Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: создать условия для развития коммуникативных и творческих способностей личности, опыта исследовательской работы.
Задачи:
Развивающие:
- развивать творческую инициативу ребят, самостоятельность, стремление к мыслительной, познавательной деятельности; коммуникативные способности;
- развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
Обучающие:
- доказать теорему о площади трапеции;
- расширить и углубить имеющиеся знания в ходе исследовательской работы;
- повышать интерес к предмету, уровень мотивации через развивающие задачи, задачи с практическим содержанием, исследовательскую деятельность; показать связь изучаемого материала с жизнью.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация в программе SMART Notebook.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Начать наш сегодняшний урок мне хотелось бы словами А.С. Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
Надеюсь, ребята, сегодня каждый из вас совершит для себя открытие!
Деление на группы.
Все учащиеся получают карточки с изображением квадрата, прямоугольника, параллелограмма, трапеции.
Группа №1. Четырехугольник, у которого равны все стороны и не равны диагонали. (ромб)
Группа №2. Четырехугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)
Группа №3. Четырехугольник с равными диагоналями. (прямоугольник)
Группа №4. Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны (трапеция).
II. Проверка домашнего задания.
1. Математический софизм.
2) На ИД представлено задание на определение соответствия между фигурой и формулой для вычисления ее площади (1 учащийся выполняет у доски)
.
- Формулы для вычисления площади каких фигур мы еще не знаем?
- Какие вопросы возникли у вас после выполнения этого задания?
- Достаточно ли у вас знаний по теме «Площадь»?
Дети формулируют для себя цель урока.
III. Изучение нового материала.
- Какие вопросы возникли у вас после фронтальной работы?
- Как найти площадь трапеции?
Предполагаемые ответы:
Трапецию можно разбить на треугольники и найти сначала площади этих треугольников, а затем сложить их.
Исследовательская работа.
Вопрос. Как найти площадь трапеции?
Групповая работа
Группа 1. Трапеция разбита на 2 треугольника. Найдите ее площадь через площади треугольников. | |
Группа 2. Трапеция разбита на треугольник и параллелограмм. Попробуйте выразить ее площадь, используя площади этих фигур. | |
Группа 3. Прямоугольная трапеция разбита на 2 треугольника. Найдите ее площадь через площади треугольников. | |
Группа 4. Через середину О стороны CD трапеции ABCD проведена прямая ВО, пересекающая прямую AD в точке К. Сравните площади трапеции и треугольника АВК. Запишите формулу для вычисления площади треугольника. Чему равна площадь трапеции? |
Выслушиваем выступающих от групп, анализируем полученные результаты.
Предлагаю желающим составить теорему о площади трапеции.
Площадь трапеции равна произведению полусуммы ее оснований на высоту.
Давайте проверим вашу память. Составьте теорему о площади трапеции с помощью ИД.IV. Закрепление нового материала.
Учитель. Задачи на нахождение площадей действительно очень важны в повседневной жизни. Неслучайно одно из заданий 1первой части ЕГЭ - на нахождение площадей различных фигур.
а) Фронтальная работа.
Задание. Найдите площадь трапеции, если длина 1 клетки 1 см.
1 |
|
3 |
Б) Ролевая игра.
Предлагаю ребятам с карточками одного цвета объединиться в группы.
Вам всем предстоит побывать в непривычной для вас роли.
Группа №1 (бухгалтер строительной фирмы) Строительная фирма заказывает заводу металлоконструкций 25 окон, образец которых вы видите на фото. Размеры стекол вы видите на рисунке. Стоимость 1 м2 стекла 120 руб. Рассчитайте стоимость стекол, необходимых для изготовления этих окон. |
|
Группа №2 (историки) В Старинных русских рукописях содержатся способы измерения площадей различных фигур. Там утверждалось:
|
|
Группа №3 (налоговый инспектор) Налог на землю составляет 1% от стоимости земли. Найдите стоимость предложенного участка земли, если 1 м2 стоит 20 тыс. рублей. Рассчитайте налог на этот участок земли. |
|
Группа №4 (редактор газеты «Степная новь»). Учащиеся школы №10 поздравили весь педагогический коллектив школы с праздником, заказав поздравление в газете «Степная новь». Найдите стоимость объявления, если стоимость 1 см2 объявления 4 рубля. |
V. Итог урока
Предлагаю продолжить одну из фраз на доске.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось
Какое открытие вы сделали для себя на этом уроке? Что вам больше всего понравилось на уроке?
VI. Д.з.
п 53 (конспект), № 480 (а,в), в Интернете, книгах найти софизмы по теме «Площадь».