Межпредметная аттестация в 7-м классе по русскому языку и биологии как комплексная подготовка к ГИА, ЕГЭ и средство реализации компетентностного подхода в обучении

Разделы: Биология, Русский язык, Общепедагогические технологии


Окончание 7 класса - важный этап завершения систематического курса морфологии и орфографии по русскому языку и изучения курса зоологии по биологии.

Думается, в современной ситуации применения компетентностного подхода в обучении было бы целесообразным предложить семиклассникам не только проверить и закрепить свои знания по данным курсам, но и поработать с научно-популярным текстом и в то же время оказаться в ситуации, приближенной к ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.

Сотрудничество филолога и биолога - вещь плодотворная: тексты, используемые на биологии, дают возможность применения различных компетентностей: как общеучебных так и специальных. Что же получилось в результате реализации данного совместного проекта у нас и наших учащихся?

Представим текст и наши задания к нему, а затем приведём рефлексивные заметки учащихся и учителей по итогам реализации проекта.

Рыбы-бабочки.

1. Выбирая обитателей для комнатного водоема, можно руководствоваться разными мотивами: кто-то хочет завести аквариум для ребенка и покупает рыб, которые смогут выжить в любых условиях; кто-то, увлеченный рыбьими повадками, норовит подобрать каких-нибудь необычных рыбок - сомиков, которые плавают "вверх ногами", или ромисов, вынашивающих икру во рту; кто-то хочет, чтобы в его аквариуме плавали самые-самые красивые рыбы.

2. Конечно, и рыбью красоту каждый оценивает по-своему: один не может устоять перед яркими красками меченосцев и гуппи, другой предпочитает утонченную и изысканную красоту харацинид, третьему нравится элегантность скалярий...

3. Но около этой рыбки не останавливается, забывая, за чем пришел, по-моему, только тот, кто знает, как она выглядит по-настоящему.

4. Ведь расцветка рыбы, плавающей в садке продавца, - лишь бледное отражение той красоты, которую она приобретет в оформленном декоративном аквариуме.

5. Но и это "отражение" завораживает.

6. По золотисто-желтому телу и плавникам разбросаны мелкие искрящиеся голубые точки, благодаря которым рыбка просто сверкает.

7. Иногда видно 5-6 слабо выраженных темных полос. Вертикальная черная полоса проходит через глаз.

8. Тело рыбки высокое, сжатое с боков, с высоким спинным плавником.

9. На боку - крупное темное пятно.

10. Брюшко у самцов розоватое, у самок - малиновое.

11. Окраска в значительной степени зависит от того, под каким углом на рыбку падает свет, и, перемещаясь по аквариуму, она переливается пурпурными и фиолетовыми оттенками.

12. Видимо, за эту окраску и назвали ее бабочкой, а точнее - хромисом-бабочкой Рамиреза

13. При оптимальных условиях содержания рыбка-бабочка станет украшением любого аквариума.

14. В период же нереста, когда окраска становится более интенсивной, эти рыбки просто неотразимы.

15. В естественных условиях хромис-бабочка Рамиреза живет в Южной Америке чуть севернее экватора, в мелких теплых речках верховий бассейна Ориноко и некоторых других рек Венесуэлы и Колумбии.

16. В 50-х гг. XX в. ее акклиматизировали и в Юго-Восточной Азии и Индонезии - на рисовых чеках.

17. За прошедшие 40 лет рыбки здесь сформировали свою географическую расу, представители которой крупнее своих южноамериканских собратьев (достигают не 5, а 7 см в длину) и несколько отличаются по окраске.

18. Содержание рыбки-бабочки в аквариуме не представляет особого труда. 19. Для пары рыб необходим аквариум емкостью 25 л, для двух пар - 40 л, для стайки рыбок из 10 штук - 70 л.

20. Аквариум с хромисами-бабочками должен быть засажен растениями таким образом, чтобы в нем были затененные уголки, которые рыбки могли бы использовать в качестве укрытий, но при этом оставалось бы и достаточно свободного пространства для плавния.

21. Воду эти рыбки предпочитают торфованную, часть которой периодически надо заменять на свежую.

22. Желательно наличие аэрации.

23. Необходимая температура воды для содержания этих рыбок - 24- 26 градусов, жесткость - до 10-12 градусов, pH - от 6.4 до 7,0. При снижении температуры ниже 22 - 23С рыбки часто начинают болеть и погибают.

24. К сожалению, у этих красавиц есть один недостаток - живут они относительно недолго, обычно 2-4 года.

25. В связи с этим, наверное, и созревают рано - уже в 4- 8-месячном возрасте рыбки готовы к размножению.

26. Инициировать нерест папилиохромистов достаточно просто- необходимо только немного поднять температуру воды в аквариуме - до 28-30 С, а также добавить немного более мягкой, но свежей воды.

27. Правда, необходимо помнить и о том, что рыбки-бабочки, как и другие цихлиды, сами выбирают себе пару.

28. Поэтому лучше всего сразу приобрести не менее 5-6 рыбок, а когда они подрастут - понаблюдать за их выбором.

29. Нерестятся хромисы-бабочки на различный субстрат: чаще всего а пещерку (например, цветочный горшок) или на гладкий камень, который предварительно очищают, собирая мусор ртом и выплевывая его в стороне.

30. Реже они выкапывают для откладки икры песочную ямку.

31. Размножаются папилохромисы 2-3 раза в году.

32. Самка обычно откладывает 8-120, но иногда и более 200 икринок.

33. "Правильные" родители ухаживают за кладкой, выбраковывая заболевшие икринки, а затем вместе заботятся о вылупившихся мальках.

34. Однако очень часто рыбки избавляют себя от этих хлопот, без всякого зазрения совести поедая собственную кладку.

35. После нереста надо либо перенести икру в чистый аквариум с водой, идентичной по своим характеристикам воде в нерестовом водоеме - если нерест происходил в аквариуме, либо просто отсадить родителей, если для размножения им был предоставлен отдельный нерестовник.

36. В аквариуме-инкубаторе необходимо наладить аэрацию и добавить туда раствор метиленового синего -так, чтобы вода стала темно-синего цветы.

37. Метиленовый синий предохранит развивающиеся икринки от заболевания грибком.

38. Важно не прозевать момент выклева, который происходит, в зависимости от температуры воды, через 2-5 суток.

40. Еще скорее это произойдет, если поднять температуру до 36 С.

41. После выклева практически всю воду в аквариуме необходимо будет сменить на новую с такими же характеристиками.

42. Через 3-8 суток личинки превратятся в мальков, начнут плавать и активно питаться.

43. В качестве корма годятся инфузории, "живая пыль", науплии циклопов и артемий, вареный яичный желток.

44. В норме молодые хромисы-бабочки начинают окрашиваться, начиная с 3-месячного возраста.

Задания по биологии. Прочти текст и ответь на предложенные вопросы.

1. Почему в период нереста рыбки-бабочки становятся ярче? (26.)

2. Перечислите условия, необходимые в аквариуме для содержания рыбки-бабочки.(26.).

3. Чем объясняется способность рыбок-бабочек к раннему размножению?(1б.)

4. Как сказывается на поведении рыбок- бабочек снижение и повышение температуры воды в аквариуме? (16.).

5. Опишите поведение рыбок-бабочек во время нереста. (26.)

6. Для чего необходимо добавлять метиленовый синий в аквариум-инкубатор? (16.)

7. От чего зависит время появления мальков из икринок? Ответ поясните. (16.)

Рекомендации по оцениванию и проверке уровня сформированности ключевых компетенций.

1-й вопрос оценивается в 2 б.

Проверяемые компетенции:

а) учебно-познавательная;

б) ценностно-смысловая;

в) коммуникативная;

2-й вопрос оценивается в 2 б.

Проверяемые компетенции:

а) учебно-познавательная;

б) ценностно-смысловая;

в) коммуникативная;

3-й вопрос оценивается в 1 б.

Проверяемые компетенции:

а) учебно-познавательная;

б) коммуникативная;

4-й вопрос оценивается в 26.

Проверяемые компетенции:

а) учебно-познавательная;

б) ценностно-смысловые;

в) коммуникативные;

5-й вопрос оценивается в 26.

Проверяемые компетенции:

а) учебно-познавательная;

б) ценностно-смысловая;

в) коммуникативная;

6-й вопрос оценивается в 16.

Проверяемые компетенции:

а) учебно-познавательная;

б) ценностно-смысловая;

в) коммуникативная;

7-й вопрос оценивается в 16.

Проверяемые компетенции:

а) учебно- познавательная;

б) ценностно-смысловая;

в) коммуникативная;

Задания по русскому языку.

Из предложения 1 выпишите слово (слова) с чередующейся гласной в корне слова, написание которой зависит от последующего суффикса. (2 б.)

Из предложений 2-5 выпишите наречие (наречия), которое (которые) пишется (пишутся) через дефис. (2 б.)

Из предложений 1-3 выпишите действительное причастие настоящего времени. (2 б.)

Из предложений 24-26 выпишите все предлоги. (3 б.)

Из предложений 11- 14 выберите предложение, в котором есть деепричастный оборот. Напишите номер этого предложения. (2 б.)

Найдите среди предложений 38 - 42 предложение с однородными членами предложения. Напишите номер этого предложения. (2 б.)

Выпишите грамматическую основу предложения 42. (2 б.)

Рекомендации по оцениванию и проверке уровня сформированности ключевых компетенций.

8 вопрос оценивается в 2 б.

Проверяемые компетенции:

а) учебно-познавательная;

б) языковая;

в) коммуникативная.

9 вопрос оценивается в 2 б.

Проверяемые компетенции:

а) учебно-познавательная;

б) лингвистическая;

в) языковая;

г) коммуникативная.

10 вопрос оценивается в 2 б.

Проверяемые компетенции:

а) учебно-познавательная;

б) лингвистическая;

в) коммуникативная.

11 вопрос оценивается в 3 б.

Проверяемые компетенции:

а) учебно-познавательная;

б) лингвистическая;

в) языковая;

г) коммуникативная.

12 вопрос оценивается в 2 б.

Проверяемые компетенции:

а) учебно-познавательная;

б) лингвистическая;

в) языковая.

13 вопрос оценивается в 2 б.

Проверяемые компетенции:

а) учебно-познавательная;

б) лингвистическая;

в) языковая.

14 вопрос оценивается в 2 б.

Проверяемые компетенции:

а) учебно-познавательная;

б) лингвистическая;

в) языковая.

Комплексное задание по тексту:

Напишите сочинение-рассуждение "Почему рыбки-бабочки выбираются для домашнего аквариума?", используя материал текста, но не переписывая его.

Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения:

Понимание научного смысла текста - до 2 баллов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения - до 2 баллов.

Композиционная стройность работы - до 1 балла.

Соблюдение орфографических норм - до 2 баллов.

Соблюдение пуктуационных норм - до 2 баллов.

Соблюдение грамматических норм - до 2 баллов.

Соблюдение речевых норм - до 2 баллов.

Фактическая точность - до 2 баллов.

Итого максимально за сочинение- рассуждение - 15 баллов.

Ключевые компетентности, проверяемые в комплексном задании:

Учебно-познавательная;

Ценностно-смысловая;

Коммуникативная;

Языковая.

Рефлексия экзамена учащимися 7 А класса.

Ребятам были предложены такие вопросы:

Опишите ваши чувства и эмоции в период экзамена.

Какие трудности у вас возникали?

Какие вы видите "плюсы" данной формы работы? А "минусы"?

Продолжите, пожалуйста, фразу: "Мне бы хотелось заметить по поводу экзамена, что:".