещал службы Храма Христа Спасителя, получил воспитание в детстве в верующей семье - все это не могло не напечатлеть в душе его христианских истин" И это видно по плодам его жизни и поведения. О многом говорит описанный отцом случай, когда он пятнадцатилетним подростком бросается в чужую горящую избу, чтобы вывести оттуда больную старуху и детей. Мне кажется, что если подросток способен на такой героический поступок - спасти ближнего ценой собственной жизни – значит, вырастет из него настоящий человек. Георгия уже в 15 лет начали называть по имени-отчеству. На склоне лет отец, размышляя о войне, записал в своем блокноте: "...нет абсолютных героев, абсолютно мужественных военачальников. Если изображать героя таким, что ему чужды человеческие слабости, это будет явная фальшь. Героями становятся те, кто в минуты тяжелой обстановки сумел побороть страх и не поддаться паническому настроению".
Есть сведения, о том, как приезжал к старцу Оптиной Пустыни мой отец, тогда командир полка. Напутствовавший его последний Оптинский старец Нектарий. Как некогда преподобный Сергий благословил великого князя Димитрия Донского. Нектарий, видя духовным зрением, неисповедимые пути Господни, открыл будущему маршалу путь его служения Богу, Родине и людям. И не просто открыл, а благословил, сказав, как вспоминал он, что везде ему будет сопутствовать победа. "Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет».
Как и Александр Васильевич Суворов, на которого во многом равнялся отец, он был знатоком солдатской души. Денис Давыдов говорил о Суворове, что тот "положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение". То же самое, мне кажется, можно сказать и об отце.
После войны один солдат. Герой Советского Союза, при встрече с маршалом Жуковым сказал: "Спасибо вам, товарищ маршал, вы сделали меня Героем". Георгий Константинович ответил: "Спасибо вам, солдатам и командирам, - вы сделали меня маршалом".
В народе сохранилось предание о том, что Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери. Не так давно архимандрит Иоанн (Крестьянкин) подтвердил это. В Киеве есть чудотворная Гербовецкая икона Божией Матери, которую маршал Жуков отбил у фашистов.
Как гласит московское предание, перед битвой под Москвой чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из храма Тихона в Алексеевском была обнесена самолетом вокруг Москвы. Столица была спасена, а 9 декабря 1941 г. освобожден Тихвин.
После освещения, не с проста ударили 50-ти градусные морозы. У немцев, которые с биноклей уже видели Москву, замерзали стекла. В такой мороз у немецких танков, замерзал бензин, разбавленный водой. Именно в эти дни Сталинское руководство позволило освещать перед боями русскую землю, как и в былые времена, церковь встала на духовную защиту русского народа, забыв о гонениях и обидах.
В одной из своих проповедей архимандрит Кирилл говорит: "Надо отдать должное руководству страны, которое воздвигло такого гениального полководца, как Жуков. В прежние времена Господь воздвигал для России Суворова, Кутузова. В наше время Георгий Жуков - это была милость Божия. Мы обязаны ему спасением".
Чем иначе, как не особой помощью Божией, объяснить, например, то, что отец не спал во время битвы под Москвой одиннадцать суток подряд. Человеческому организму, даже очень крепкому, такое не под силу... Гвардии капитан Нелипа Н.Р., поздравляя отца с шестидесятилетним юбилеем и награждением четвертой медалью Героя Советского Союза, писал: "Я, офицер запаса, гвардии капитан медслужбы, в суровые дни битвы под Москвой работал в одном мехкорпусе, и мне случалось наблюдать Вашу самоотверженную, бессонную по ночам работу. Тогда я удивлялся, насколько организм человека мог выносить такое нечеловеческое напряжение, и все же Вы всегда были свежи и бодры".
Не меньше сил было им отдано под Сталинградом. Прилетел Жуков в сталинградские степи, а тут неразбериха, войска смешались, командиры иные за Волгу
уходить намерились: потом, мол, соберемся с силами, отберем город назад у немцев. "А что солдаты думают", - спрашивает Жуков. "Вы с ними говорили?" Молчат. Глянул он строго на генерала, командующего группой и на передовую. Пришли в боевые порядки одного стрелкового полка. И увидел Жуков иконку на бруствере солдатской траншеи, на позиции пулеметного расчета. Солдаты в траншее готовились к бою, а Пресвятая Богородица смотрела на них с иконы, прилаженной к горке глинистой земли. Командир полка, командир дивизии кинулись было извиняться - мол, недоглядели. Замполит кинулся к брустверу. Жуков взглянул на них, махнул рукой, как делают, когда человеку бесполезно что-то говорить. "Эх, вы..." И пошел к солдатам, узнал, что сержант с женой, оба воронежские из деревни Тимонинской, перед войной иконку в церкви освятили... Жуков пожал его крестьянскую руку. А в ноябре, перед началом победного контрнаступления, когда землю сотряс первый залп мощной артподготовки, негромко сказал: "Ну, с Богом..."
Знаменательно и то, что Пасха 1945 года пришлась на 6 мая, праздник великомученика Георгия Победоносца!
Георгий Победоносец дракона уничтожил, и Вы, Георгий, уничтожайте драконов нашей жизни – гитлеровцев говорили в этот день ему солдаты.
Священник из села Омелец Брестской области в письме к Жукову, поздравляя его с Победой, пожаловался о том, что все колокола с церкви были увезены оккупантами. Вскоре от маршала пришла посылка весом в тонну - три колокола! Такого благовеста еще не слышала округа! Колокола висят там, по сей день. А прихожане хранят письмо маршала.
Александр Михайлович Василевский. (См. слайд 12)
Командующий нашими войсками при штурме Кенигсберга был Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский.
Происхождения он был, что ни на есть антипролетарского. Родился в семье псаломщика, ставшего вскоре священником. Учился в духовном училище, семинарии. Отец, кстати, не очень настаивал, чтобы он пошел по его стопам, и первая мировая война привела его в Алексеевское пехотное училище, в русскую армию, с которой он и связал всю свою оставшуюся жизнь. До революции проблем с продвижением по службе не было, а вот в Красной Армии не просто было пробиться, имея отца священника. Сколько раз ему отказывали в приеме в партию, в повышении по службе и кто знает, если бы не семинарское прошлое самого Сталина, смог бы попович Василевский стать одним из великих полководцев великой войны.
Общеизвестный факт, что в один из переломных периодов своей жизни Александр Михайлович прекратил отношения с родителями. Отошли от родителей и братья с сестрами.
Но мало кто знает, сколько душевных мук перенес от этого разрыва Александр Михайлович. Мало кто знает, что его отец, деревенский священник, умудренный опытом, полный христианского смирения и чистоты, понял муки и колебания сына. Сам настоял на разрыве.
И перед самой войной Бог услышал его молитвы. Нет смысла напоминать общеизвестный факт о том, как И.В. Сталин, в сущности, велел А. М. Василевскому, его братьям и сестрам возобновить отношения с родителями.
Отец воспринял возвращение заблудших детей в лоно семьи как Божию милость.
Все свои победы, успехи, достижения он связывал и с тем простым отцовским напутствием. Александр Михайлович так и не успел стать воцерковленным человеком, но молебны и явления икон Богоматери под Сталинградом, Курском, в Крыму, под Кенигсбергом воспринимал как истинно православный христианин. О том есть множество свидетельств его адъютантов, порученцев, и, наконец, донесений контрразведчиков в высшие инстанции по поводу не всегда понятных отношений представителя ставки, командующего фронтом, главнокомандующего войсками на Дальнем Востоке с прибывающими на фронт служителями Русской Православной церкви. Венцом этих отношений стал организованный им 19 сентября 1945 года торжественный молебен в Кафедральном соборе только что освобожденного от японцев города Харбин, в этом островке русского православия на грешной земле.
Келейник Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) архимандрит Иоанн (Разумов): «В день Богоявления 19 января (1943 г.) митрополит Сергий возглавил крестный ход на Иордань. Это были дни решающих боев за Сталинград, и Владыка особенно горячо молился о победе русского воинства. Утром радио передало весть о разгроме немецких войск под Сталинградом».
Заключение.
Сегодня в ночь листвою клейкой
Запахли сладко тополя.
Пойдём, пойдём бродить аллейкой
Под вековой стеной Кремля.
Целует щёки тёплый ветер
И сердцу шепчет: не забудь
Про вековые стены эти,
Про их израненную грудь.
О, не забудь своей России,
Своей земли, своей страны,
Будь верен ей, как в дни лихие
Ей деды пребыли верны.
За суматохою трамвая,
За блеском мёртвых фонарей
Подслушай клёкот орд Мамая
Зарёй, над тишиной степей.
Сегодня в ночь листвою клейкой
Запахли сладко тополя.
Пойдём, пойдём бродить аллейкой
Под вековой стеной Кремля.
(Николай Солодовников) (См. слайд 14)
Да, неимоверные усилия прилагают антиправославные, антирусские силы для того, чтобы прервать связь поколений, лишить молодежь высоких идеалов, посеять дух скептицизма, привить свои "ценности". "Наслаждайся", "отдыхай" ~ внушают навязчивая уличная реклама, телевидение, радио, газеты, журналы, книги - в этом смысл жизни. Цель ясна - выбить из-под ног молодых твердую основу причастности к великой судьбе своей земли. Враги понимают - в корнях России ее сила. Вспомните, что говорит о воспитании ребенка в национальном духе Иван Ильин: "Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблести, пробудят его великодушие... жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться, а русскость героя даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа". (См. слайды 15,16,17,18)
Все проходит. Остается Родина-
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести. (См. слайды 19,20)
Использованная литература:
- Ашурков В. Н. «На поле Куликовом» — Тула: Приокское кн. изд-во, 1980. — 135 с.
- Белый генерал: [О М. Д. Скобелеве: Сборник / Вступ. ст. В. Дробышева]. М., 1992.
- Василевский Ю. А. Поверить в судьбу (воспоминания старшего сына маршала в книге Василевский А. М. Дело всей жизни. — М: ОЛМА-ПРЕСС, 2002, стр. 556—581).
- Конев И. С. Записки командующего фронтом. — М.: Воениздат, 1991. — Сс. 594—599.
- Мансикка В.Й. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. — СПб., 1913. — «Памятники древней письменности». — Вып. 180.
- Маршал Жуков. Воспоминания дочери (Марии)
- Штеменко С. М. Генеральный штаб в годы войны. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1989.
Интернет-ресурсы:
- Сайт «Герои страны»
- http://militera.lib.ru/memo/russian/zhukov1/19.html
- ru.wikipedia.org/wiki/Василевский,_Александр_Михайлович
- www.bestreferat.ru/referat-908.html
- rhistory.ucoz.ru/publ/voenachalniki_19_veka/45
- www.peoples.ru/military/commander/skobelev/
- ru.wikipedia.org/wiki/Александр_Ярославич_Невский
- www.calend.ru/event/1655/