Цели и задачи:
- воспитывать чувство доброты, сопереживания, внимательного отношения к друзьям, окружающим;
- формирование коллектива, межличностных отношений, учить анализировать, правильно оценивать свои поступки, положительные и отрицательные стороны своего поведения, уметь прощать ошибки и промашки товарищей.
- обсуждение и принятие правил жизнедеятельности класса.
Оборудование:
- на доске записи: « Дерево сильно корнями, а человек – друзьями », правила дружбы;
- на столе: «конверт откровений»;
- на партах: рисунки с изображением дерева, открытки, фломастеры, магниты.
- словарь И.С.Ожегова;
- музыкальное сопровождение: магнитофонные записи, мелодия из мультфильма «Кот Леопольд», DVD, песня «Настоящий друг».
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Организационный момент
Под мелодию песни персонажа из фильма «Кот
Леопольд »дети входят в класс рассаживаются на
места.
– Добрый день всем! Я рада видеть вас и
приветствую всех на нашем классном часе.
Наш классный час имеет свои правила:
1. Каждый имеет право быть выслушанным: один говорит – все слушают.
2. Каждый имеет право высказать свое мнение и не подвергаться критике при этом.
3. Плохих мнений не существует.
4. Каждый говорит только за себя.
5. ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
– Ребята, конечно же, вы узнали из какого
мультфильма эта мелодия?
– Верно, из мультфильма «Кот Леопольд».
– Как он любил всегда говорить? («Давайте жить
дружно»).
2. Актуализация знаний учащихся
– Но сначала давайте вспомним прошлое занятие.
– О чем шла речь на прошлом классном часе?
– Правильно о доброте.
– Что такое доброта?
– Да, это доброжелательное, душевное
расположение к людям, отзывчивость, стремление
делать добро, совершать добрые поступки.
– Как ведет себя добрый человек?
– Правильно, он не может быть злым, грубым,
жестоким. Его отношения с людьми приветливы, он
проявляет заботу, сердечность.
– Но не только доброта помогает жить в согласии с
окружающими.
3. Сообщение темы и цели
Необходимо много учиться, чтобы уметь общаться
друг с другом, быть внимательным, нам необходимо
научиться считаться с мнениями других, уметь
прощать ошибки и промашки товарищей. Обо всем
этом мы с вами поговорим сегодня на классном
часе, посвященном теме: « Что может быть лучше
дружбы и друга».
– Ребята, наша с вами цель какая?
– Научиться быть внимательным, уважать мнение
других, почитать положительные качества и уметь
прощать ошибки товарищей.
4. Решение учебной задачи
– А вы никогда не задумывались над вопросом,
что такое «дружба»?
– Давайте посмотрим по словарю значение слова.
– Дружба – это близкие отношения, основанные на
взаимном доверии, понимании, привязанности,
общности интересов.
– Для чего нужна дружба?
– Совершенно верно, для того, чтобы легче решать
возникающие проблемы, легче уживаться друг с
другом, чтобы меньше ошибаться, меньше совершать
плохих поступков.
– Все ли живущие дружно могут быть друзьями?
– Что лежит в основе дружбы?
– Умение понимать друг друга, уступать друг
другу, взаимоуважение, умение прощать чужие
ошибки.
– Приведите пример.
– Теперь составим правила дружбы
Учащиеся предлагают свои предложения, из которых вместе составляются правила дружбы:
1. Помоги другу в трудной ситуации.
2. Не обманывай друга, будь с ним честен.
3. Умей с другом разделить радость.
4. Умей признать ошибки друга и помириться с ним.
5. Останови друга, если он делает что-то плохое.
6. Не унижай своего друга.
7. Будь терпеливым и внимательным.
– Ребята! Как вы думаете наш класс дружный?
– Я согласна, потому что случаются иногда ссоры,
конфликты.
– Вы нарушаете правила дружбы?
– Да, иногда некоторые учащиеся нарушают
правила.
– Какое правило чаще всего нарушаете?
– Правильно, пятое, но я надеюсь, что вы еще
исправите отрицательные черты своего характера
и будете внимательными друг к другу.
– Продолжим занятие.
– Кого можно назвать другом?
– Да это тот кто разделит с вами горе и радость,
не оставит в беде, с ним приятно
общаться.
– Какими качествами должен обладать настоящий
друг?
– Честный, искренний, внимательный, отзывчивый,
доброжелательный.
– Кого из нашего класса можно назвать настоящим
другом?
– Сейчас мы поиграем в игру «Дерево дружбы»
Прочитаем пословицу на доске « Дерево сильно
корнями, а человек – друзьями ».
Ребята! На столе у вас изображения деревьев.
Нужно раскрасить дерево и подрисовать, обвести
фломастером столько корней, сколько друзей вы
имеете, и закрепить дерево на доске.
– Как чувствует себя дерево, у которого мало
корней?
– Да плохо, оно неустойчиво, при непогоде может
упасть.
– Как чувствует себя человек, у которого нет
друзей?
– Я согласна ему одиноко и грустно.
Итог игры
– Посмотрим у кого много друзей?
– Как вы думаете почему?
– Я думаю, потому что он добрый вежливый, с ним
интересно играть, гулять.
– У кого нет друзей? Почему?
– Потому что он часто ссорится и обижается на
них.
– Какое правило не выполняет?
– Четвертое.
– Мы думаем, что он постарается исправить свое
поведение, свои качества характера и у него
появится много друзей.
– Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру
на внимание.
Сосредоточим свое внимание, встанем в круг,
выберем ведущего, завяжем глаза. Ведущий должен
по рукам, голове определить, кто рядом с ним. А мы,
ребята будем ему помогать, если он будет
затрудняться. Мы должны описать человека, до
которого он дотронулся, но называть будем только
его добрые поступки, определять его внешность,
характеризовать положительные черты характера.
(3 – 4 раза)
Итог игры
– Ребята, вы были внимательны и сосредоточены, вы хорошо знаете своих друзей одноклассников, поэтому справились с заданиями хорошо.
– Следующая наша игра «Конверт откровений» (показ конверта)
В этой игре мы с вами поучимся критически
анализировать свое поведение и поведение своих
товарищей.
– Итак, слушаем внимательно, что скажет « конверт
откровений» к доске я приглашаю Сашу (выбирает
конверт и читает):
1. Твой друг заболел, не ходит в школу, как ты поступишь?
– Буду навещать его, расскажу о жизни в школе, принесу задание, объясню, помогу выполнить его, выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение.
2. Расскажи, как в вашей группе мальчики относятся к девочкам? Есть ли у вас рыцари в классе?
– Иногда мальчики обижают девочек. Мне кажется, у нас есть в классе « рыцарь » он всегда вежливый внимательный с девочками, поможет открыть дверь, пропускает девочек вперед, помогает во всем.
3.Ты идешь мимо, дерутся два мальчика. Твои действия
– Разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и, как надо правильно поступать.
4. Часто ли в вашем классе оскорбляют друг друга, и как ты к этому относишься?
– Иногда оскорбляют, чаще всего мальчики. Мне не нравится такое поведение. Стараюсь объяснить, что это не красиво и очень обидно, тому, кого оскорбили.
Итог игры
– Ребята, вы постарались ответить на все
вопросы «конверта откровений » считаю, что ваши
ответы были откровенные и критические. Вы
признали свои ошибки и ошибки своих товарищей,
отметили положительные моменты.
Школа— наш общий дом. Наш класс— это семья.
Ипусть семья наша будет дружной, прочной
икрепкой. Ачтобы наш класс был понастоящему
дружным, нам нужно придерживаться тех правил,
которые сегодня высами вывели: (чтение хором).
Дома вывсе сделали открытки для своих
друзей-одноклассников. Сейчас выкаждый подарите
открытку своему другу, при этом, глядя глаза
вглаза, пожелайте ему что-то такое, отчего наш
класс станет ещё дружнее.
Учащиеся встают в круг и дарят свои открытки с пожеланиями. Потом все поют песню на слова М.ПляцковскогоМуз. В.Шаинского «Настоящий друг».
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой" – шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту –
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту –
Вот что значит настоящий верный друг.
4. Рефлексия
– Ребята, о чем мы говорили на классном часе?
– Что нового вы узнали и усвоили?
– Полезным ли был классный час?
– Ребята, как вы думаете, мы достигли цели,
которые ставили в начале занятия?
5. Домашнее задание: напишите домашнее сочинение (из жизни своей семьи) на тему: «Что может быть лучше дружбы».
– До свидания, спасибо всем. Желаю удачи.
Литература:
1. Л. Алешина О вежливости, о такте, о
деликатности – Лениздат, 1990.
2. И. Добротворский Как вести себя – Воронеж,
1994.
3. В.Казыханов Уроки нравственности Учебное
пособие.: Набережные Челны, 2005.
4. С.И.Ожегов Словарь русского языка.: М., 1992.