Формирование чувства любви к родному краю у младших школьников в образовательном процессе

Разделы: Внеклассная работа


Уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной и полевой цветок, нежный шелест ветра напоминает нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые её населяют.

Основной упор в воспитательном процессе младших школьников делается на следующие психологические особенности этого возраста. Первое - их моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в огромном желании участвовать в подвижных играх и действиях. Смотры строя и песни, игра "Зарница", туристические походы, разнообразные спортивные соревнования, посвящённые великому Дню Победы и многое другое - всё это строится и держится на детской моторной активности. А сколько положительных эмоций приносят подобные мероприятия детям и взрослым!

С каким энтузиазмом младшие школьники принимаются вязать сложные морские узлы и наперебой отгадывать задания викторин! Всё это можно и нужно использовать для воспитания из них настоящих граждан своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину. Подобрать интересные вопросы на викторину, подготовить яркую красочную компьютерную презентацию о родном крае с мультимедийными эффектами, даже создать свой небольшой видеоролик, привлекая родителей и старших школьников - вот те средства воздействия, при помощи которых можно донести каждому маленькому человечку силу красоты родной земли.

Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Это не пустые слова, педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек - личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину. Покой отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники, которыми должны быть учителя, тренеры, родители, руководители кружков, все неравнодушные люди в состоянии помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей в начальной школе реализуются в течение четырёх лет. Данная работа разбита на следующие блоки: "Здравствуй, это Я!"

Моя семья.

Моя школа.

Моя Родина.

Моё Отечество.

В построении модели средств краеведческой деятельности учитывают весь спектр целевых ориентаций:

  • дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение краеведческих знаний, умений и навыков в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, трудовых навыков;
  • воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
  • развивающие: развитие внимания, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, фантазии, творческих способностей, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации краеведческой деятельности;
  • социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, обучение общению, психотерапия.

Этапы работы.

Краеведческая работа школьников проводилась в несколько этапов:

  • изучение местного материала на уроках;
  • изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края;
  • изучение архивных документов, памятников истории, культуры или природы, сосредоточенных в фондах и экспозициях музея;
  • проведение школьных экскурсий - исторических, этнографических;
  • обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок, пополнение фондов или организация краеведческого музея;
  • использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

Формы работы.

Краеведческая работа в школе проводилась в трёх основных формах:

  • пассивные - теоретическое обучение с использованием краеведческого материала: уроки, кружки, публикации в печати;
  • полуактивные - практические занятия: конкурсы, вечера ,ставки, музеи;
  • активные - походы, экскурсии, соревнования, работа объединений по интересам, слёты.

Условия, необходимые при подготовке и проведении мероприятий:

Чёткое определение цели мероприятия.

Детальная подготовка мероприятий (информация не может быть формальной, приблизительной).

Эмоциональность мероприятия (наглядность в оформлении).

Значимость для учащихся фактов и событий.

Искренность общения.

Мероприятия не должны вызывать у детей скуку

Участники проекта - учитель, учащиеся 1 - 4-х классов, родители.

Этапы проведения проекта:

  • подготовительный (вхождение в проект) - 1 класс (I полугодие)
  • первый этап - 1 класс(II полугодие)
  • второй этап - 2 класс
  • третий этап - 3 класс
  • четвёртый этап - 4 класс

Подготовительный этап включал в себя изучение семей с целью выявления жилищных условий, уровня педагогической культуры, положения ребёнка в семье, воспитательных возможностей семьи, изучение семейных традиций.

Время летит незаметно. Целый год прошёл.

Чем же они занимались, что сделали за этот год?

  • устанавливали связи истории родного города с истории страны;
  • уточняли знания о достопримечательностях города;
  • знакомились с историко-художественным музеем города;
  • узнавали о гербе, его символике;
  • знакомились с типами улиц, моделировали связи между улицей и человеком, живущем на ней;
  • знакомились с традициями народов, проживающих в родном городе, праздниками и обычаями;
  • учились видеть прекрасное в окружающем мире.

Во 2-м классе мы:

  • расширяли знания об истории своей семьи, школы, города
  • знакомились с символикой Российского государства
  • продолжали знакомиться с краеведческим отделом историко-художественного музея
  • расширяли знания о Палласовском районе, о труде людей родного края
  • устанавливали экологические взаимосвязи в природе и жизненную необходимости охраны своего здоровья
  • продолжали знакомиться с традициями разных народов

В 3-м классе мы:

  • продолжали расширять знания о родном городе, его предприятиях, достопримечательностях;
  • знакомились с историей города в годы Великой Отечественной Войны и вкладом наших земляков в победу над врагом;
  • устанавливали неразрывную связь истории родного города с историей страны;
  • расширяли знания о природных ресурсах края, их использовании и значении для всей страны.

В 4-м классе мы:

  • расширяли свои знания об истории родного города;
  • узнавали значение строительства железной дороги для развития города;
  • знакомились с жизнью и бытом первых переселенцев;
  • продолжали расширять знания о природных ресурсах края;
  • устанавливали уникальность природы края и использование целебных свойств грязи и рапы озера Эльтон, значение грязелечебного курорта;
  • знакомились с лекарственными растениями редкими видами животных и птиц, занесённых в красную книгу Волгоградской области.

Направления и формы краеведческого воспитания младших школьников

1. Историко-краеведческое направление.

Цель работы: изучение истории родного края, проведение краеведческой работы, осознание учащимися традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывность с ней, формирование гордости чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Основные формы работы: беседы "Биография и судьба", заочное путешествие "Наш край в далёком прошлом", посещение музеев и выставок народного творчества, встреча со знаменитыми людьми своего города, участниками Великой Отечественной войны, уроки духовного общения "История города, история народа", акция "Помоги памятникам Отечества", диспут "О чём рассказала фотография".

2. Литературно-музыкальное направление.

Цель работы: изучение народного фольклора, формирование активной жизненной позиции и патриотического сознания

Основные формы работы: "Фестиваль дружбы народов", инсценирование народных сказок, вечер песни народов своего края, конкурс стихов "Нет в мире Родины краше, конкурс сочинений "Моё Отечество", конкурс военной и солдатской песни "Салют Победы"/Приложение №7 фотографии/, концерт для ветеранов Великой Отечественной войны.

3. Физкультурно-оздоровительное направление.

Цель работы: воспитание здорового спортивного соперничества между детскими коллективами.

Основные формы работы: соревнование между классами "Самые сильные, ловкие, умелые", интеллектуальная игра "В здоровом теле здоровый дух".

4. Экологическое направление.

Цель работы: воспитание любви к природе, изучение природы родного края.

Основные формы работы: акция "сбережём родной край", конкурс-выставка "Природа и мы", операция "Живи родник".

5. Трудовое направление.

Цель работы: привитие трудовых навыков каждому ребёнку

Основные формы работы: праздник "История костюма моего народа", работа кружка "Удивительное солёное тесто".

6. Семейное направление.

Цель работы: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной, истории семьи.

Основные формы работы: конкурс "Наши корни", беседа "Семейные праздники", вечер "Об этом рассказала фотография", составление генеалогического древа "Моя родословная".

7. Героико-мемориальное направление.

Цель работы: формирование чувств гордости героической историей Родины, гражданской позиции, участие в возрождении народных традиций, обычаев.

Основные формы работы: урок мужества "Герои нашего города", вахта Памяти у Вечного огня, организация шефской помощи ветеранам ВОВ, акция "Подарок ветерану", игра-путешествие "История моего города - история моей страны", открытие школьного музея.

8. Дидактическое направление.

Цель работы: осознание учащимися в процессе изучения школьных дисциплин патриотических идеалов, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, развитие способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов в практической деятельности.

Основные формы работы: введение элективных курсов "Краеведение", урок "Название моего города", урок-исторический портрет "Ими гордиться наш народ", урок-познания "Быт и обычаи наших предков".

Все направления программы включали проведение всевозможных дел с участием родителей школьников. Во время эксперимента выяснилось, что этническая культура способствует приобщению детей к народным традициям, включает ребёнка в массовую деятельность, которая способствует формированию таких качеств личности, как национальное самосознание, достоинство, гордость за свой народ и др.

2.2. Результативность опыта (результаты диагностики)

В результате всей исследовательской работы по патриотическому воспитанию средствами краеведения у ребят стали развиваться следующие умения:

Организационные:

  • ставить цель;
  • планировать свою деятельность;
  • высказывать свои версии;
  • работать по предложенному плану;
  • определять успешность выполнения задания;

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • высказывать свою точку зрения;
  • обосновывать, приводить аргументы;
  • умение слушать и понимать речь других;
  • принимать другую точку зрения;
  • выполнять различные роли в группе;

Интеллектуальные:

  • находить ответы на вопросы, используя учебники, свой жизненный опыт, архивные документы и другие источники;
  • делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • сравнивать и группировать факты и явления.

Оценочные:

  • оценивать жизненные ситуации;
  • в предложенных ситуациях отличать поступки с позиции общечеловеческие ценностей;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

Таким образом, работа над проектом позволила сформировать коллектив единомышленников с общими интересами в понимании проблемы, что в свою очередь, привело к высоким результатам в достижении цели.

Результаты диагностики

Программа диагностики сформированности и развития коллектива класса.

Задачи:

1. Определить уровень развития детей.

2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.

3. Проанализировать полученные факты.

4. Установить причины изменений.

5. Выбрать план дальнейшей коррекционной работы.

Способы изучения эффективности воспитательной системы.

На первом году обучения был проведен мониторинг ранжирования понятий. Дети выбирали одно значимое для них понятие.

Методика Показатели Критерии
Ранжирование понятий Социальная активность учащихся Нравственное развитие
Понятия
1 Семья
2 Друзья
3 Здоровье
4 Отечество
5 Обучение
6 Успех
7 Деньги
8 Слава
9 Известность
10 Трудолюбие
Список класса
1. Аминова
2. Бальбеков
З. Грюнер
4. Захарова Е.
5. Захарова К.
6. Искалиева
7. Кубашева
8. Moop
9. Мулдагалиева
10. Турсунов Д.
1l. Typcунов Е.
12. Томарев
13. Цверкунов
Ранжирование понятий 10         О   Х            
  9   Х Х                    
  8       Х Х Х              
  7               Х   Х      
  6 Х                   Х Х  
  5                          
  4   О                 О   О
  3     О           Х        
  2 О                     О  
  1       О   О О О О О     Х
Список класса   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Х - в начале 1года обучения

О - в конце года

Заключительный этап эксперимента был контрольным. Задачами этого этапа была обработка и анализ полученных результатов, подведение итогов опытно-экспериментальной работы. За время эксперимента у детей обнаружился ярко выраженный интерес к народным педагогическим традициям: играм, праздникам, семейным вечерам, фотовыставкам. Положительным результатом экспериментальной деятельности явилось укрепление связи между семьей и школой, повышение активности участия родителей в мероприятиях воспитательного характера.

Анализ результатов формирующего эксперимента показал существенные изменения патриотической воспитанности младших школьников.

Первый этап. 1 класс (II полугодие).

Прошло полгода. Мы хорошо узнали друг друга. А также, что семья - это маленькое государство. А много ли мы знаем о том государстве, где мы живём, о людях, которые в нём проживают, о нашей малой родине, о своём родном крае.

"Послушайте рассказ о племени, которое называло себя Дети Солнца:

Племя жило на своих землях много-много лет назад - так много, как песчинок в горсти песка. Оно владело бескрайними степям, полями и лугами, и долгое время трудолюбивые люди жили привольно и спокойно. Воля для них - это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению рек, дышать вольным воздухом, воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо. И стоял посреди степи этой курган Ханский. Что скрывал под собой этот курган? Может быть бесценный клад или скрытое от человеческих глаз какое-то древнее культовое сооружение, или похоронен неслыханной силы богатырь. Какие тайны хранят наши степные курганы, немые свидетели далёкого прошлого?

Итак, что мы знаем об историческом прошлом нашего края, города - задумались ребята. Стали интересоваться. Расспрашивали родителей, учителей, читали книги. Узнали, что наш город назван в честь известного естествоиспытателя, члена Петербургской академии наук Петра Симона Палласа, побывавшего в научной экспедиции в нашем степном краю в 1993- 1794 годах.

Задумали дети создать свою книгу с рассказами о Палласовском крае, о самом городе, о прославленных людях, которые проживают в родном городе и его достопримечательностях.

Время летит незаметно. Целый год прошёл. Повзрослели дети, стали задавать серьёзные вопросы, стали сами искать на них ответы. Кто-то предложил: "Давайте продолжим изучать наш город и дальше. Ведь столько интересного можно узнать". Сказано-сделано!

Чем же они занимались, что сделали за этот год?

  • устанавливали связи истории родного города с истории страны;
  • уточняли знания о достопримечательностях города;
  • знакомились с историко-художественным музеем города;
  • узнавали о гербе, его символике;
  • знакомились с типами улиц, моделировали связи между улицей и человеком, живущем на ней;
  • знакомились с традициями народов, проживающих в родном городе, праздниками и обычаями;
  • учились видеть прекрасное в окружающем мире.

Итак, чем же занимались они, что сделали за тот год?

Устроили семейный праздник: "Семья - маленькое государство".

Посещали детскую городскую библиотеку, исторический музей краеведения

Устроили экскурсию по городу и устроили привал в городском парке "Осень в Простоквашино".

Совершили пешеходную экскурсию на почту.

Самостоятельно изучили другие улицы города, кроме тех, на которых живут ученики нашего класса.

Написали сочинения.

Сделали фотографии.

В итоге получился альбом "Люблю тебя, мой край родной"

/Приложение №1 Утренник "Люблю тебя, мой край!"/

Снова наступила осень. Наши герои перешли во второй класс. Они организованы, активны, дружны. Чем же занимались ребята?

Во 2-м классе мы:

  • расширяли знания об истории своей семьи, школы, города
  • знакомились с символикой Российского государства
  • продолжали знакомиться с краеведческим отделом историко-художественного музея
  • расширяли знания о Палласовском районе, о труде людей родного края
  • устанавливали экологические взаимосвязи в природе и жизненную необходимости охраны своего здоровья
  • продолжали знакомиться с традициями разных народов

Важно вести работу по формированию у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Прежде всего осознание своего "Я", как основного этапа всей работы, начинается с понимания того, что каждый ребёнок имеет своё имя, что каждое имя что-то означает. Я рассказываю кто из великих людей носил такое же имя. У детей укрепляется сознание собственной индивидуальности, повышается самооценка, они чувствуют интерес и уважение к собственной персоне со стороны окружающих, как взрослых, так и сверстников.

Взаимодействие с семьёй имеет продолжение в виде выстраивания генеалогического древа, составления эскиза "Герб моей семьи", семейных альбомов, рисования на тему "Моя семья", "Семейные традиции". Обычно родители подходят к выполнению таких заданий с энтузиазмом, проявляя выдумку и фантазию.

Эта работа призвана помочь ребёнку понять связь времён, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Родители моего класса принимали активное участие во всех конкурсах, где раскрывали свои творческие способности.Со своеобразием родного региона - Поволжья знакомлю школьников не только с помощью информации, но и представляю им возможность переживать, сочувствовать. Другими словами подбираю те методы ознакомления с родным краем, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей. Стараюсь взаимодействовать с краеведческими центрами города: станцией юного натуралиста, Домом детского творчества.

Наш класс принимал участие в конкурсе плакатов "В гостях у планеты Земля", подготовили танец "Берёзка к празднику "С Днём рождения Земля", в конкурсе поделок из природного материала "Как прекрасен этот мир", в конкурсе поделок художественных картин "Мы с семьёй стоим у заводи речной", приуроченного ко Дню Семьи. А в феврале этого года мы участвовали в областном конкурсе в номинации "Это удивительное солёное тесто" и заняли призовое место на тему "Откуда берутся дети". В классе провели праздник "Нет дерева сердцу милей:" (праздник русской берёзки в начальной школе).

В течение года продолжалась работа по изучению обычаев и традиций разных народов. И итогом всей этой работы был проведён в школе большой праздник "Фестиваль дружбы народов". Ответственными за проведение этого праздника были учащиеся моего класса. Дети показывали культуру того народа, которого досталось при жеребьёвке. На фестивале демонстрировались народные промыслы, произведения профессионального искусства, легенды, сказки, танцы, песни местного населения.

А сколько было совершено тематических экскурсий с целью воспитания эстетического вкуса, любви к пейзажам родного края в разные времена года.

Незаметно подкрался и следующий год - обучения, совместного проживания бурной школьной жизни.

В 3-м классе мы:

  • продолжали расширять знания о родном городе, его предприятиях, достопримечательностях;
  • знакомились с историей города в годы Великой Отечественной Войны и вкладом наших земляков в победу над врагом;
  • устанавливали неразрывную связь истории родного города с историей страны;
  • расширяли знания о природных ресурсах края, их использовании и значении для всей страны.

В 3-м классе расширение знаний о родном городе, о стране идёт через следующие формы работы:

  • тематические праздники с приглашением ветеранов войны и труда;
  • беседы о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной Войны, войны в Афганистане и Чеченской республики;
  • спортивные праздники с военно-патриотическим содержанием;
  • конкурс-викторина "Россия - Родина моя"
  • Большое значение имело участие детей в праздниках, таких как "День города", "День Победы", "День защитника Отечества".

В классе я провела конкурс сочинений на тему "Война в твоей семье". Дети тут же откликнулись и большую помощь им оказали взрослые. С какой любовью и трепетностью дети писали о своих прадедушках и прабабушках, которые волей неволей оказались свидетелями той страшной войны.

Вот например выдержки одного из сочинений: "С нежностью и благодарностью пишу эти строки о своей бабушке: Ты не сломалась, не отклонила голову перед жизненными невзгодами. Ты умеешь создавать вокруг себя пространство любви: Мы твои внуки низко кланяемся тебе и говорим: спасибо! Мы берём с тебя пример"./Приложение №5/

Стало традицией в нашей школе проведение спортивных праздников с военно-патриотическим содержанием. В игре "Зарничка" (с обязательным участием пап) дети показывали выправку "на параде войск перед главнокомандующим армии", "отражали" танковую атаку, метко попадая "гранатами" в неприятеля, ликвидировали "очаги заражения", уничтожали "вражеские крепления". По окончании игры - салют в честь юных армейцев, горячий чай из самовара прямо на заснеженном поле.

Прошёл ещё один год. Совсем взрослыми стали ребята, самостоятельными.

В 4-м классе мы:

  • расширяли свои знания об истории родного города;
  • узнавали значение строительства железной дороги для развития города;
  • знакомились с жизнью и бытом первых переселенцев;
  • продолжали расширять знания о природных ресурсах края;
  • устанавливали уникальность природы края и использование целебных свойств грязи и рапы озера Эльтон, значение грязелечебного курорта;
  • знакомились с лекарственными растениями редкими видами животных и птиц, занесённых в красную книгу Волгоградской области.

Изучая природу Палласовского района, дети узнали, что на территории нашего края есть знаменитый природный парк "Эльтонский". Ребята с интересом стали изучать историю открытия грязелечебного курорта. Я предложила детям провести исследовательскую деятельность о значении "Природного парка "Эльтонский"". Но сначала они должны были собрать материал для сообщений:

  • о строительстве железнодорожной станции "Эльтон";
  • о том, в каком году начала функционировать лечебница;
  • кто пользовался в первую очередь лечебным источником.

Ребята собрали богатый материал. Но, чтобы воотчую насладиться красотами парка, было решено совершить выездную экскурсию на озеро Эльтон. Это была незабываемая поездка. Сотрудники парка провели для нас познавательную экскурсию. "Недавняя глушь безлюдной степи, в которой трудно было встретить живое существо, уже стала курортом:" Ребята узнали, что Эльтон оказался кладовой и огромных запасов не тронутых человеком калийных солей, составной части ценных удобрений.

Приложение.