«…собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, – вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей»
Немецкий педагог и композитор К. Орф
Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности всего общества в целом, и в дошкольном образовании, в частности. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования в рамках национального проекта «Наша новая школа» и запрос родителей, главных заказчиков образования, одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ является поддержка и сопровождение одарённых и способных детей.
Исходя из актуальности приоритетного направления деятельности детского сада, сохранение творческого потенциала одаренных детей представляется очень важной и актуальной задачей. Стремясь создать условия для интеллектуально-творческой одарённости детей, исследовательской активности ребёнка, мы подошли к разработке и созданию Программы, целью которой является создание комплексной системы, направленной на развитие интеллектуально-творческой личности ребёнка.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- развивать интеллектуальные и познавательные способности детей, их творческую активность через исследовательскую и театрализованную деятельность, музыкальное и народно-прикладное искусство на занятиях и в повседневной жизни;
- повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах создания условий для организации работы с одарёнными детьми;
- создать методическую систему работы по развитию творческих способностей детей;
- повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах поддержки и сопровождения способных и одарённых детей.
На протяжении многих лет к проблеме одаренности обращаются в своих трудах ученые, среди них Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Ю. З. Гильбух, Н. С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаев, А. В. Петровский, А. И. Савенков, Б.М. Теплов, К.В. Тарасова и многие другие.
Разные аспекты развития, обучения и изучения особенностей таких детей рассматриваются в их работах. Согласно теории Дж. Рензулли, одарённость есть сочетание трёх характеристик: интеллектуальных способностей, креативноси и настойчивости.
Путей развития творческой одарённости детей дошкольного возраста существует много, но собственно исследовательская деятельность один из самых эффективных во всех образовательных областях развития дошкольников. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно в ходе собственных творческих открытий.
Нововведения в воспитательно-образовательной работе с детьми заключаются:
– в преобразовании предметно-развивающей
среды, создающей ребёнку свободу выбора и
обеспечивающей успех в развитии
интеллектуально-творческих способностей;
– в использовании игрового исследования
на занятиях и вне занятий;
– в организации индивидуальной работы,
совместной проектной деятельности с детьми и
кружковой работы.
Усовершенствование методической работы заключается:
– в наработке конспектов, позволяющих
осуществлять деятельностный подход к развитию
детской одарённости;
– в подборе диагностических методик для
определения эффективности работы по развитию
творческих способностей детей;
– в подборке оптимальных условий для раскрытия
творческого потенциала педагогов (гибкость
режима в воспитательно-образовательном
процессе, постепенный переход к модели
личностно-ориентированного взаимодействия с
детьми, мягкость контроля со стороны
администрации, использование интерактивных и
нетрадиционных форм работы, пропаганда и
поощрение участия педагогов в методической
работе ДОУ).
Неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми является тесное сотрудничество с родителями воспитанников.
Использование педагогами проектной деятельности с детьми и их родителями является инновационным направлением в осуществлении образовательного процесса, способствует формированию у детей навыков исследовательской деятельности, творчества и воображения, логического и музыкального мышления, прогнозирования, рассчитано на зону ближайшего развития детей, соответствует требованиям развивающего обучения.
Формирование интереса у детей к исследовательской деятельности во всех образовательных областях начинается с создания предметно-развивающей среды. Для этого в группах создаются художественно оформленные исследовательские уголки, оснащённые дидактическими играми, пособиями, творческие арт-студии, музыкальные кладовые и театральные мастерские и др.
В работе с детьми актуальна и очень эффективна проектная деятельность. Она даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации. Результаты совместных с родителями исследовательско-творческих проектов оформляются в виде коллажей, газет, стендов, детского дизайна и др.
Развитие у детей умения видеть, способности к наблюдению, к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов очень важно. Дети должны понять, почему человек становится художником, скульптором, музыкантом, поэтом, экологом. Чем отличаются эти люди? Их отличает особое умение видеть, слышать то, чего не увидели, не услышали другие. Постепенно дети начинают «просыпаться» к восприятию прекрасного, тоньше чувствовать. Этому способствуют игровые занятия в школах детского творчества («Школа радужных открытий», «Школа музыкального мастерства», театральная мастерская «Маленький актёр»)
Главная идея организации научных мини-конференций, творческих конкурсов и выставок – поддержка детских увлечений, интересов, развитие творческого потенциала, креативности, аналитического мышления, расширение кругозора детей, формирование навыков по обмену опытом на основе полученных знаний.
Хорошим стимулом для педагогов ДОУ служит включение их в творческую группу для разработки и апробации перспективных и учебных планов, конспектов познавательных занятий, методических рекомендаций, совместных мероприятий с родителями.
Для достижения необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи родителям предлагаются примерные планы их совместной деятельности с детьми дома, которые связаны с материалом, изучаемым в детском саду. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы составлены консультации с родителями. На родительских собраниях обсуждаются возникающие трудности и происходит обмен накопленным опытом. Родители принимают активное участие в обогащении развивающей предметной среды, вовлекаются в выполнение творческих домашних заданий, привлекаются к участию в совместной проектной деятельности с детьми, совместных праздниках, конкурсах и развлечениях, мастер-классах.
Этапы реализации Программы
Этапы |
Задачи |
Ожидаемый результат и ресурсное обеспечение |
I |
Создание творческих групп по
реализации Программы Создание и проведение мониторинга Изучение затруднений воспитателей в
вопросах поддержки и сопровождения способных и
одарённых детей |
Разработаны перспективные планы,
конспекты занятий, совместные мероприятия с
родителями. Разработан единый диагностический комплекс Изучены затруднения воспитателей. Наличие музыкадьных кладовых, театральных мастерских, уголков экспериментирования в группах, арт-студий. Рост профессиональной компетентности педагогов в вопроса поддержки и сопровождения одарённых детей |
II |
Освоение и внедрение
инновационных программ и технологий.
Накопление методических материалов. Внедрение мониторинга с целью определения качества образования. Привлечение родителей как единомышленников к совместной деятельности. Организация и проведение совместных научных и творческих мероприятий с родителями |
Внедрены инновационные
образовательные технологии Действующая система мониторинга. Наличие устойчивой системы взаимодействия родителей и педагогов. Организованы и проведены совместные мероприятия. |
III |
Проведение проблемного анализа
деятельности, обобщение результатов работы Определение эффективности реализации программы, выявление динамики. |
Наличие документации, выводов по
направлениям деятельности. Результаты анализа реализации программы |
Использование современных диагностических технологий позволяет реально оценивать эффективность реализуемой программы. (См. табл.)
Критерии оценки результатов развития детей
Критерии |
Показатели |
Методы исследования |
Уровень физического развития детей. Уровень интеллектуального развития и навыков исследовательской деятельности дошкольников Уровень развития творческих способностей |
Снижение заболеваемости, эмоциональное
физическое и психическое благополучие детей. Большинство
детей: |
Диагностика уровня развития физических
и психических качеств Диагностика уровня интеллектуального развитии. Наблюдения, беседы, опрос.
Диагностика уровня развития творческих
способностей. |
Таким образом, одновременно с реализацией стандарта общего образования выстраивается разветвлённая система поиска талантливых детей, поддержки и сохранения их интеллектуально-творческого потенциала, сопровождения в течение всего дошкольного периода. А освоение опыта исследовательской деятельности, составной части образовательной практики, позволяет по-новому взглянуть на вопросы развития детской одарённости и выстраивать индивидуальный оптимальный образовательный маршрут воспитанников от признаков одарённости к творческой самостоятельности.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990
- Шпиклова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России. М.: Мозаика-Синтез, 1996.
- Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. М.,1994
- Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 2006 г.
- «Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.