Пояснительная записка
Направление представленной работы: естественно-научное.
Характеристика класса: урок проводился в 8 «А» классе, 2008–2009 учебном году. В классе обучалось 23 учащихся (7 юношей, 16 девушек). Класс социально адаптированный, психологически уравновешенный, среднего уровня обученности, обучаемы – все.
Программа: в работе использована программа курса химии для 8 класса общеобразовательных учреждений, ее автор – О.С. Габриелян, учебник – О.С. Габриелян, «Химия 8 класс», Москва, «Дрофа», 2009 год, раздел – «Соединения химических элементов», количество часов – 2 часа в неделю, в год – 68 часов.
Методики, применяемые на уроке: работа в группах, практическая работа, урок-игра, викторина.
Форма урока: комбинированный.
Этап обучения по данной теме: основной.
Вид деятельности: поисковый и репродуктивный.
Этапы урока: организационный момент, вступление, распределение по группам, путешествие по станциям: «Информационная», «Историческая», «Стой! Красный свет!», «Индикаторная», «Экспериментальная», аукцион призов, рефлексия, подведение итогов
Активные формы обучения: практическая работа, конференция, викторина.
Использование современных технологий: на уроке применялись информационно коммуникативные технологии.
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения, состава кислот и их многообразием.
Задачи:
- Учебная – формирование знаний учащихся о составе, классификации кислот, их представителях; умений экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Воспитательная – воспитывать неравнодушное отношение к предмету, окружающей среде.
- Развивающая – создать условия для понимания у учащихся взаимосвязи между свойствами веществ, их получением и применением.
Игровые цели: набрать как можно больше жетонов.
Оборудование: на демонстрационном столе учителя – HCl, H2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная палочка, градусник (спиртовый), лучинка, универсальная индикаторная бумага, распылитель с раствором лакмуса, бумажные цветы, обработанные раствором соляной кислоты, презентация к уроку по теме «Кислоты» (Приложение 5).
На столах учащихся: растворы HCl, H2SO4, растворы метилоранжа, фенолфталеина, лакмуса, химические стаканчики с водой (50 мл), стеклянная палочка с резиновым наконечником, пробирки, универсальный индикатор, чашки Петри с кусочками лимона, грейпфрута, драже аскорбиновой кислоты в ступке с пестиком.
Оформление кабинета: лист бумаги с выжженным концентрированной серной кислотой словом «кислота», карточки с формулами кислот, названия станций: «Информационная», «Историческая», «Стой! Красный свет!», «Экспериментальная», «Индикаторная».
На столах у жюри: бланки оценивания для жюри.
На доске: маршрут путешествия, модель паровоза, семафора.
Подготовка к заседанию: необходимо подготовить несколько учащихся – «дежурных по станции». Они готовят сообщения об истории открытия важнейших кислот, о правилах техники безопасности при работе с кислотами, об истории открытия индикаторов, важнейших кислот. Готовятся таблички с названиями и формулами кислот, вопросы для аукциона призов. Для экономии времени на уроке, названия и девизы команд раздаются заранее.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Распределение по командам.
III. Исполнение гимна юных химиков
на мотив песни «Все выше, и выше, и выше» в исполнении солистов хор-класса «Стиль» МБОУ «СОШ № 57»:
Нам суждено пролить все то, что льется,
просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш кабинет химическим зовется.
Мы рождены, чтоб химию любить!
Припев:
Все выше, и выше, и выше к вершинам науки идем.
И кто этим бромом подышит,
тот рыжим становится сам.
Нам не чета филологи-пижоны.
Историков за пояс мы заткнем,
и по халатам, рваным и прожженным,
мы химиков повсюду узнаем.
IV. Вступительное слово учителя.
Любой человек любит путешествовать, я приглашаю вас совершить путешествие в мир веществ. Чтобы отправиться в путь надо познакомиться с командами.
V. Приветствие команд: название, девиз.
Итак, все команды в сборе, можно начинать урок- путешествие. Чтобы узнать тему урока, разгадайте кроссворд. (Приложение 1).
Итак, тема урока- путешествия: «Кислоты». (Кадр 1). Вы – пассажиры поезда, мои помощники – проводники, расскажут вам о кислотах.
VI. Первая станция – «Информационная».
(Кадр 2). «Дежурный по станции» знакомит учащихся с определением кислот, с важнейшими представителями, с формулами и названиями кислот.
Сообщение дежурного по станции «Информационная»
- Определение кислот. Кислотами называются сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.
- Состав кислот. Все кислоты обязательно содержат водород, который в формуле записывается на первом месте. Вся остальная часть формулы называется кислотным остатком. Как правило, кислотные остатки образуют элементы – неметаллы. Перечислим некоторые кислоты. HCl – соляная кислота, H2SO4 – серная кислота, HNO3 – азотная кислота, H2CO3 – угольная кислота, H2SiO3 – кремниевая кислота, H3PO4 – фосфорная кислота.
- Классификация кислот. По составу кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные, а по числу содержащихся в них атомов водорода, способных замещаться на металл,- на одноосновные, двухосновные и трехосновные. Многие кислоты в воде хорошо растворимы (соляная HCl, серная H2SO4, уксусная CH3COOH и др.), но существуют и нерастворимые в воде кислоты: стеариновая C17H35COOH, кремниевая и др. Известно много кислот – сильных электролитов (например, соляная, азотная, хлорная HClO4). Существуют и кислоты – средние по силе электролиты (фосфорная, уксусная и др.) Известны кислоты – слабые электролиты (борная H3BO3, теллуровая H6TeO6 и др.) Кислоты часто подразделяют на неорганические (минеральные): соляная, серная, азотная, фосфорная и др. и органические: муравьиная HCOOH, щавелевая (COOH)2, яблочная, молочная и др.
Викторина
- что такое кислоты?
- какие кислоты вам известны?
- на какие группы можно разделить кислоты? (Раздача жетонов).
У доски – вывешивают формулы названных кислот.
Молодцы, замечательно потрудились! Получили нужную информацию, можно отправляться дальше. А впереди у нас по расписанию – станция «Дегустационная».
VII. Вторая станция – «Дегустационная».
(Кадр 4). В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус, но сегодня сделаем исключение: перед вами лежит таблетка аскорбиновой кислоты, лимон, грейпфрут, их можно попробовать на вкус и данные своих наблюдений занести в таблицу.
Таблица «Определение вкуса лимона, грейпфрута, аскорбиновой кислоты в драже»
Название фрукта, витамина | № образца | ||
№1 | №2 | №3 | |
Вывод: Такие фрукты как …, …, а также … обладают …. вкусом
Учащиеся должны убедиться в том, что большинство кислот кислые на вкус.
Итак, вы познакомились с лимонной и аскорбиновой кислотами. А в конце XVIII века химики знали более десятка кислот. Наша следующая остановка на станции «Историческая».
VIII. Третья станция – «Историческая».
(Кадр 5) «Дежурный по станции» рассказывает историю открытия важнейших кислот, индикаторов. (Приложение 2).
Помощники проводят игру «Кто больше?» – назвать химические термины на первые буквы в слове «кислота»: к, и, с, л, о, т, а. (Раздача жетонов).
Молодцы! Я вижу вам нравиться учиться, играя. Продолжим наше путешествие.
Но, что это? Проводник показывает красный свет – проезда нет!
IX. Станция «Экспериментальная».
(Кадр 6). Начальник поезда показывает красный сигнал семафора, предупреждая о том, что проводить опыты с кислотами нужно аккуратно, знать правила техники безопасности.
Учащиеся знакомятся с «Инструкцией по технике безопасности при работе с кислотами».
Инструкция «Правила техники безопасности при работе с кислотами»
(Инструкция выдается на каждый стол)
При работе с кислотами необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
- Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
- Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
- Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
- При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать серную кислоту, добавляя ее в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо, руки, попасть в глаза. Запомни! Сначала – вода, потом – кислота, иначе случится беда!
- Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.
Учитель проводит демонстрационные опыты:
а) опыт растворения в воде конц. H2SO4;
б) опыт: «эскимо» – сахар + конц. H2SO4;
в) опыт «дым без огня»;
г) опыт «синий цветок становится красным».
Викторина
- Как правильно приготовить раствор серной кислоты?
- Что вы предпримите, если на кожу попала кислота? (Помощники раздают жетоны отвечающим).
Итак, познакомились с правилами техники безопасности при работе с кислотами. Можем двигаться дальше. Прибыли на конечную станцию – «Индикаторная».
X. Станция «Индикаторная».
(Кадр 7). Начальник поезда показывает на семафоре зеленый свет и заранее подготовленные учащиеся дают краткую информацию об индикаторах.
Сообщение дежурного по станции «Индикаторная»
Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в германии у П. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот.
Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей – синим.
После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели». Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот и оснований.
Индикаторы помогли Р. Бойлю открыть новую кислоту. Сжигая фосфор и растворяя образовавшийся белый продукт в воде, он получил неизвестную химикам кислоту. По исходному веществу он назвал ее фосфорной.
Затем учащиеся проводят опыт «Свойства кислот», самостоятельно заносят данные наблюдений в таблицу. (Приложение 3). (Результаты наблюдений сдают жюри, которые подводят итоги). (Приложение 4).
Наше путешествие подходит к концу. Спасибо за работу. В заключение проведем аукцион призов.
XI. Аукцион призов
проводят «дежурные по станциям», задавая вопросы, а начальник поезда раздает призы – предметная тетрадь, таблица растворимиости, аскорбиновая кислота в драже, канцелярские принадлежности, силикатный клей, парафиновая свеча и т.д.
Викторина
- Как одним словом можно назвать соли азотной кислоты, применяемые как удобрения? (нитраты)
- Для чего в зимнее время между рамами иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой? (обладает способностью поглощать влагу)
- Какая кислота содержится в желудочном соке? (соляная)
- Какую кислоту можно найти в минеральной воде и лимонаде? (угольную)
- На какие группы делятся кислоты по числу атомов водорода?
- Как называется первая кислота, с которой познакомился человек? (уксусная)
- Какую кислоту называют «хлебом химической промышленности»? (серную)
- Кто открыл индикаторы? (Р. Бойль)
- Какие вещества называют индикаторами?
- В каком веке стали получать серную кислоту? (X век)
- Из записок Петра I: «Фунт истертой селитры положить в стеклянный реторт и взлить на то помалу фунт самого чистого масла купоросного». Какое вещество было получено в результате? (азотная кислота)
XII. Рефлексия.
Самооценивание команд по ключу: 5 баллов – все понятно, можем рассказать другим; 4 балла – все понятно, но другим рассказать не беремся; 3 балла – понятно, но не все; 2 балла – ничего не понятно. (Кадр 8).
ХIII. Подведение итогов. Выступление жюри.
Спасибо за внимание! (Кадр 9).