Цель: Сформировать представление о ведущих религиях мира.
Задачи:
- Расширение представлений о понятиях «вера», «религия». Знакомство с историей появления христианства, буддизма, ислама. Знакомство с основными принципами ведущих религий мира.
- Воспитание уважения и терпимости к различным религиозным взглядам (через выявление общих признаков).
- Формирование навыков сравнительного анализа общественных явлений, поиска и отбора нужной информации.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование и материал к уроку:
- компьютер, экран, проектор;
- таблица «Ведущие религии мира», карточки (Приложение), раздаточный и справочный материал;
- презентация.
Время проведения: спаренный урок.
Ход урока
1. Организационный момент:
2. Введение новой темы:
Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы отправлялись на «экскурсию» в православный храм. Вспомните, православная вера является одной из ветвей религии, которая называется «Христианство». Объясните, почему она имеет такое название?
Кроме христианской религии в мире существует большое количество различных вероисповеданий. С ведущими из них мы сегодня познакомимся.
Слайд №1
Для начала давайте уточним понятия «Вера» и «Религия». Когда человек соглашается с утверждением, не требуя доказательств, тогда мы можем сказать, что он верит. Приведите примеры.
Слайд №2
Любая религия невозможна без искренней веры в существование сверхъестественных сил, которые или помогают человеку, или наказывают его, учат человека праведной жизни.
Слайд №3
В древности существовало большой количество разных религиозных верований. Люди верили в духов предков, обожествляли животных, природные явления от которых зависела их жизнь. Для древнего мира характерно язычество – вера в большое количество богов.
В более поздние эпохи сложились крупные религии, которые в современном мире являются самыми массовыми. Это христианство, буддизм и ислам.
Слайд №4
3. Самостоятельная работа в группах:
Давайте познакомимся с особенностями этих религий и узнаем, есть ли в них что-нибудь общее?
Распределить детей на три группы. Каждая группа ведет поисковую работу в Интернете на предложенных сайтах и заполняет свою карточку (Приложение I) . Если нет возможности работать в Интернете, можно пользоваться раздаточным материалом, энциклопедиями и справочниками.
Группа «Христианство»:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Мировая_религия
- http://school.iot.ru/predmety/geo/nas7.html
- http://vseprostrany.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=28&itemid=61
- http://schools.keldysh.ru/school1413/religija/christ.htm
Группа «Буддизм»:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Мировая_религия
- http://school.iot.ru/predmety/geo/nas7.html
- http://teologosreligion.blogspot.com/p/blog-page_24.html
- http://schools.keldysh.ru/school1413/religija/budd.htm
Группа «Ислам»:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Мировая_религия
- http://school.iot.ru/predmety/geo/nas7.html
- http://teologosreligion.blogspot.com/p/blog-page_1900.html
- http://schools.keldysh.ru/school1413/religija/islam.htm
По окончании поиска каждая группа представляет заполненную карточку для составления общей таблицы «Ведущие религии мира». По мере заполнения таблицы ребята сообщают найденную информацию, учитель дополняет их выступление.
4. Закрепление материала:
Давайте подведем итог наших исследований и заполним таблицу.
Слайд №5
Христианство – одно из крупнейших религиозных направлений - существует почти две тысячи лет. Трудно отыскать такой уголок земли, где бы не исповедали христианство. Более 900 млн. людей на земном шаре являются приверженцами этой религии.
Христианство зародилось на заре новой эры в Палестине. Его возникновение связывают с проповеднической деятельностью Иисуса Христа из Назарета. Имя Иисус – это греческая транскрипция еврейского имени Иешуа, русский перевод имени – «Бог Помощь», «Спасение», отсюда – Спаситель или, в старославянском варианте Спас. Христос – греческое слово, означающее «Помазанник», на древнееврейском – «Мессия».
Рождение Спасителя было предсказано пречистой деве Марии. Когда Иисус родился в Вифлееме, встревожился иудейский царь Ирод. Полагая, что родился претендент на его трон, он приказал убить всех детей в Вифлееме, в возрасте до 2 лет. К счастью, младенец Иисус не пострадал. Спасаясь от преследований Ирода, святое семейство бежало в Египет и, переждав тяжелые времена, вернулось обратно. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он был крещен, признан сыном Божиим и стал проповедовать слово Божие (десять святых заповедей).
История становления христианства и основные факты биографии Христа записаны в Библии. Библию называют Книгой Книг. Само слово «Библия» в переводе с греческого означает «книга» и происходит от названия города Библ, где вырабатывали папирус для письма.
Христианин обязан, во-первых, знать закон Божий, свою веру, а во-вторых, исполнять закон Божий, или святые заповеди.
Слайды №6 -12
Буддизм – древнейшая из мировых религий; его появление опередило христианство на 5 веков, а ислам на 12 веков. Родина буддизма – Индия. Название религии произошло от слова Будда – «просветленный». У человека, носившего имя Будды, существует две биографии. В одной отражена судьба реального человека, другая – это собрание мифов и легенд.
Согласно мифологическому описанию, будущий Будда, до того как родиться в облике человека, перерождался 550 раз. Так было, пока боги не решили, что пришло время родиться в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье царя было его последним рождением. Именно поэтому его назвали Сиддхартха (тот, кто достиг цели). Отец принца желал, чтобы сын стал могущественным правителем, способным установить праведный порядок на земле; но аскет Асита Деваля предрек, что мальчик будет великим отшельником.
Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец окружил своего сына чудесными вещами, красивыми, беспечными людьми, создал атмосферу вечного праздника, чтобы сын никогда не узнал о горестях этого мира.
Но усилия отца оказались напрасными. Принц три раза тайно выбирался из дворца. В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги; во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он увидел похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни.
Потрясенный увиденным, он решил искать выход из ловушки: болезнь - старость – смерть. Когда ему исполнилось 29 лет, принц оставил семью и стал бродячим отшельником. Путем медитации ему открылась высшая истина – дхарма. С этого момента принц и стал Буддой – Просветленным, или Пробужденным – и принял решение учить Дхарме (истине) всех людей.
Каноническую литературу буддистов называют Типитака (санскритское - Трипитака), что буквально означает „тройная корзина" и переводится обычно так: „Три корзины закона (учения)". По-видимому, тексты, писавшиеся первоначально на пальмовых листьях, держались когда-то в плетеных корзинах.
Слайды №13 – 23
Ислам – арабское слово и буквально переводиться как «покорность», в религиозном смысле под этим словом подразумевается покорность Аллаху. Ислам – религиозная система со строгим монотеизмом (единобожием). Историческое начало ислама относится к первой половине VII века, возник он в Азии на Аравийском полуострове (ныне - королевство Саудовская Аравия). Мекка – это город, где возник ислам и родился его основатель Мохаммад.
По преданию, Аллах избрал Мохаммада своим посланником на земле и через Джабраила (Гавриила) передал Мохоммаду Коран на арабском языке, а тот, в свою очередь, эту священную книгу донес до людей. Весть о пророчестве столкнула Мохаммада и его последователей со знатью города Мекки, которая была настроена очень враждебно. Началась борьба, она длилась 10 лет. Люди, принесшие клятву верности Аллаху, готовы были защищать новую веру даже ценой жизни. Мохаммад переселился в город Ясриб, который стал называться Мединой (городом Пророка). Именно в этом городе появилась первая мусульманская община, были созданы все основные предписания мусульманского образа жизни и главные обряды новой религии – ислама.
Через несколько лет войны мекканская знать вынуждена была вступить в переговоры. В результате переговоров было зафиксировано важное соглашение, по которому мединским мусульманам разрешалось беспрепятственное паломничество в Мекку. В 630 году Мекка отказалась от войны с Мохаммадом и сдалась без боя. С триумфом войдя в город, Мохаммад демонстративно уничтожил языческих идолов, а большинство мекканцев было принято в мусульманскую веру.
Классическая мусульманская религия состоит из двух основных частей:
- Аль-имана (вера) – теория религиозно-философского учения, т. е. веры в истинность ислама, в его догматы.
- Ад-Дин (совокупность религиозных обязанностей) – практика религиозной деятельности. Базируется на пяти столпах – обязательных предписаний:
- Исповедание веры.
- Молитва – в течении суток мусульманин совершает молитву 5 раз.
- Пост (в течение 30 дней поста верующим запрещается есть, пить, курить в светлое время суток).
- Милостыня (налог в пользу нуждающихся мусульман).
- Паломничество в Мекку.
Главное содержание учения ислама изложено в священной книге – Коране.
Слайды №24 – 32
5. Вывод:
Ребята, мы познакомились с самыми крупными религиозными направлениями в мире. Посмотрите внимательно на таблицу и сделайте вывод. В чем заключаются отличия различных вероисповеданий? А есть ли в них что-либо общее?
Слайд №32
Дети обсуждаю, делают самостоятельные выводы.
Итак, глядя на таблицу, мы можем сказать, что в каждой религии есть похожая структура организации – основоположник учения, само учение, священные книги, цикл обрядов и праздников, культовые постройки. А самое главное - ведущие мировые религии, несмотря на их отличия, учат людей похожим правилам жизни (терпимости, скромному и простому быту, чистоте поступков и помыслов, нравственному поведению, верности своему Богу).
6. Домашнее задание:
Слайд №33
В нашем городе тоже есть религиозные общины. Постарайтесь узнать, к каким мировым религиям они относятся, соберите информацию о наших городских храмах.
6. Рефлексия «Продолжи предложение»:
Слайд №34
- Сегодня на уроке я открыл для себя…
- Мне понравилось на уроке то, что…
- Меня удивило то, что…
- Мне захотелось…
- Если бы я был учителем, то …
До свидания, спасибо за работу!
Использованная литература и интернет-ресурсы:
- Религии мира.10-11 класс.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений/Л.Г. Жукова, А.В. Журавский, А.В. Пименов, Н.В. Шабуров - М.: Дрофа; наталис,1997.
- Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998.
- Большой энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия», СПб.: «Норинт», 2002.
- http://www.numi.ru/fullview.php?id=19707&op=thanks
- http://www.mirgeografii.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-religii-mira-skachat-besplatno.html
- http://mygeog.ru/religii-mira-prezentaciya-skachat/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Мировая_религия
- http://school.iot.ru/predmety/geo/nas7.html
- http://vseprostrany.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=28&itemid=61
- http://schools.keldysh.ru/school1413/religija/christ.htm
- http://teologosreligion.blogspot.com/p/blog-page_24.html
- http://schools.keldysh.ru/school1413/religija/budd.htm
- http://teologosreligion.blogspot.com/p/blog-page_1900.html
- http://schools.keldysh.ru/school1413/religija/islam.htm
- http://cursorinfo.co.il/news/novosti/2010/08/12/islam/