Театральная творческая мастерская "Чудеса речи"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: Создание условий творческого развития обучающихся через использование выразительных средств речи.

Задачи:

  1. Определить чудеса речи (выразительные средства).
  2. Развивать внимание, творческое воображение, креативное мышление, умение сравнивать, анализировать.
  3. Воспитывать умение работать в группе, побудить к творческой активности.

Форма проведения: театральная творческая мастерская.

Возраст обучающихся: 14-16 лет.

Оформление зала: В театральном зале полукругом расставлены столики и стулья. Слева от сцены расположен экран.

Оборудование: Ручки, маркеры, альбомные листы.

Техническое оформление: ноутбук, слайд проектор, экран, презентация слайдов, видеокамера, микрофоны.

Действующие лица:

  • Ведущая театральной творческой мастерской – Макарюк Р.Ф., педагог дополнительного образования, руководитель образцового детского коллектива театрального объединения «Ритм».
  • Гости театральной творческой мастерской – обучающиеся данного объединения (2 и 3 год обучения).

Сценарный ход

Слайды 1–4

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас в театральной творческой мастерской. Сегодня перед нами стоит задача – определить чудеса речи, посмотреть на них с творческой стороны и провести параллель между ними и семи чудесами света. А также, разработать эскизы чудес речи и презентовать их в оригинальной форме.

А для начала вспомним чудеса света. Перечислите их, пожалуйста. (Ответы ребят)

Ведущая: Правильно! Все семь чудес света представлены на нашем экране. Древнегреческий поэт Антипатр Сидонский так писал о них:

Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видел Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды — дела многих тяжелых трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,
Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде равной ему красоты.

Слайды 5–6

Ведущая: А сейчас, выполнив творческие задания, мы постараемся определить чудеса речи. Посмотрите на экран. Вы видите набор слов. Все они принадлежат разным пословицам. Вам необходимо составить слова в нужном порядке и четко произнести пословицы.

На составление пословиц вам даётся 2 минуты.

Слова для составления пословиц Текст пословиц
Обещанного воин
На все в поле стороны
Один не четыре ждут
Два сапога – не ждут
Чувство одного пальцев
Шестое три года
Семеро пара как свои пять
Один в поле не воин.
Два сапога – пара
Обещанного три года ждут
На все четыре стороны
Как свои пять пальцев
Шестое чувство
Семеро одного не ждут

Выполнение творческого задания

Ведущая: Итак, вы назвали семь пословиц. Как вы считаете, ребята, какое чудо речи вы использовали при их произношении? (Ответы ребят)

Ведущая: Правильно, это Дикция. А что такое «дикция»? (Ответы ребят)

Слайды 7–8

Ведущая: Всем вам хорошо известно, что для развития дикции большое значение имеют скороговорки. На экране вам представлена скороговорка, которую нужно произнести с разной постановкой логического ударения.

Скороговорка Изменение логического ударения
Маленький цыплёнок цепко цепляется за цепь. 1. Маленький цыплёнок цепко цепляется за цепь.
2. Маленький цыплёнок цепко цепляется за цепь.
3. Маленький цыплёнок цепко цепляется за цепь.
4. Маленький цыплёнок цепко цепляется за цепь.
5. Маленький цыплёнок цепко цепляется за цепь.

Выполнение творческого задания

Ведущая: Как вы думаете, меняя логическое ударение, меняем ли мы смысл предложения?

Ответы ребят

Ведущая: А как можно назвать это чудо речи?

Ответы ребят

Слайды 9–10

Ведущая: Вы совершенно правы – это Смысловой акцент. От пословиц и скороговорок мы переходим к басням, которые тоже являются средством развития образной речи. Для выполнения следующего задания я предлагаю вам разделиться на три группы. Каждой группе я раздам текст с диалоговыми баснями. Вам необходимо распределить роли и прочитать нам эти басни, расставляя все знаки препинания.

Для работы над баснями вам даётся 2 минуты.

Отрывок из басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Стрекоза:

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Муравей:

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?

Стрекоза:

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас –
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
Лето целое всё пела!

Муравей:

Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Отрывок из басни И. Крылова «Слон и Моська»

Собака:

Соседка, перестань срамиться!
Тебе ли со слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь,
А он себе идёт вперёд
И лаю твоего, совсем не примечает!

Моська:

Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона!»

Отрывок из басни И. Крылова «Листы и корни»

Листы:

Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха и странника
В тени прохладной укрываем.

Корни:

Промолвить можно бы спасибо тут и нам.

Листы:

Кто смеет говорить столь нагло и надменно.
Вы кто такие там, что дерзко так считать с нами стали?

Корни:

Мы те, которые, здесь роясь в темноте, питаем вас.
Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева на коем вы цветёте.

Выполнение творческого задания

Ведущая: Прозвучали все басни. А сейчас подумайте и скажите, какое чудо речи обозначают в тексте знаки препинания?

Ответы ребят

Слайды 11–12

Ведущая: Правильно, Паузу. Кроме паузы большую роль в правильном произношении играет выражение состояния человека, в котором он находится, когда говорит.

Для выполнения следующего творческого задания я приглашаю к сцене по 1 человеку от каждой группы.Ребята, я дам вам карточки с одинаковой фразой. Эту фразу нужно произнести с той интонацией, которая указана в карточке, а творческие группы должны определить какие интонации прозвучали.

На подготовку даётся 30 секунд.

Фраза Интонации
«Успех – это хорошее настроение» Грусть, удивление, радость.

Выполнение творческого задания

Ведущая: Ребята, скажите, какие интонации вы услышали? (Ответы ребят)

Ведущая: А какое чудо речи отвечает за яркость в звучании слова?

Ответы ребят

Слайды 13–14

Ведущая: Правильно, это Выразительность. Однако важно не только эмоционально говорить, но и правильно подбирать слова, грамотно строить из них предложения.

Следующее творческое задание называется «Буриме». На экране вы видите рифмованные слова. Каждой группе нужно подобрать фразы к этим словам, чтобы получилось четверостишие на тему «Речь».

На выполнение задания вам даётся 2 минуты. Затем мы прослушаем ваши четверостишия.

Рифмы для буриме:

  • ЧУДЕС
  • ИНТЕРЕС
  • ПОСТАРАТЬСЯ
  • ИЗЪЯСНЯТЬСЯ

Выполнение творческого задания. Прослушивание четверостиший.

Ведущая: Ребята, в этом задании вы применили умение последовательно выстраивать предложения. Как можно назвать это чудо речи? (Ответы ребят)

Слайды 15–16

Ведущая: Конечно же, это Логика речи. А сейчас пофантазируем вслух. Я буду произносить слова, обращаясь к кому-нибудь из вас, а вам необходимо дополнить фразу одним словом.

Слова: гаснут, светит, летит, падает, звучит, рычит, улыбается, крутится.

Выполнение творческого задания.

Ведущая: Ребята, выполняя это задание, вы активизировали своё творческое воображение. Ведь прежде чем произнести фразу, мы мысленно представляем то, о чем хотим сказать, и это находит своё отражение в выборе слов, которые мы произносим. Как вы считаете, какое чудо речи помогает передать смысловое наполнение каждого слова. (Ответы ребят)

Слайды 17–18

Ведущая: Да. Это Образность речи. А сейчас, я приглашаю вас пройти к сцене и встать в круг. У меня в руках три предмета: ручка, монетка и ключ. Давайте представим, что мы их видим впервые. Я буду «знакомить» с этими предметами соседей справа и слева. А начну я с ключа, передав его соседу справа, со словами: «Это ключ!». Изобразив удивление, он должен меня спросить: «Что?». Я повторю: «Ключ». Тогда мой партнер согласится: «А, ключ», заберёт его, а затем передаст своему соседу, проговаривая тот же текст. И так, по кругу. Одновременно с этим, я передам моему соседу слева другой предмет – монетку. Здесь разыгрывается тот же диалог. И главное: не делайте паузу, если возникнет ситуация, когда игроки должны одновременно принять предмет с одной стороны, и отдать другой предмет в противоположную сторону.

Выполнение творческого задания.

Ведущая: Ребята, как вы считаете, что в этом упражнении усилило выразительность вашей речи?

Ответы ребят.

Слайды 19–21

Ведущая: Правильно, это Мимика и жесты.

Итак, мы определили семь чудес речи, которые делает нашу речь ярче и интересней. Это:

  1. Дикция
  2. Смысловой акцент
  3. Умение держать паузу
  4. Выразительность
  5. Логика речи
  6. Образность речи
  7. Мимика и жесты

А сейчас самое главное! Попробуем провести логическую связь между чудесами речи и чудесами света. Для этого предлагаю вам разделиться на шесть групп. Каждой группе я дам карточку, в которой обозначено чудо речи. Подумайте, с каким чудом света его можно связать и почему? Также вам необходимо нарисовать эскизы чудес речи и презентовать их в оригинальной форме. Для работы у вас на столе есть альбомные листы и маркеры.

На подготовку творческого задания вам даётся 7 минут.

Выполнение творческого задания.

Слайды 22–23

Ведущая: Ребята, вы справились с поставленной задачей! Вы нарисовали эскизы чудес речи, презентовали их в оригинальной форме, а самое главное – вы нашли логическую связь между чудесами света и чудесами речи! Спасибо вам за ваше творчество!

Работа в нашей театральной творческой мастерской подходит к концу, и я хочу обратить ваше внимание на плакат с надписью «На волне чудес». Ребята, если вам было интересно в нашей мастерской нарисуйте, пожалуйста, на плакате улыбку, если же вам было скучно – вопросительный знак.

Ещё раз всем спасибо. Удачи и творческого вдохновения!

Литература:

  1. Васильев, Ю.А. Сценическая речь: восприятие – воображение - воздействие. Вариации для творчества [Текст] / Ю.А. Васильев. - Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2007.
  2. Крылов, И.А. Басни [Текст] / И.А. Крылов. – Махаон, 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. Изображения [Электронный ресурс] office.microsoft.com/ru-ru/images/?CTT=97
  2. Упражнения для актёрского тренинга [Электронный ресурс] theater.siteedit.ru/page31
  3. Энциклопедический словарь: Семь чудес света [Электронный ресурс] dic.academic.ru
  4. images.yandex.ru