Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Задачи:

Образовательные:

  • дифференцировать звуки [Т] и [Д] изолированно, в словах, в слогах.
  • учить проводить сравнительный анализ звуков с помощью плана-схемы.
  • учить составлять предложения по нескольким предметным картинкам.
  • учить детей старшей подгруппы составлять небольшой рассказ по сюжетной картинке.
  • учить употреблять в речи относительные прилагательные.

Коррекционные:

  • развивать зрительное восприятие,
  • развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику,
  • развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  • воспитывать желание говорить четко и правильно, -воспитывать внимательность и наблюдательность.

Оборудование: 2 игрушки медвежат, письмо-пазл (изображение медвежьей семьи), схемы анализа артикуляции и характеристики звуков, колокольчики, предметные картинки со звуками [т] и [д], 2 мольберта, наборное полотно, игровизоры с карточками-картинками, карандаши, грузовая машина, мешочки с крупой, опорные картинки для составления предложений (для детей 5-6 года жизни), сюжетные картинки (для детей 6-7 года жизни), листочки с гусеницами /жучками/ на ниточке, музыкальный центр с музыкой леса весной.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Оргмомент.

Педагог обращает внимание на появившийся в группе конверт. (В конверте картинка-пазл с изображением медвежьей семьи)

Посмотрите, что случилось -
Вся картинка развалилась,
Ты на место все поставь,
Все в лесу сейчас поправь.

(дети собирают картинку из частей)

- Что же у нас получилось? Кто это? (ответы детей)

Педагог выставляет игрушки медвежат: девочка и мальчик.

- Пришла весна. Медвежата проснулись и пришли к нам в гости. Это - Толя, а это - Даша, они хотят у вас научиться тому, что вы уже знаете и умеете.

2. Развитие мимики.

- Ребята, вы рады медвежатам? Покажите, как вы улыбаетесь, а медвежата хотят посмотреть, как вы удивились, когда их увидели? Покажите, как вы сердитесь? А как плачете?

- А теперь вновь улыбнитесь и покажите как вы рады встрече с медвежатами.

3. Развитие артикуляционной моторики.

Прежде, чем идти вперед каждый пусть в наш лес зайдет.

Будем мышцы упражнять
Расслаблять и напрягать,
Языка и зубов.
Ну, скажите, кто готов?

Зубы.

Чтобы лес не разоряли,
Чтобы лес все охраняли,
Обнесем его забором,
Зубками стучим мы хором. ("Заборчик")

Язык.

Что за стук? Тук-тук-тук.
Это дятел все стучит
Никогда не замолчит ("Дятел")

Воздушная струя. Всех мы вредных насекомых сдуем с листиков зеленых (сдувание с листочков гусениц /жучков/)

4. Дифференциация звуков.

- Кто сегодня к нам в гости пришел? Как их зовут?

- Назовите звуки с которых начинаются имена наших медвежат? ( [Т] и [Д])

- Вот с этими звуками мы сегодня и поиграем.

Чтобы звуки нам поймать

Нужно все про них сказать.

Дети характеризуют артикуляцию звука [Т] с помощь схемы

Губы: в виде улыбки.

Зубы: сближены, но не сомкнуты; между зубами небольшая щель.

Язык: кончик упирается в верхние зубы, спинка опущена.

Голосовые складки: не работают (не напряжены).

Воздушная струя: короткая, прохладная.

Дети характеризуют артикуляцию звука [Д] с помощь схемы.

Губы: в виде улыбки.

Зубы: сближены, но не сомкнуты; между зубами небольшая щель.

Язык: кончик упирается в верхние зубы, спинка опущена.

Голосовые складки: работают (напряжены).

Воздушная струя: короткая, теплая.

- Чем похожи эти звуки? (губы, зубы и язычок расположены одинаково).

- В чем отличие звуков? (при произношении звука [т] голосовые связки не работают (голос не дрожит), а при произношении звука [д] голос дрожит).

5. Развитие фонематического слуха.

- Колокольчиком звоните, если звонкий звук услышите.

Ну, а если звук глухой, то молчите, раз он такой.

(Т, Д, Т, Д, Т; да, та, до, ды, ты, ту, да, то; помада, лопата, котлета, дом, туфли, двор, дочка, тачка)

6. Дифференциация звуков.

- Ребята, посмотрите, наши медвежата о чем-то спорят. Что случилось? Наши друзья медвежата никак не могут между собой поделить картинки. Давайте мы с вами поможем им. Картинки, в названии которых есть звук [д] отдаем Даше, картинки со звуком [т] - Толе.

- Медвежата просят вас красиво разговаривать, все звуки проговаривать. Расскажем нашим медвежатам чистоговорку. На звонкий звук [д] мы будем хлопать в ладоши, ну а на глухой [т] - по бедрышкам.

Та-та-та-горячая плита,
Да - да - да - в баке вода,
Ту - ту- ту - я улицу мету,
Ду - ду - ду - я домой иду.
Ты - ты - ты - зеленые кусты,
Ды- ды - ды -я налил воды.

7. Массаж рук.

- Взяли в руки карандаши
Будем делать мы массаж.
Сверху-вниз, сверху-вниз,
Ты катись, катись, катись.
Про ладошки не забудем,
Массажировать их будем.

(Массаж ладоней от конца пальчиков через всю ладонь)

8. Развитие графо-моторных навыков.

Игровизоры возьмем,
По дорожкам мы пойдем
И друзей себе найдем.

- Побежим по дорожкам и кого же из друзей наших медвежат мы встретим? ( под спокойную музыку дети проводят карандашом по дорожкам)

- Кого же из друзей наших медвежат на дорожках вы встретили?

9. Физкультминутка.

(дети выполняют движения соответствующие тесту)

Медвежата зарядкой занимаются, друг с другом обнимаются.

Лапки вверх поднимаются, лапки вниз опускаются.

В стороны потом разводят и на месте вместе ходят.

Топают ногами, крутят головой, крепко обнимаются и идут домой.

10. Пальчиковая гимнастика.

- Ребята, медвежата приготовили для вас сюрприз. Хотите узнать? (въезжает машина с мешочками)

- Что привез нам грузовик? Как вы думаете, что в мешочках? Прежде, чем узнать, что там лежит, мы с вами сделаем гимнастику для наших пальчиков. Покажем медвежатам, как мы развиваем наши, и узнаем, кто дружит с нашими медвежатами.

Это зайчонок, Дети поочередно сгибают пальчики в кулачок
Это бельчонок, начиная с мизинчика обеими руками.
Это лисенок,
Это волчок,
А это спешит, Вращают большими пальчиками обеих рук
Ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, Сначала в одну сторону ,потом в другую
Смешной медвежонок,

11. Развитие грамматического строя речи

- Возьмите из кузова машины по одному мешочку. Как вы думаете, что же лежит в ваших мешочках?

- Скажи, что же лежит в твоем мешочке? (индивидуальные ответы детей. Дети определяют, какая крупа лежит у них в мешочке. Если затрудняются сказать, то предложить развязать мешочек и посмотреть, какая крупа там находится)

- Медвежата очень любят разные вкусные каши, но не знают, как эти каши называются. Помогите им.

Из манки - получается манная каша.

Из пшена - пшенная каша.

Из гречи - гречневая каша.

Из риса - рисовая каша.

Из гороха - гороховая каша - горошница.

Из фасоли - фасолевая каша.

Из чечевицы - чечевичная каша.

А из семечек?

12. Развитие связной речи.

- Вы любите каши? Кто вам их готовит?

- Медвежата и приготовили интересные иллюстрации. Вы их рассмотрите и расскажите, что на них изображено? (дети 5-6 года жизни составляют предложения по опорным картинкам, дети 6-7 года жизни составляют описательный рассказ)

13. Итог.

- Наши медвежата очень рады тому, что вы уже умеете и знаете и желают вам:

Говорить всегда красиво, смело и неторопливо,

Вспоминайте обязательно, что учили на занятии.

- Какие звуки мы сегодня сравнивали? Чем отличаются эти звуки?

- Из чего варили каши?

Список литературы:

  1. Ванюхина Г.А. Речецветик. Учебное пособие. - Екатеринбург: Старсо, 1993.
  2. Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки /сост. Т.В.Пятница. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  3. Ярош Е.А. Путешествие по городу Красивой речи. Учебно-методическое пособие. Научно-методический Центр Проблем Детства. Лаборатория развития способностей детей и разработки технологий индивидуализации образовательного процесса. - Екатеринбург: Издательство "Центр Проблем Детства", 2001.