Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с раннего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т.п.

Приобщая детей к искусству, я использую разные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Так, например, в раннем дошкольном возрасте я использую доступную технику:

  • рисование пальчиками, ладошками - ребенок опускает в гуашь пальчик (ладошку) и наносит точки, пятнышки (отпечаток) на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета (рис. 1);
  • рисование ватными палочками - ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу (рис. 2);
  • рисование жесткой полусухой кистью - ребенок на сухую жесткую кисточку набирает совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делает сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэтного животного. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности животного (рис. 3).

А в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник:

  • кляксография - один из вариантов, когда ребенок наносит кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавая изображение. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Затем определяется, на что похож рисунок и дорисовываются недостающие детали (рис. 4);
  • монотипия - ребенок наносит краску на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две (рис. 5);
  • набрызг (рисование зубной щёткой) - ребенок на зубную щётку набирает краску (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивает краску на рисунок. Правило - проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д. (рис. 6).

И это одни из немногих нетрадиционных техник изобразительной деятельности, которые я использую в своей практике начиная с раннего и заканчивая старшим дошкольным возрастом.

Таким образом, разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому в детских дошкольных учреждениях необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

Предлагаю вашему вниманию один из конспектов по нетрадиционной технике рисования ватными палочками в первой младшей группе:

Тема: "Божья коровка, черная головка".

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования ватными палочками (способом примакивания).

2. Продолжать учить окунать ватную палочку в краску и делать отпечаток на поверхности листа - горошки на спинке божьей коровки.

3. Развивать умение различать и называть цвета (жёлтый, синий, красный, зелёный, оранжевый).

4. Продолжать формировать умение правильно держать стержень ватной палочки тремя пальцами, обмакивать ватную палочку в краску.

5. Создать эмоционально положительное настроение, удовлетворение от результатов работы.

Материалы: картинка божьей коровки, готовый образец, готовые божьи коровки без точек на спинке из цветной бумаги на листе ватмана, салфетки, чёрная гуашь в мисочках, клей для педагога, ватные палочки на каждого ребёнка.

Содержание занятия:

Вместе с детьми захожу в группу. Рассказываем вместе с детьми потешку:

Божья коровка,
Чёрная головка.
Ты лети на небо,
Дам тебе хлеба!

Обращаю внимание детей на картинку, на которой изображена одна божья коровка на лужайке:

- Ребята, посмотрите, кто это?! (ответы детей).

- Правильно ребята, это божья коровка.

- Какого цвета у неё спинка? (красного).

- А какого цвета головка и горошки на спинке? (чёрного).

- Ребята, но она ведь совсем одна на полянке, где же её друзья, другие божьи коровки?

- Ах, вот где они спрятались:

Обращаю внимание детей на большой лист ватмана, на котором изображены божьи коровки на лужайке:

- Ребята, посмотрите, чего-то не хватает у наших божьих коровок? (пятнышек)

- Надо помочь им разукрасить их спинки, чтобы и они были такими же красивыми, как та божья коровка, что на картинке?

- Поможем божьим коровкам?! (да).

- Тогда садитесь за столы, а божья коровка будет смотреть, как мы её друзьям рисуем пятнышки на спинках (у детей на столах заранее приготовлены тарелочки с чёрной краской).

- А рисовать мы будем чёрные точки на спинках божьих коровок "волшебными палочками" (показываю детям ватные палочки).

Обращаю внимание детей на образец:

- А вот моя божья коровка, которой я уже нарисовала чёрные точки на её спинке.

- А как я их нарисовала, я вам сейчас покажу.

Объяснение и показ:

- Я беру "волшебную палочку" и окунаю в краску чёрного цвета, много краски на палочку не набираю, и аккуратно примакиваю палочку к спинке божьей коровки.

- Посмотрите, получилось пятнышко?! (да).

- И другие стали появляться.

- А теперь вы сами попробуйте нарисовать пятнышки на спинке божьей коровки (выкладываю перед детьми заранее приготовленных божьих коровок из цветной бумаги с красной спинкой).

- Берите "волшебные палочки", окунайте в краску и аккуратно примакивайте к листу бумаги. Много краски на палочку не набираем, примакнули и отпустили.

Провожу индивидуальную работу с детьми, у которых не получается.

Обращаюсь к детям:

- Вот, какие молодцы, какие красивые пятнышки получились у божьих коровок!

Предлагаю детям станцевать для божьих коровок.

Проводится игра под музыку, дети поют и танцуют: "Где же наши ручки:"

Занятие переходит в свободную деятельность детей (рис. 7).

Рисунки.