Задачи:
Образовательные:
- дифференцировать звуки [Т] и [Д] изолированно, в словах, в слогах.
- учить проводить сравнительный анализ звуков с помощью плана-схемы.
- учить составлять предложения по нескольким предметным картинкам.
- учить детей старшей подгруппы составлять небольшой рассказ по сюжетной картинке.
- учить употреблять в речи относительные прилагательные.
Коррекционные:
- развивать зрительное восприятие,
- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику,
- развивать фонематический слух.
Воспитательные:
- воспитывать желание говорить четко и правильно, -воспитывать внимательность и наблюдательность.
Оборудование: 2 игрушки медвежат, письмо-пазл (изображение медвежьей семьи), схемы анализа артикуляции и характеристики звуков, колокольчики, предметные картинки со звуками [т] и [д], 2 мольберта, наборное полотно, игровизоры с карточками-картинками, карандаши, грузовая машина, мешочки с крупой, опорные картинки для составления предложений (для детей 5-6 года жизни), сюжетные картинки (для детей 6-7 года жизни), листочки с гусеницами /жучками/ на ниточке, музыкальный центр с музыкой леса весной.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Оргмомент.
Педагог обращает внимание на появившийся в группе конверт. (В конверте картинка-пазл с изображением медвежьей семьи)
Посмотрите, что случилось -
Вся картинка развалилась,
Ты на место все поставь,
Все в лесу сейчас поправь.
(дети собирают картинку из частей)
- Что же у нас получилось? Кто это? (ответы детей)
Педагог выставляет игрушки медвежат: девочка и мальчик.
- Пришла весна. Медвежата проснулись и пришли к нам в гости. Это - Толя, а это - Даша, они хотят у вас научиться тому, что вы уже знаете и умеете.
2. Развитие мимики.
- Ребята, вы рады медвежатам? Покажите, как вы улыбаетесь, а медвежата хотят посмотреть, как вы удивились, когда их увидели? Покажите, как вы сердитесь? А как плачете?
- А теперь вновь улыбнитесь и покажите как вы рады встрече с медвежатами.
3. Развитие артикуляционной моторики.
Прежде, чем идти вперед каждый пусть в наш лес зайдет.
Будем мышцы упражнять
Расслаблять и напрягать,
Языка и зубов.
Ну, скажите, кто готов?
Зубы.
Чтобы лес не разоряли,
Чтобы лес все охраняли,
Обнесем его забором,
Зубками стучим мы хором. ("Заборчик")
Язык.
Что за стук? Тук-тук-тук.
Это дятел все стучит
Никогда не замолчит ("Дятел")
Воздушная струя. Всех мы вредных насекомых сдуем с листиков зеленых (сдувание с листочков гусениц /жучков/)
4. Дифференциация звуков.
- Кто сегодня к нам в гости пришел? Как их зовут?
- Назовите звуки с которых начинаются имена наших медвежат? ( [Т] и [Д])
- Вот с этими звуками мы сегодня и поиграем.
Чтобы звуки нам поймать
Нужно все про них сказать.
Дети характеризуют артикуляцию звука [Т] с помощь схемы
Губы: в виде улыбки.
Зубы: сближены, но не сомкнуты; между зубами небольшая щель.
Язык: кончик упирается в верхние зубы, спинка опущена.
Голосовые складки: не работают (не напряжены).
Воздушная струя: короткая, прохладная.
Дети характеризуют артикуляцию звука [Д] с помощь схемы.
Губы: в виде улыбки.
Зубы: сближены, но не сомкнуты; между зубами небольшая щель.
Язык: кончик упирается в верхние зубы, спинка опущена.
Голосовые складки: работают (напряжены).
Воздушная струя: короткая, теплая.
- Чем похожи эти звуки? (губы, зубы и язычок расположены одинаково).
- В чем отличие звуков? (при произношении звука [т] голосовые связки не работают (голос не дрожит), а при произношении звука [д] голос дрожит).
5. Развитие фонематического слуха.
- Колокольчиком звоните, если звонкий звук услышите.
Ну, а если звук глухой, то молчите, раз он такой.
(Т, Д, Т, Д, Т; да, та, до, ды, ты, ту, да, то; помада, лопата, котлета, дом, туфли, двор, дочка, тачка)
6. Дифференциация звуков.
- Ребята, посмотрите, наши медвежата о чем-то спорят. Что случилось? Наши друзья медвежата никак не могут между собой поделить картинки. Давайте мы с вами поможем им. Картинки, в названии которых есть звук [д] отдаем Даше, картинки со звуком [т] - Толе.
- Медвежата просят вас красиво разговаривать, все звуки проговаривать. Расскажем нашим медвежатам чистоговорку. На звонкий звук [д] мы будем хлопать в ладоши, ну а на глухой [т] - по бедрышкам.
Та-та-та-горячая плита,
Да - да - да - в баке вода,
Ту - ту- ту - я улицу мету,
Ду - ду - ду - я домой иду.
Ты - ты - ты - зеленые кусты,
Ды- ды - ды -я налил воды.
7. Массаж рук.
- Взяли в руки карандаши
Будем делать мы массаж.
Сверху-вниз, сверху-вниз,
Ты катись, катись, катись.
Про ладошки не забудем,
Массажировать их будем.
(Массаж ладоней от конца пальчиков через всю ладонь)
8. Развитие графо-моторных навыков.
Игровизоры возьмем,
По дорожкам мы пойдем
И друзей себе найдем.
- Побежим по дорожкам и кого же из друзей наших медвежат мы встретим? ( под спокойную музыку дети проводят карандашом по дорожкам)
- Кого же из друзей наших медвежат на дорожках вы встретили?
9. Физкультминутка.
(дети выполняют движения соответствующие тесту)
Медвежата зарядкой занимаются, друг с другом обнимаются.
Лапки вверх поднимаются, лапки вниз опускаются.
В стороны потом разводят и на месте вместе ходят.
Топают ногами, крутят головой, крепко обнимаются и идут домой.
10. Пальчиковая гимнастика.
- Ребята, медвежата приготовили для вас сюрприз. Хотите узнать? (въезжает машина с мешочками)
- Что привез нам грузовик? Как вы думаете, что в мешочках? Прежде, чем узнать, что там лежит, мы с вами сделаем гимнастику для наших пальчиков. Покажем медвежатам, как мы развиваем наши, и узнаем, кто дружит с нашими медвежатами.
Это зайчонок, Дети поочередно сгибают пальчики в кулачок
Это бельчонок, начиная с мизинчика обеими руками.
Это лисенок,
Это волчок,
А это спешит, Вращают большими пальчиками обеих рук
Ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, Сначала в одну сторону ,потом в другую
Смешной медвежонок,
11. Развитие грамматического строя речи
- Возьмите из кузова машины по одному мешочку. Как вы думаете, что же лежит в ваших мешочках?
- Скажи, что же лежит в твоем мешочке? (индивидуальные ответы детей. Дети определяют, какая крупа лежит у них в мешочке. Если затрудняются сказать, то предложить развязать мешочек и посмотреть, какая крупа там находится)
- Медвежата очень любят разные вкусные каши, но не знают, как эти каши называются. Помогите им.
Из манки - получается манная каша.
Из пшена - пшенная каша.
Из гречи - гречневая каша.
Из риса - рисовая каша.
Из гороха - гороховая каша - горошница.
Из фасоли - фасолевая каша.
Из чечевицы - чечевичная каша.
А из семечек?
12. Развитие связной речи.
- Вы любите каши? Кто вам их готовит?
- Медвежата и приготовили интересные иллюстрации. Вы их рассмотрите и расскажите, что на них изображено? (дети 5-6 года жизни составляют предложения по опорным картинкам, дети 6-7 года жизни составляют описательный рассказ)
13. Итог.
- Наши медвежата очень рады тому, что вы уже умеете и знаете и желают вам:
Говорить всегда красиво, смело и неторопливо,
Вспоминайте обязательно, что учили на занятии.
- Какие звуки мы сегодня сравнивали? Чем отличаются эти звуки?
- Из чего варили каши?
Список литературы:
- Ванюхина Г.А. Речецветик. Учебное пособие. - Екатеринбург: Старсо, 1993.
- Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки /сост. Т.В.Пятница. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
- Ярош Е.А. Путешествие по городу Красивой речи. Учебно-методическое пособие. Научно-методический Центр Проблем Детства. Лаборатория развития способностей детей и разработки технологий индивидуализации образовательного процесса. - Екатеринбург: Издательство "Центр Проблем Детства", 2001.