Цели и задачи:
- на примере жизни и правления двух русских царей показать детям как человек, совершая нравственные поступки, может подняться к «высотам» и, совершая безнравственные поступки, падает в «бездну»;
- Воспитывать в детях любовь к своей Родине; помнить, беречь и уважать историю своего народа; уметь делать выводы из прошлого;
- Познакомить учащихся с эпохой становления и укрепления Московского государства;
Оборудование: используется интерактивная доска (портреты царей Ивана Грозного и Петра Великого, репродукции картин с изображением царей, фотографии Москвы и Санкт-Петербурга, тексты пословиц и поговорок; доклады детей по данной тематике, стихи, выставка исторической, справочной литературы по теме урока.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о становлении и укреплении Московского государства.
II. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
- Как вы понимаете выражение «Оставить след на земле…» (СЛАЙД № 1)
В ходе обсуждения дети должны прийти к выводу, что след на земле можно оставить как в прямом смысле, в виде следа на песка, но и в переносном – оставить человеческую и историческую память.
- Какой может быть эта память?
(Добрая память и дурная слава)
- Как вы понимаете пословицы:
«Доброе дело два века живет», «Дерево ценят по плодам, а человека по делам» ? (СЛАЙД № 2)
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- Как вы думаете, почему Ивана Васильевича называют Грозным, а Петра I – Великим?
(Дети высказывают свои предположения, опираясь на материалы своих докладов)
IV. ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
1. Доклады детей о Иване Грозном. (СЛАЙД №3 – портрет Ивана Грозного)
2. Подведение учителем итогов по выступлениям учащихся.
После смерти отца, в 3-летнем возрасте Иван становится великим князем земли русской. Целых 4 года страной правила его мать Елена, которую отравили бояре. Они хотели, чтобы царя выбирали. Пришедшие к власти бояре, всех близких Ивана посадили в тюрьмы, сослали в монастыри. С детства видел князь насилие, жестокость, сцены ругани и драки. На глазах маленького Ивана бояре попирали память родителей, разоряли казну. На глазах 12-летнего князя убили его митрополита.
Жестокости, которые совершали на глазах у него бояре, искалечили душу ребёнка. В детстве он любил издеваться над кошками и собаками. Бояре всячески поощряли все его низменные чувства и жестокость. К 15 годам Иван стал дерзок, жест он, подозрителен, скрытен.
Вместе со своими сверстниками он носился по улицам Москвы на санях, увеча и убивая людей. А его хвалили: «О! Храбр будет этот царь и мужествен!»
За казни и опалы, за страшный гнев, порой без причины, народ назвал его – Грозным.
За несколько лет до своей смерти, в припадке гнева он убил тяжелым жезлом своего взрослого старшего сына, приревновав его к шестой молодой жене. (СЛАЙД № 4)
Русские победы в военных походах при царствовании Ивана Грозного склонили к вхождению в состав России Казанское ханство, Башкирию, Ногайскую орду и Западную Сибирь.
Иван Грозный в конце XV века объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынского ига. Возникло новое, Московское государство. Его первый правитель Иван Васильевич именовал себя государем всея Руси. Все великие указы государя скреплялись печатью. На одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на - другой всадник, поражающий копьем змея.
ОДИН ИЗ УЧЕНИКОВ ЧИТАЕТ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ИЛИ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ АЛЕКСАНДРА БЛОКА, ПОСВЯЩЕННОЕ ИВАНУ ГРОЗНОМУ.
***
Грешить бесстыдно, непотребно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в Божий храм.
Три раза преклониться долу,
Семь - осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.
Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод.
И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
25 августа 1914 г.
Несмотря на всю жестокость Иван Грозный укрепил Российское государство, заставил уважать его и другие страны. Именно при Иване Грозном стала краше столица нашей страны – Белокаменная Москва. (СЛАЙДЫ № 5, 6,7))
«НРАВСТВЕННОСТЬ»
Е.ЕвтушенкоМоскву прозвали новым Римом,
Но чужды ей сии слова.
Уйдет все временное дымом –
Москва останется Москва.
России внутренняя ценность
Не в реставрации церквей,
А чтобы в нравственность, как в церковь,
Вводили мы своих детей,
Безнравственность уже не русскость,
Но, если нравственность жива,
Россия выстоит, не рухнет,
Отринет римский путь Москва.
3. Доклады детей о Петре Первом. (СЛАЙД № 8)
4. Подведение учителем итогов по выступлениям учащихся.
Петр стал царем, когда ему было всего 10 лет. Трон он разделил со своим старшим братом Иваном, который был слаб здоровьем. Правительницей при братьях стала царевна Софья. Подняв стрелецкий бунт и воспользовавшись властью, Софья выпроводила маленького Петра в село Преображенское. Для него началась вольная жизнь.
Как у всех мальчишек, страсть к оружию и военным играм у Петра была неистребима. Софья была даже рада, что Петр не вмешивается в московские дела.
На потеху себе маленький царь создал полк, которым играл, как игрушками. К 11 годам у него уже было два батальона по 300 человек – основа будущих гвардейских полков (Преображенский и Семеновский).
Обучаться военным хитростям Петр отправился в немецкую слободу. Здесь юный император брал уроки арифметики, геометрии, артиллерии. Но именно в Немецкой слободе Петр полюбил немецкий порядок и с отвращением стал относиться ко всему русскому.
В юности царь вел разгульный образ жизни.
Царь Петр Первый был лучшим корабельным мастером России. Корабельному делу он обучался в своих путешествиях за границу, где наблюдал строительство кораблей от закладки и до пуска на воду. Скрывая свой титул, русский царь с топором в руке работал на иностранных верфях.
Петр стоял в центре всех коренных преобразований России начала XVIII века. Они касались буквально всех сторон жизни России. Никакие трудности, неудачи и поражения не могли сломить Петра в его преобразовательной деятельности.
На 17-м году мать решила женить сына, чтобы остепенить его и сама подобрала ему жену. Но эта любовь продолжалась недолго. Петр сбежал от супруги на Плещеево озеро и стал строить корабли. От этого брака у Петра было 3 детей, но только цесаревич Алексей выжил. (СЛАЙД № 9)
Царь не любил своего сына и старался отправить его подальше с глаз долой. Когда Алексей женился, Петр всячески разлучал сына с молодой женой, давая ему различные государственные поручения. Алексей сбежал от отца в Европу. Но Петр нашел сына и заставил его вернутся в Россию, где предал сына и его приближенных (50 человек) пыткам. Версий гибели цесаревича Алексея много, но суть одна – Петр совершил сыноубийство. Он всячески показывал свое безразличие к сыну и на следующий день после его гибели пышно и весело отпраздновал десятую годовщину Полтавской баталии.
Суть противоречий между отцом и сыном заключалась в том, что Алексей, куда более образованный, чем отец, не хотел для России потрясений и крутой ломки всего, что было раньше. Царевич понимал необходимость преобразований, но спокойных и последовательных. Но Петр ни с чьим мнением не считался.
Но была в жизни царя и большая любовь к литовской крестьянке Марте, которая приняла православие и стала Екатериной – будущей императрицей всей Руси. Екатерина имела необычные способности. Время от времени у Петра случались страшные припадки. Он начинал судорожно дергаться, и появлялась длительная головная боль. Екатерина тут же приходила на помощь. Она сажала мужа рядом, брала его за голову и почесывала ее. Петр быстро засыпал на ее груди. Она неподвижно сидела 2 3 часа. Он просыпался здоровым и бодрым.
И все же нельзя не отдать должное заслугам Петра. Именно при его правлении был подъем науки, культуры. Россия из безграмотной и нищей страны превратилась в великую империю с флотом. На берегах Невы им был построен великий город Санкт- Петербург с пышными парками и роскошными дворцами. За это народ назвал его Великим.
ОДИН ИЗ УЧАЩИХСЯ ЧИТАЕТ НАИЗУСТЬ ИЛИ ВЫРАЗИТЕЛЬНО СТИХОТВОРЕНИЕ А.С.ПУШКИНА «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» (СЛАЙД № 10)
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И в даль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам…
(СЛАЙДЫ № 11, 12, 13)
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
V. ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
- Я прочитаю вам притчу , а вы внимательно послушайте и скажите, о каком из двух царей мог бы идти рассказ?
Один царь строил себе дворец и перед дворцом сделал сад. Но на самом въезде в сад стояла избушка и бедный жил старик.
Царь хотел эту избушку снести, чтобы она сад не портила. И послал своего министра к бедному мужику, чтобы купить избушку.
Министр пошел к мужику и сказал: «Ты счастлив. Царь хочет твою избушку купить. Она десяти рублей не стоит, а царь тебе сто дает». Мужик сказал: «Нет, я избушку за сто рублей не продам». Министр сказал: «Ну, так царь двести дает». Мужик сказал: « Ни за двести, ни за тысячу не отдам. Мой дед и отец в избушке жили и померли, и я в ней стар стал и умру, Бог даст».
Министр пошел к царю и сказал: «Мужик упрям, ничего не берет. Не давай же, царь, мужику ничего, а вели снести избушку даром. Вот и все».
Царь сказал: «Нет, я этого не хочу». Тогда министр сказал: «Как же быть? Разве можно против дворца гнилой избушке стоять? Всякий глянет на дворец, скажет: хорош дворец, да избушка портит. Видно, скажет, у царя денег не было избушку купить».
А царь сказал: «Нет, кто взглянет на дворец, тот скажет: видно у царя денег много было, что такой дворец сделал; а взглянет на избушку, скажет: видно, в царе этом и правда была. Оставь избушку».
- Дети обсуждают притчу, и каждый высказывает свое мнение.
Учитель должен подвести детей к выводу, что больше к портрету царя подходит Петр Первый.
Данная притча учит нас хранить исторические сведения и памятники прошлого. Мы должны уметь делать выводы из ошибок прошлого, чтобы не допускать их в будущем.
VI. ИТОГ УРОКА.
- Что общего в жизни, правлении и в судьбе двух великих царей России?
(СЛАЙД № 14)
- Оба пришли к власти в раннем детстве;
- Наместниками их на троне были их матери;
- Оба были лишены любви и внимания со стороны близких людей;
- Оба являлись грамотными людьми;
- Оба были жестокими по отношению к людям;
- Оба являются сыноубийцами;
- Оба сделали большой вклад в дело развития, укрепления и величия своей Родины;
- На ваш взгляд, могли бы Иван Грозный и Петр Первый жить и поступать по-другому? Почему?
- Какой вывод лично для себя сделал каждый из вас на сегодняшнем уроке?
- Каким должен быть человек наделенный властью, чтобы оставить на земле добрый след и добрую память?
(СЛАЙД № 15)
Есть у памяти свойство такое:
После самых суровых невзгод
Забывается быстро плохое,
А хорошее долго живет!
К.Ваншенкин.