Интегрированный урок (химия + русский язык) по теме "Описание физиологического воздействия спиртов на организм с помощью различных видов придаточных предложений"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Ни для кого не секрет, что не только слабоуспевающие ученики, но даже те, кто хорошо занимается и проявляет интерес к обучению, совершенно не соотносят сведения о каком-либо объекте внешнего мира, полученные на одном уроке, со сведениями о том же самом объекте, которые они усваивают на других уроках. Поэтому для осуществления межпредметных связей мы используем интегрированные уроки. Данный урок – это интеграция курсов химии и русского языка, ведь каждый современный грамотный человек должен не только много знать, но и уметь правильно, корректно и красиво излагать свои мысли. Данный урок настоящее открытие для обучающихся – они комментируют то, что происходит на уроке химии, а используют знания, полученные на уроках русского языка.

Межпредметные связи осуществляются на практике и не только помогают нам, учителям, решить конкретные учебные задачи, но и позволяют обучающимся увидеть особенности родного языка, продемонстрировать свои умения и навыки грамотной речи, а также формируют у учащихся желание самостоятельно развивать научные компетенции в различных областях.

Тип урока: Обобщающий урок с использованием ИКТ.

Продолжительность урока – 90 минут

Цели: (слайд 2)

Обучающая.

- Актуализировать знания учащихся о химических свойствах одноатомных спиртов.

- Развивать навыки устной речи.

- сформировать понятие о здоровом образе жизни.

Развивающая.

- Формировать научное мировоззрение, интерес к изучаемому предмету, развивать наблюдательность.

- Пополнить словарный запас и расширить кругозор обучающихся.

- Развивать навыки составления и употребления определенных синтаксических конструкций.

- Развивать у учащихся умение сравнивать. Анализировать и применять информацию из других областей знаний.

- Развивать коммуникативные способности, умение представлять результаты своей деятельности.

Воспитательная.

- Воспитание компетентной, самостоятельно мыслящей, грамотной личности, способной ориентироваться в ситуации и отстаивать свою точку зрения, подкрепленную научными знаниями и личным речевым опытом.

- Воспитание любви к родному языку.

- Формирование стремления к самостоятельности. Внимательности. Глубокому усвоению знаний.

- Способствовать воспитанию у учащихся активной жизненной позиции.

Задачи: (слайд 3)

- Раскрыть характер воздействия этилового спирта на организм человека и с помощью опытов показать вред, наносимый алкоголем здоровью.

- Закрепить понятие о построении предложений, осложненных деепричастным оборотом, использование их в речи.

- Добиться усвоения знаний о пагубных последствиях употребления спиртных и спиртсодержащих напитков.

- Формирование устойчивой жизненной позиции – здорового образа жизни.

Оборудование и реактивы: (слайд 4)

  • Компьютер, интерактивная доска, проектор, слайдовая презентация по теме, выполненная в программе Power Point.

На столе учителя. Этиловый спирт, вода, лакмус, растительное масло, белок куриного яйца, штатив с пробирками, держатель.

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент 5 мин
  2. Мотивация 10 мин
  3. Основная часть 60 мин
  4. Повторение и обобщение знаний о деепричастном обороте, пунктуации в предложениях, осложненных деепричастным оборотом.
  5. Определение и номенклатура одноатомных спиртов.
  6. История происхождения и изучения спиртов.
  7. Химический эксперимент.
  8. Влияние этилового спирта на организм.
  9. Последствия употребления спиртных напитков.
  10. Выводы и итоги урока 10 мин
  11. Домашнее задание 5 мин

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителей, объявление темы и целей урока, инструктаж по технике безопасности при проведении химических опытов.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА: (слайд 5) “Велик и могуч, правдив и свободен” наш родной язык. Именно он приходит на помощь русскому человеку “во дни сомнений, во дни тягостных раздумий” - так считал известный русский писатель И.С.Тургенев, любя и уважая родную речь. Мы же ребята, сегодня на уроке должны подтвердить правоту Тургенева и выразить свое уважение родному языку, показав его силу и красоту на уроке химии. Прошу быть особенно внимательными к каждому слову на уроке. Ведь именно они, яркие, точные, умные и необычные, придут к вам на помощь. Будем работать, оформляя выводы химических экспериментов, с помощью сложноподчиненных предложений, осложненных деепричастным оборотом, подкрепляя их научными терминами и формулами.

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ. Живую яркость и научную точность слова мы пронаблюдаем, изучая физиологическое воздействие спиртов на организм человека. “ Похититель рассудка” - так именуют это вещество с давних времен. О каком веществе идет речь?

УЧЕНИК. Об этиловом спирте.

Основная часть.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. А сейчас проверим. Как вы готовы к уроку.

- Какую синтаксическую конструкцию называют деепричастным оборотом? (Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами).

- Что обозначает данный вид оборота? (Добавочное действие при основном0.

- В каких позициях происходит обособление деепричастного оборота? (Деепричастный оборот обособляется во всех позициях: в начале, середине и в конце предложения).

Ребята, давайте на практике закрепим материал. Который повторили. Проведем краткий диктант в рамках темы сегодняшнего урока…

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ. Современное определение по ГОСТУ звучит так: “…легко воспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам…” Каково определение спиртов в химии?

УЧЕНИК. В химии спиртами называют вещества, содержащие одну или несколько гидроксильных групп – ОН. Соединения, в молекулах которых имеется одна такая группа, называются одноатомными это метанол – СН3ОН, этанол –

СН3СН2ОН, пропанол - СН3СН2СН2ОН, бутанол-1 С4Н9ОН, пентанол-1 С5Н11ОН, которые называют алкоголями. Многоатомные спирты содержат несколько гидроксильных групп ОН, например этиленгликоль НО-СН2 –СН2 –ОН, глицерин НО-СН2 –СН(ОН)-СН2 –ОН.

Немного истории: (слайд 6,7,8)

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ, Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры — с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия.

Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но знавших уже приемы приготовления хмельных напитков. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его “аль коголь”, что означает “одурманивающий”. Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. В средние века винный спирт считался одним из сильнейших лекарственных средств, одно из первых его названий – agua vitae – “живая вода”.

Впервые в XVв. Слово “алкоголь” применил к этиловому спирту знаменитый немецкий врач и естествоиспытатель Теофраст Парацельс. Только в XVIII в. А. Лавуазье установил, что в состав этилового спирта входят С, Н и О, а его молекулярную формулу С2 Н6 О определил в 1833 году Й.Я.Берцелиус.

(слайд 9) По современным представлениям этиловый спирт относят к веществам, которые поступают в организм извне и влияют на его жизнедеятельность. Их можно разделить на три группы:

  • питательные вещества, которые обеспечивают организм энергией;
  • лекарственные средства, влияющие на наше самочувствие, воздействуя на биохимические процессы в организме;
  • яды – вещества, нарушающие естественные биологические процессы, вызывая сбои в работе организма или смерть.

Этиловый спирт можно отнести ко всем трем группам. Это зависит от количества вещества, поступившего в организм, от состояния здоровья. Потребление алкоголя в средние века было не просто дурной привычкой – за счет этанола организм получал около 25% энергии. Обычным напитком в те времена было пиво. Давно известно дезинфицирующее и антибактериальное свойства этанола, но также и то, что чрезмерное его употребление вызывает нарушение психики, разрушение внутренних органов и даже смерть.

Химический эксперимент.

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ. Этиловый спирт, этанол СН3СН2ОН – бесцветная летучая жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом, смешивается с водой в любых соотношениях. Температура плавления t пл.= -114°С. Температура кипения

t кип.= +78°С. Плотность равна 0,794 г/см3.

Рассмотрим некоторые из свойств этанола, характерных для одноатомных спиртов.

ОПЫТ 1. (слайд 10) В пробирку с 2 мл. растительного масла добавляется 2 мл. воды, подкрашенной лакмусом. Жидкости не смешиваются. Затем в эту же пробирку добавляем 2 мл. этилового спирта. Происходит увеличение объемов и жирового, и водного слоев.

- Почему происходит увеличение и жирового и водного слоев?

- Какие особенности строения молекулы этанола обеспечивают это свойство?

- Какие еще свойства характерны для одноатомных спиртов? Напишите уравнения реакций.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Ребята, на слайде вы видите вопросы, на которые необходимо дать ответ с помощью сложноподчиненных предложений.

УЧЕНИК. Из данного опыта можно сделать следующие выводы: увеличение и жирового и водного слоев происходит потому, что этиловый спирт является прекрасным растворителем. Это свойство спирта связано со строением его молекулы.

Неполярная часть молекулы (СН3СН2 ), позволяя спирту растворяться в органических веществах, помогает ему и растворять их. А полярная гидроксильная группа позволяет спирту хорошо растворяться в воде.

Характерные для данного класса соединений свойства обусловлены наличием гидроксильной группы. Со щелочными и щелочноземельными металлами этанол образует алкоголяты:

2Na + С2Н5ОН = 2 С2Н5ОNa + Н2

При дегидратации (отщепление воды) – этилен:

С2Н5ОН = С2Н4 + Н2О

С кислотами – сложные эфиры (реакция этерификации):

С2Н5ОН + НООС- СН3 = С2Н5ОС- СН3 + Н2О

Этанол легко воспламеняется, образуя с воздухом взрывоопасные смеси.

С2Н5ОН = СО2 + Н2О

Эксперт ХИМИК. Я думаю, что опыт проведен верно. Были соблюдены правила выполнения химического эксперимента и техники безопасности.

Эксперт ЛИНГВИСТ. Представленный вывод с точки зрения русского языка полностью соответствует поставленной задаче урока.

Влияние этилового спирта на организм.

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ. Изучением влияния алкоголя на организм занимались основатели русской физиологической школы И.М.Сеченов и И.П.Павлов. При употреблении алкогольных напитков в организме человека происходят сложные биохимические процессы, механизм которых можно схематично проиллюстрировать опытами.

ОПЫТ 2. (слайд 11) В пробирку с подкрашенной водой добавляется этиловый спирт. Внимание акцентируется на процессе очень быстрого растворения спирта в воде.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Попробуем представить, какие изменения вызывает алкоголь, попадая в разные органы человека.

- Сделайте вывод о физиологическом воздействии этанола на организм.

- Опишите эти процессы с точки зрения биологии.

УЧЕНИК: (слайд 12) При употреблении спиртных напитков алкоголь (этанол) быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике, проникая через клеточные мембраны и распространяясь в жидких средах организма. Почти половина принятого алкоголя всасывается через 15 минут. А полностью процесс завершается в пределах 1-2 часов. Кровотоком спирт разносится по всему организму, вскоре достигая максимальной концентрации.

Эксперт ХИМИК. Я уверен в правильности поставленного опыта.

Эксперт ЛИНГВИСТ. Представленный вывод с точки зрения русского языка полностью соответствует поставленной задаче урока.

ОПЫТ 3. (слайд 13) В пробирку с 2 мл. растительного масла добавить 2 мл спирта. (Внимание учащихся акцентируется на изменение структуры – жирового слоя).

- Какие изменения происходят с жировым слоем?

- Сделайте выводы о процессе окисления спиртов в организме. Напишите уравнения реакций.

УЧЕНИК. Опыт позволяет представить, как алкоголь, попадая в жироподобные ткани, нарушает работу многих органов, угнетая деятельность головного мозга, вызывая нарушение координации движения. Промежуточный продукт окисления этанола в организме – ацетальдегид – крайне ядовит, а конечный продукт – уксусная кислота – разрушает клетки организма.

Систематически употребляя алкогольные напитки, человек теряет работоспособность. Снижается продуктивность функций головного мозга, гибнут клетки печени.

Эксперт ХИМИК. Я думаю, что опыт проведен верно. Были соблюдены правила выполнения химического эксперимента и техники безопасности.

Эксперт ЛИНГВИСТ. Представленный вывод с точки зрения русского языка полностью соответствует поставленной задаче урока.

ОПЫТ 4. (слайд 14) В пробирку, содержащую 2 мл. спирта, добавляем белок сырого куриного яйца. (Внимание учащихся концентрируется на изменении его цвета.)

- Какие изменения происходят с белком под действием спирта?

- Почему изменился цвет и структура белка?

- Какой вывод можно сделать о воздействии этанола на клетки, ткани, органы, организм человека?

УЧЕНИК. Алкоголь, проникая в клетки организма, разрушает структуру белка, вызывает нарушения обмена. В организме наступает дефицит белка и витаминов, несмотря на нормальное их содержание в тех пищевых продуктах, которые человек употребляет.

Эксперт ХИМИК. Я думаю, что опыт проведен верно. Были соблюдены правила выполнения химического эксперимента и техники безопасности.

Эксперт ЛИНГВИСТ. Представленный вывод с точки зрения русского языка полностью соответствует поставленной задаче урока.

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ. (слайд 15)

Ребята, мы просмотрели опыты и сделали определенные выводы о химических свойствах и воздействии спирта на организм.

А что вынесли вы из этого урока, какие выводы сделали для себя?

Эксперт ХИМИК.

- Абсолютно ясно: вино и водка, коньяк и пиво, энергетические напитки - все это алкогольный яд. Разница между ними - лишь во вкусовых добавках и процентном содержании спирта (крепости напитка), т.е. в количестве сильнодействующего вещества.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Ребята. Мы услышали выводы с позиции химии. А достигли ли мы цели нашего занятия с точки зрения языкознания?

Эксперт ЛИНГВИСТ.

Домашнее задание (слайд 16). Напишите конспект параграфа 17 стр. 151-153 в форме мини-сочинения-рассуждения на тему: “Я выбираю ЖИЗНЬ!!!”.

Литература.

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Карцова А.А. Органическая химия 10 кл. М: Просвещение, 2004г.
  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.; Общая биология 10-11кл. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Колесов Д.В.; Беседы об антиалкогольном воспитании; - М.: Просвещение,1987.
  4. Колесов Д.В.; Предупреждение вредных привычек у школьников. – М.,1984.
  5. Копыт Н.Я., Скворцова Е.С.; Алкоголь и подростки. – М.: Медицина.,1985.-45с.
  6. Трезвость – норма жизни: сб. – М.,1984.
  7. Шевердин С.Н.; У опасной черты. – М.: Педагогика, 1987.-46с.
  8. Шувалова Н.И. Трезвый взгляд на С2H5OH.//Химия и бизнес.–2004.№3.–с30-34.
  9. Кукушкин А.В. Химия вокруг нас. – М.; Высшая школа, 1992.
  10. Макаров К.А. Химия и здоровье. – М; Просвещение, 1985.
  11. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980.
  12. Жданова Ю.В. Назаренко В.М. Формирование здорового образа жизни. Практические работы. // Биология в школе. – №2 – 1999.
  13. Ежова Ф.Н. За здоровый образ жизни. Валеология в школе. // Биология в школе. – №7 – 2004.
  14. www 1 September. ru
  15. www n-t students. ru
  16. www zdorove. ru