Цель: развитие позитивной Я-концепции.
Материал: настольные лампы, листы бумаги, цветные карандаши.
Разминка.
Учитель: - Какое у вас сейчас настроение?
- Продолжите фразу "Я хочу пожелать всем:"
Основная часть занятия.
Учитель: - Ребята, помните, мы с вами рисовали автопортреты в прошлом году? Что такое автопортрет?
Ученики: - Да, художник - автор, рисует самого себя.
Учитель: - Об интересных фактах, связанных с автопортретами, вам сегодня расскажет ученик. Приложение 1.
Учитель: - Какой портрет мы рисовали?
Ученики: - Мы придумывали себе костюмы. Нарисовали себя в полный рост. Нарисовали красивую одежду, такую, как нам нравится. Придумывали причёски. И мы рассказывали о себе.
Учитель: - Очень хорошо. Сегодня мы тоже будем рисовать автопортрет, но по-другому. Вы выросли, изменились, похорошели, и автопортрет будет другим. Каждый человек - особенный. В мире нет ни одного человека в точности такого же, как ты. И ты не похож ни на кого. (Обращается к каждому ученику).
- А может быть я неправа, и есть человек, который походит на тебя? Или ты походишь на него. Как вы считаете?
Ученики: - Есть люди, похожие на кого-нибудь. Например, я похож на своего папу.
- Моя сестра очень похожа на меня.
Учитель: - Действительно, есть общие черты у родных, близких людей. И даже у незнакомых. Вероятно, я неправа. Может у нас в классе есть похожие люди. Кто у нас голубоглазый? Темноволосый? Кто у нас быстрый в движениях? Кто может быстро заплакать? Засмеяться? (Дети группируются.)
Учитель: - Смотрите, есть дети с одинаковыми чертами. А одинаковые они?
Ученики: - Нет, они только похожи.
Учитель: - Да, никто не выглядит точно так же, как ты, не говорит и не ходит, как ты, не думает в точности так же, как ты. Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и двух одинаковых людей.
- У каждого из вас есть собственные таланты и способности, каких нет ни у кого другого.
- Ты уникальный, единственный! Что делает тебя особенным?
Ученики: - Я умею хорошо читать, и ёще я собираю из "Лего" разные машинки.
- А я научился танцевать.
- Я занимаюсь в кружке рисования, и мои работы участвуют в выставке в Доме культуры.
- У меня много друзей.
Учитель: - Для того, чтобы нарисовать автопортрет, надо встать в профиль рядом с листом бумаги. (Один из учеников направляет свет так, чтобы тень падала на бумагу. Другой ребёнок очерчивает профиль на бумаге. Можно украсить свой портрет.) Приложение 2
Учитель: - Сейчас я буду читать слова. А вы подумайте, подходят они вам? Если подходят, пишите внутри этого профиля. Не спешите, слова я буду повторять.
Энергичный, добрый, заботливый, дружелюбный, скромный, трудолюбивый, аккуратный, драчливый, щедрый, мягкий, смешной, задиристый, застенчивый, бережливый, доверчивый, шумный, весёлый, организованный, самостоятельный, тактичный, любящий, спокойный, надёжный, честный, любопытный, счастливый.
Учитель: - Нарисуйте или напишите ещё что-нибудь, характерное для себя. Что тебе нравится самому, даже если это никому больше не нравится. (Когда работа закончена, все портреты вывешиваются на доске без подписи).
- Попробуйте узнать друг друга.
Итог занятия.
Учитель: - Вы прекрасно справились с заданием. Вы узнали друг друга по автопортретам, потому что каждый из вас уникален и единственный. Ждём ответа на вопрос Почемучки: "Кто из художников считается рекордсменом по написанию автопортрета?".